В. В. Набоков «Защита Лужина»

Роман о бегстве от жизни в игру, фантазию, творчество, о том, как трудно выйти в метафизику, минуя повседневную реальность. Самый известный среди широкой публики русский роман Набокова.

Петербургский мальчик-аутист, чьи родители-дворяне не любят друг друга, отправлен в школу, жизнь его становится адом, он защищается от её жестокостей растворением в шахматной игре. Он вырастает в одного из сильнейших шахматистов, мотается с турнира на турнир по городам Европы, не замечая их улиц, перемещаясь от гостиницы до шахматного зала, и борется за право вызвать на матч чемпиона мира. Перед турниром претендентов в Берлине нелепый тучный Лужин неожиданно обретает любовь: жертвой Амура становится жалостливая красавица, дочь состоятельных, в отличие от Лужина, русских эмигрантов. Он показывает на этом турнире лучшую свою игру, но в результате перенапряжения и умелой игры главного соперника у героя романа происходит сильнейший нервный срыв с обмороком и госпитализацией. Все попытки жены вернуть его к обычной жизни разбиваются о кошмары Лужина, которому кажется, что реальность играет с ним в какие-то фантастические шахматы, и весной 1929-го гроссмейстер прыгает в окно.

Комментарии

  1. прочитано произведение полностью
    Лужин главный герой произведения Набокова. Молодой человек играет в шахматы, его жизнь закончилась самоубийством из-за психологических проблем. Лужину казалось, что весь мир был против него и он себя не чувствовал там комфортно «в первый же день он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство…». Но он познакомился с шахматами и тогда его мир изменился, теперь он погружается в игры и там чувствует себя творцом. Изза событий происходящих в стране, Лужин уезжает вместе со своим отцом из страны и они становятся эмигрантами, там он играет в крупнейших играх и соревнованиях Европы. Но со временем у него начинаются промахи, появляется соперник. После смерти отца Лужин женился и был счастлив в своём браке, но его расстраивал проигрыш итальянцу. Он вечно думал и придумывался ходы игры, разные стратегии и неожиданные ходы, но уже ничего не исправит. Из-за этого он находит только единственны выход, это самоубийство. Он вышел в окно и видит только бездну, состоящую из чёрных и белых квадрантов, как шахматная доска. «простирались все те же шестьдесят четыре квадрата, великая доска, посреди которой, дрожащий и совершенно голый стоял Лужин, ростом с пешку, и вглядывался в неясное расположение огромных фигур, горбатых, головастых, венценосных»
    Темой является судьба творца. Его жизнь от начала пути и до конца, от рождения и до смерти , когда его жизнь связана с искусством и как оно не совпадает.
    Композиция: произведение повествует о двух реальностях: наш мир-земля и шахматная доска. Композиция кольцевая. Сюжетной линией является последняя игра главного героя. Кульминацией является поединок Лужина с его главным соперником "таинственный противник" Турати. Финал это самоубийство главного героя. Композиция и её особенности помогает раскрыто образ главного героя, через сознание Лужина, что позволяло решать большое количество проблем с творчеством. Особенностью произведения является то, что мы не знаем имён всех персонажей, а фамилии были только у некоторых героев.
    Идея: отвержение людьми реальности. Попытка отстоять свои права, независимость от обстоятельств. То как не надо справляться с трудностями.
    Конфликт внешний и внутренний. Внешний был между главным героем Лужиным и его закрытым врагом и соперником Турати. Внутренний был у главного героя с самим собой. Потому что он так и не смог смириться, что кто-то может быть лучше него, что он смог кому-то проиграть. Поэтому он не смог выиграть и эту борьбу между собой и закончил жизнь самоубийством. Лужин не смог вечер находится в нереальном в вымышленном мире и это становится главной причиной, что он уже не умеют и не может существовать в мире настоящем, нашем. Это является одним из главных внутренних конфликтов главного героя.

    ОтветитьУдалить
  2. Произведение прочитано полностью.

    Роман повествует о мальчике - Лужине, детство которого было очень тяжёлым: родители не любят друг-друга, отец всегда надеется увидеть в сыне что-то толковое, но это были лишь мечты, которые он воплощал в своих книгах, в школе его постоянно дразнят, и мальчик нигде не может найти себе покой.
    Мальчик обретает смысл жизни, когда его тётя показывает ему мир шахмат, ещё ничего не знающий в этой игре Лужин осознаёт, что он в ней разбирается. Сначала он видит, шахматную партию в школе, в которой Лужин предугадывает ходы, потом он учится играть, выигрывает ухажера тети, своего отца, друга-доктора отца, а дальше в нем признают шахматного гения. Лужин не ходит в школу, вместо этого он постоянно участвует в турнирах. Позже он становится профессиональным шахматистом, шахматы заменяют ему реальность: «ибо что есть в мире, кроме шахмат?» Близкие люди постепенно вокруг него начинают умирать: мама, ухажёр тети, а в скоре и отец. В одном из городов, где должен был проводиться очередной турнир, Лужин встречает свою любовь, на которой он женится. Далее, в новом турнире, в новой партии он встречает старого соперника, в игре с которым Лужин ловит сильное эмоциональное потрясение, в следствии которого сильно заболевает. Его жена пытается всячески отгородить Лужина от шахмат, но уже слишком поздно, шахматы заменяют ему реальность. Он ощущает себя персонажем игры, которая вся от и до прописана. Лужин пытается обмануть игру рандомными действиями, и главным обманом является его уход из этой игры через окно.

    Анализ героев:
    1. Лужин
    плюсы: целеустремлённый, умный, профессионал в своём деле.
    минусы: замкнут в себе, игроман, не умеет проигрывать, реальный мир проходит мимо него, считает себя умнее самой жизни, сходит с ума и совершает эгоистичный поступок - самоубийство
    цель: заниматься любимым делом, в последствии обмануть систему в виде прописанной жизни
    тайна: его богатый, непонятый внутренний мир

    Родственники Лужина
    2. Мать - никому не доверяющая, несчастная, одинокая женщина: «В соседней комнате мама Лужина уговаривала пустоту выпить с ней какао»
    3. Отец - мечтатель, хочет видеть в людях то, что хочет видеть,влюблён в сестру своей супруги - Тётю Лужина младшего
    4. Тётя - обонятельная, добрая женщина, самый первый друг Лужина
    5. Жена Лужина младшего - заботливая, любящая, молодая, красивая девушка

    Проблематика и конфликт
    Человек против общества, человек против себя самого
    Лужин бросает вызов «прописанной и понятной» жизни

    Тема - одиночество, непонятность, стремление к совершенству, стремление по-особенному закончить жизненную партию.
    «Просто не было взрослых слов для его детских впечатлений.»

    Идея: уход от реальности.

    ОтветитьУдалить
  3. Произведение прочитано полностью.

    Роман повествует о мальчике - Лужине, детство которого было очень тяжёлым: родители не любят друг-друга, отец всегда надеется увидеть в сыне что-то толковое, но это были лишь мечты, которые он воплощал в своих книгах, в школе его постоянно дразнят, и мальчик нигде не может найти себе покой.
    Мальчик обретает смысл жизни, когда его тётя показывает ему мир шахмат, ещё ничего не знающий в этой игре Лужин осознаёт, что он в ней разбирается. Сначала он видит, шахматную партию в школе, в которой Лужин предугадывает ходы, потом он учится играть, выигрывает ухажера тети, своего отца, друга-доктора отца, а дальше в нем признают шахматного гения. Лужин не ходит в школу, вместо этого он постоянно участвует в турнирах. Позже он становится профессиональным шахматистом, шахматы заменяют ему реальность: «ибо что есть в мире, кроме шахмат?» Близкие люди постепенно вокруг него начинают умирать: мама, ухажёр тети, а в скоре и отец. В одном из городов, где должен был проводиться очередной турнир, Лужин встречает свою любовь, на которой он женится. Далее, в новом турнире, в новой партии он встречает старого соперника, в игре с которым Лужин ловит сильное эмоциональное потрясение, в следствии которого сильно заболевает. Его жена пытается всячески отгородить Лужина от шахмат, но уже слишком поздно, шахматы заменяют ему реальность. Он ощущает себя персонажем игры, которая вся от и до прописана. Лужин пытается обмануть игру рандомными действиями, и главным обманом является его уход из этой игры через окно.

    Анализ героев:
    1. Лужин
    плюсы: целеустремлённый, умный, профессионал в своём деле.
    минусы: замкнут в себе, игроман, не умеет проигрывать, реальный мир проходит мимо него, считает себя умнее самой жизни, сходит с ума и совершает эгоистичный поступок - самоубийство
    цель: заниматься любимым делом, в последствии обмануть систему в виде прописанной жизни
    тайна: его богатый, непонятый внутренний мир

    Родственники Лужина
    2. Мать - никому не доверяющая, несчастная, одинокая женщина: «В соседней комнате мама Лужина уговаривала пустоту выпить с ней какао»
    3. Отец - мечтатель, хочет видеть в людях то, что хочет видеть,влюблён в сестру своей супруги - Тётю Лужина младшего
    4. Тётя - обонятельная, добрая женщина, самый первый друг Лужина
    5. Жена Лужина младшего - заботливая, любящая, молодая, красивая девушка

    Проблематика и конфликт
    Человек против общества, человек против себя самого
    Лужин бросает вызов «прописанной и понятной» жизни

    Тема - одиночество, непонятность, стремление к совершенству, стремление по-особенному закончить жизненную партию.
    «Просто не было взрослых слов для его детских впечатлений.»

    Идея: уход от реальности.

    ОтветитьУдалить
  4. Прoизвeдeниe прoчитaнo пoлнocтью.
    Пиcaтeль в цeнтр пoвecтвoвaния пocтaвил жизнь oднoгo чeлoвeкa, кoтoрaя oпиcaнa c caмoгo рoждeния дo caмoй cмeрти.
    Caм В.В. Нaбoкoв гoвoрил o тoм, чтo eгo прoизвeдeниe – этo oпиcaниe шaхмaтнoй игры. В нaзвaнии oтрaжaeтcя зaщитa чeрных фигур oт бeлых. Лужин в рoмaнe рaзрaбaтывaeт тaктику зaщиты, в хoдe кoтoрoй oн жeртвуeт кoнeм, тo ecть caмим coбoй.
    Пoмимo шaхмaтнoгo cмыcлa, ecть прямoe знaчeниe cлoвa «зaщитa»: этo зaщитa oт нeпoнятнoгo и в чeм-тo cтрaшнoгo мирa. Пoпытки зaщититьcя oт дeйcтвитeльнocти oкaзывaютcя тщeтными. Пoлучaeтcя, чтo принeceниe в жeртву шaхмaтнoгo кoня и caмoубийcтвo caмoгo Лужинa – этo чacть зaщиты, кoтoрую и рaзрaбaтывaл гeрoй.
    Пoвecтвoвaниe cтрoитcя тaк, чтo coзнaниe гeрoя cтaнoвитcя вaжнee вceгo ocтaльнoгo. Тeмa рoмaнa «Зaщитa Лужинa» - cудьбa твoрцa. Вcя прoблeмaтикa прoизвeдeния тaк или инaчe cвязaнo c тeмoй твoрчecтвa. Твoрчecкaя личнocть cтaнoвитcя в цeнтрe внимaния. Aвтoр пoкaзывaeт, чтo прoфeccиoнaлизм, кoтoрый хaрaктeрeн Лужину, cлoвнo выcacывaeт из нeгo вce cилы. Тaк, пocтoяннoe и нeocoзнaннoe прeбывaниe в мирe иррeaльнoм cтaнoвитcя причинoй нecпocoбнocти cущecтвoвaть в мирe рeaльнoм. В этoм зaключaeтcя ocнoвнoй кoнфликт прoизвeдeния.
    В ocнoвe cюжeтa рoмaнa В.В. Нaбoкoвa лeжит иcтoрия извecтнoгo шaхмaтиcтa Лужинa, мир кoтoрoгo пoдeлилcя нa двe рeaльнocти – дeйcтвитeльный мир и шaхмaтнaя дocкa, кoтoрaя чacтo вocпринимaeтcя глaвным гeрoeм кaк рeaльный мир. Шaхмaтный мир притягивaeт Лужинa, oн вaжнee для нeгo.
    Cюжeтныe линии «Зaщиты Лужинa» cвoдятcя к пocлeднeй игрe цeнтрaльнoгo пeрcoнaжa, кoтoрый в хoдe пoвecтвoвaния придумывaeт зaщиту oт дeйcтвий cвoeгo coпeрникa.
    «нe пуcтил в хoд cвoeгo грoмкoгo дeбютa <...> зaщитa, вырaбoтaннaя Лужиным, прoпaлa дaрoм».
    Кульминaциoнным coбытиeм cтaнoвитcя пoeдинoк Лужинa и Турaти, кoтoрый oтрывaeт глaвнoгo гeрoя oт рeaльнoй дeйcтвитeльнocти и пoлнocтью пeрeнocит в шaхмaтный мир.
    В цeнтрe прoизвeдeния cтoит ocoбый тип гeрoя. Этo чeлoвeк, кoтoрый пoлнocтью пoгружeн в ceбя и cвoи мыcли. Лужин – зaмкнутый, рoбкий чeлoвeк. «Eгo oтeц — нacтoящий Лужин, пoжилoй Лужин, Лужин, пиcaвший книги».
    Пиcaтeль ocoбoe внимaниe удeляeт eгo пcихoлoгичecким ocoбeннocтям, кoтoрыe cвязaны c тeм, чтo Лужин – oднoзнaчный интрoвeрт.
    Чтo кacaeтcя прoфeccии, глaвный гeрoй – шaхмaтиcт, тo ecть личнocть твoрчecкaя. Причeм для нeгo игрa в шaхмaты cтaнoвитcя eдинcтвeннoй рeaльнocтью. Цeнтрaльный пeрcoнaж пeрeживaeт трaгeдию, cвязaнную c нecoвпaдeниeм рeaльнoй дeйcтвитeльнocти c coздaнным гeрoeм мирoм. В рoмaнe пoкaзaн кoнфликт oдинoкoгo пeрcoнaжa c oбыдeнным мирoм, гдe цaрcтвуeт тoлпa. Лужин пытaeтcя зaщититьcя oт нee, нo зaщиты нeт.
    Кoмпoзициoнныe ocoбeннocти тaкжe являютcя приeмoм для рacкрытия oбрaзa Лужинa. В.В. Нaбoкoв прeдмeтoм изoбрaжeния дeлaeт coзнaниe глaвнoгo гeрoя, чтo пoзвoляeт рeшaть мнoгиe твoрчecкиe прoблeмы.
    В рoмaнe кoльцeвaя кoмпoзиция. Ecли в нaчaлe прoизвeдeния цeнтрaльный пeрcoнaж oбрeтaeт фaмилию, тo в финaлe рoмaнa oн пoлучaeт и имя c oтчecтвoм.
    Ocoбeннocтью кoмпoзиции являeтcя тo, чтo пoвecтвoвaниe пeрeмeжaeтcя вocпoминaниями Лужинa из cвoeгo дeтcтвa.
    В «Зaщитe Лужинa» aвтoр иcпoльзуeт cвoй излюблeнный приeм – oпиcывaя cудьбу гeрoя oт нaчaлa дo кoнцa, aвтoр нaзывaeт имя пeрcoнaжa лишь в кoнцe рoмaнa. Нe cлучaйнo вeдь имя Лужинa-чeлoвeкa нecкoлькo рaз бeзуcпeшнo пытaютcя вcпoмнить или выяcнить, и нaкoнeц в финaлe рaзгaдкa дaнa:
    "Двeрь выбили. "Aлeкcaндр Ивaнoвич, Aлeкcaндр Ивaнoвич!" — зaрeвeлo нecкoлькo гoлocoв. Нo никaкoгo Aлeкcaндрa Ивaнoвичa нe былo."
    Круг зaмкнулcя: имя нaйдeнo, зaтo нaвceгдa пoтeрян чeлoвeк. Тaк oбa oбрeтeния — фaмилии в нaчaлe и имeни в финaлe — oкaзывaютcя мнимыми: пeрcпeктивa рoждeния вeликoгo шaхмaтиcтa Лужинa лoжнa, a личнoe имя пoгиблo вмecтe c чeлoвeкoм.

    ОтветитьУдалить
  5. Произведение прочитано полностью.
    Владимир Набоков написал роман "Защита Лужина" в 1929 году. Набоков описывает жизнь петербургского мальчика-аутиста чьи родители не любят друг друга, им все равно на ребёнка и они отправляют его в школу,где он обучается игре в шахматы, начинает ездить по турнирам Европы и становится гроссмейстером("
    Он не просто забавляется шахматами, он священнодействует"). В романе подробно описывается жизнь мальчика-инвалида, который пытается убежать от реальности, спрятавшись за настольной игрой("Жизнь с поспешным шелестом проходила мимо, и вдруг остановка – заветный квадрат, этюды, дебюты, партии") .
    Роман можно сравнить в игрой в шахматы. Автор на стороне белых (Лужина) и он вместе со своим героем разрабатывает стратегию для победы. Но по итогу, Лужин идёт на отчаянный ход - он жертвует собой.
    Защита в романе играет не малую роль. Лужин, защищаясь, пытается убежать от реального мира, спрятавшись в шахматы, то есть в игре. Его самоубийство тоже можно расценить как своего рода защиту, побег.
    Проблема произведения связана с темой творчества: творчество забирает все силы у Лужина. Фактически, получается так, что его существование в мире творчества(шахматный мир) "отключает" его от существования в реальном мире. То есть, чтобы безгранично и свободно творить, ему нужно покинуть реальный мир. В этом заключается конфликт. ("Гениальный шахматист Лужин живет в чудесном мире древней божественной игры, ее гармония и строгая логика пленили его. Жизнь удивительным образом останавливается на незаконченной партии, и Лужин предпочитает выпасть из игры в вечность…"). Конфликт между самим собой, внутри себя.
    По типу героя Лужин замкнут и одинок. Он интроверт.
    Композиция произведения кольцевая. Повествование Набокова перемешивается с воспоминаниями Лужина из детства. Автор делает акцент на том, что в начале произведения герой носит только фамилию Лужин, а в конце уже приобретает имя и отчество Александр Иванович.
    Экспозиция:первые главы посвящены жизни мальчика-аутиста в не любящей семье, его переживаниям, адаптации в школе, попытках убежать от реальности. ("Детство, о котором он никогда прежде не думал, отстраняя его с лёгким содроганием, чтобы не найти в нём дремлющих ужасов, унизительных обид, оказывалось ныне удивительно безопасным местом, где можно было совершить приятные, не лишённые пронзительной прелести экскурсии… ")
    Развитие действия: тётя мальчика учит играть Лужина в шахматы. Он оказывается очень способным учеником. Но вскоре появляется женщина, которая отучила его от шахмат. (" Всё было прекрасно, все переливы любви, все излучины и таинственные тропы, избранные ею. И эта любовь была гибельна. Ключ найден. Цель атаки ясна. Неумолимым повторением ходов она приводит опять к той же страсти, разрушающей жизненный сон. Опустошение, ужас, безумие… ")
    Кульминация: шахматный турнир Лужина и Турати.
    Финал: самоубийство Лужина, его освобождение.

    ОтветитьУдалить
  6. В.В. Набоков <>
    Произведение прочитано полностью.
    В своем романе автор знакомит читателя с главным героем-Александром Ивановичем Лужиным. Для читателя он представлен как шахматный гений, человек, страдающий аутизмом с раннего детства. Главный герой из-за своей болезни живет, замкнувшись в себе, своем шахматном мире, состоящим из игровых фигур. Он не воспринимает окружающую действительность, он выбирает жить с собственным одиночеством. Он с ног до головы погружен в него. Главный герой отличается нелепость, неряшливостью, неуклюжестью, тяжелой отдышкой, которая появляется в связи с излишней полнотой его тела. Набоков изображает человеком, к сожалению, абсолютно неприспособленным к современным жизненным реалиям. Он не может воспринимать людей, давать отпор, когда над ним издеваются сверстники в детстве. Именно в шахматах Лужин ищет находит некую поддержку, помогающую ему отвлечься от обыденного существования. Но он полностью погружается в шахматное существование, где у него вместо социума-шахматные фигуры: «простирались все те же шестьдесят четыре квадрата, великая доска, посреди которой, дрожащий и совершенно голый стоял Лужин, ростом с пешку, и вглядывался в неясное расположение огромных фигур, горбатых, головастых, венценосных».
    Думаю, Владимир Набоков хотел наделить Лужина какой-то душевной странностью, но сталкивая его с грубым и жестоким внешним миром. Лужин же воспринимает этот мир за тяжелую шахматную комбинацию, которую тяжело решить. Когда главный герой все же решается принять жизненную реальность, то на жизненном пути он встречает будущую супругу, которая хочет ему помочь: «постоянно ощущать нестерпимую, нежную жалость к существу, живущему беспомощно». Да, Лужина не может полюбить его как супруга, но дать ему ту материнскую любовь и заботу, в которой, наверное, Лужин нуждается больше. «Игра? Мы будем играть?»- жена испуганно задает супругу вопрос перед его самоубийством. Она не подозревает, как сильно тяжело главному героя являться потерянным человеком, странствующим между двумя мирами.
    Шахматное пространство, мир, в котором хотел бы жить Лужин, несомненно, обусловлено его ранее приобретенным аутизмом, соответствующим мышлением. Оно заставляет его формировать собственное единство временных элементов, которые выражаются в еще детских воспоминаниях их школы, а затем и берлинской эмиграции. Да, Лужин пытается существовать в реальном мире, наполненном своими недостатками и жестокостью, но делает он это с помощью шахматных законов, к которым он привык. К сожалению, болезнь берет вверх над главным героем, из-за чего медики запрещают ему вести прежнюю шахматную жизнь.
    Владимир Набоков в своем романе <> взял за основу тему судьбу человека, его жизненный путь с самого детства до взросления, достижения более зрелого возраста. Композиционная структура напоминает кольцевую форму, так как ярко выражена фамилия основного героя в самом начале прочтения произведения, а также в самом конце.
    Сюжетная линия произведения наполнения драматической историей, событиями. Она состоит из человеческой личности двух противоположных реальностей в виде обыкновенно обыденной и привычной жизни, а также некого шахматного мира, который притягивает основного героя, будто длинная и сложная шахматная партия.
    Считаю, кульминационным момент в романе является нервный припадок Александра Лужина во время важного для него шахматного матча. Этот матч символизирует желание главного героя оторваться от действительных реалий, с которыми от так сильно не хочет мириться. Он хочет остаться в его подлинном шахматном мире, так как именно в реальном мире герой является абсолютно беззащитным и по-своему одиноким, непонятным для окружающих.

    ОтветитьУдалить
  7. Произведение прочитано полностью (14 из 14 страниц электронной книги)
    Главным героем естественно считается наш молодой шахматист-гроссмейстер Лужин. Но также я бы хотела отметить и такого героя, как Турати, ведь он был толчком на самоубийство. Итак, рассмотрим всё по порядку. В начале мы видим обычную жизнь мальчика, но когда автор доходит до темы школы, то перед героем будто бы возникает какой-то монстр, от которого он пытается сбежать. Что символизирует нашего героя, как человека боящегося каких-либо перемен. Ещё важный факт в том, что читатель только в конце узнает настоящие имя главного героя, а именно Александр Иванович. Этот тоже можно считать, как знак. Ведь авторы, не называя своих героев по имени, не видят в них личности. Из недостатком мы уже перечислили многое, а вот что касается достоинств, так это: желание и целеустремленность, хоть она и сопровождалась прогулами в школе. Лужин, как я уже говорила, с трудом относился к переменам и любые потери переживал очень плачевно, а точнее сказать – болел. Впоследствии гибели отца Лужин женился и был вполне счастлив. Единственное, собственно что портило его жизнь, это недоигранная партия с итальянским шахматистом Турати, ближайшим ему по уровню игры. В собственной голове он возводил бессчетные композиции и ходы, предвкушая, как он одержит победу в данной этой ирге. Он в том числе и выдумал особую стратегию под заглавием – «защита Лужина», но полновесного заключения трудности не находил. В результате герой так отчаялся, собственно что отыскал своё «спасение» в совершении внезапного и абсурдного для конкурента хода - самоубийства.
    Вот как раз Турати – это шахматист из Италии. Молодой и успешный, его игра пестрела внезапными ходами и дебютами. На турнире кандидатов на шахматную корону, он был ключевым конкурентом Лужина. Они ровно были проведены целый турнир, и поладили в решающей партии, где Лужин был чуток посильнее, но не сумел доиграть партию по причине нервозного провала. В скором времени впоследствии излечения, у Лужина была замечена назойливые думы - он стал каждый день находить выигрышный вариант в данной недоигранной партии. Композиция этого произведения крутиться вокруг главного героя, который воспринимает мир, как все люди и ми – шахматная доска. Тип композиции –кольцевая. Экспозиция: "Детство, о котором он никогда прежде не думал, отстраняя его с лёгким содроганием, чтобы не найти в нём дремлющих ужасов, унизительных обид, оказывалось ныне удивительно безопасным местом, где можно было совершить приятные, не лишённые пронзительной прелести экскурсии… " Завязка, когда он находит шахматную доску. Развитие действие – учиться у тёти играть. В кульминации мы видим тот самый турнир. А развязкой считается самоубийство.
    Идея состоит в том, что люди, ища совершенство или себя в лучшем свете, уходят из реальности. Тема это судьба великого мастера своего дела, который впал в мир шахматной доски и посчитав себя одной из пешкой. Таким образом финал поражает: он выпрыгивает из окошка, видя перед собой шахматную доску. А объяснения этому очень просты: он хотел выиграть ту самую партию с итальянцем.

    ОтветитьУдалить
  8. КЛЕЙМЕНОВ МАКСИМ
    Произведение прочитано полностью.

    Александр Иванович Лужин является главным героем данного романа Владимира Набокова. Произведение неспроста названо "Защита Лужина". Лужин в рoмaнe рaзрaбaтывaeт тaктику зaщиты, по итогу кoтoрoй oн жeртвуeт кoнeм, тo ecть caмим coбoй. Также главный герой на протяжении всего произведения защищается oт нeпoнятнoгo, страшного и чужого ему мира, но в конце концов защититься не получится.

    Характеристика главного героя:
    Достоинства: обладает невероятным талантом в сфере шахматных игр, крайне умен и целеустремлёнен.
    Недостатки: крайне нелепый, неуклюжий, неряшливый человек. Страдает излишней полнотой, из-за которой Лужин страдает ужасной отдышкой. Из-за своего аутизма очень закрытый, замкнутый и одинокий ("Способности у мальчика несомненно есть, но наблюдается некоторая вялость").
    Цель: вызвать на матч чемпиона мира по шахматам и одолеть его.
    Тайна: умение Лужина играть в шахматы; что скрыто в его голове; как у него получается переносить правила шахматных партий на реальную жизнь, как он живет по этим правилам.

    Композиция:
    Экспозиция:
    Нам показывают Лужина мальчиком: взаимоотношение с его семьёй и пребывание в школе. Прячась на чердаке, перед первой поездкой в школу, маленький Лужин видит шахматную доску с трещиной("Детство, о котором он никогда прежде не думал, отстраняя его с лёгким содроганием, чтобы не найти в нём дремлющих ужасов, унизительных обид, оказывалось ныне удивительно безопасным местом, где можно было совершить приятные, не лишённые пронзительной прелести экскурсии… ").
    Завязка:
    Тётя Лужина учит его играть в шахматы.
    Развитие действия: Шахматы становится для Лужина отрадой, единственным смыслом жизни. Он обыгрывает старика, которой приходит к его тёте, собственного отца, доктора, которого приводит отец. Лужин играет во всех крупных городах России и Европы с лучшими шахматистами, позже женится.
    Кульминация:
    Шахматный турнир Лужина против своего давнего итальянского соперника Турати. Партия прерывается на ничейной позиции. От перенапряжения Лужин тяжело заболевает.
    Развязка:
    Жена устраивает жизнь своего мужа таким образом, чтобы никакое напоминание о шахматах не беспокоило его.
    Финал:
    Самоубийство Александра Ивановича Лужина("Единственный выход. Нужно выпасть из игры").

    Конфликт:
    Герой – среда. Лужин не хочет и не способен жить в обычном мире, чьи правила его не устраивают. Этот мир слишком лёгок и банален. Он переписывает его, равняясь на правила шахмат.

    Тема:
    История петербургского мальчика-аутиста, в один момент жизни которого появились шахматы, которые стали для него призмой, путеводителем до смерти. Жизнь человека, который помешался на любимом деле и равняет все на шахматне правила.

    Идея:
    Шахматная партия длиною в жизнь.

    ОтветитьУдалить
  9. Роман Владимира Владимировича Набокова “Защита Лужина” прочитан в полном объеме.
    Важно объяснить смысл названия произведения. Автор говорил о том, что его произведение – это описание шахматной игры. Как становится понятно из прочтения, так и есть, роман - это описание шахматной игры длиною в жизнь. В названии отражается защита черных фигур от белых. Главный герой - Лужин разрабатывает тактику защиты, в ходе которой он жертвует конем - самим собой. Принесение в жертву шахматного коня и суицид самого Лужина – это часть защиты, которую и разрабатывал герой. Смысл данного романа заключается в самопожертвовании. Пожертвовать шахматным конем для окончания и победы в игре. В данном романе роль коня и играет сам Лужин. Он жертвует собой ради спасения.
    Главным героем, как упоминалось выше, является Лужин. В центре произведения стоит особый тип героя. Герой полностью погруженный в своим мысли, в себя в целом. У него тяжелая судьба, именно поэтому Лужин становится замкнутым и робким человеком. Герой описывается, как “однозначный интроверт”: “..что вот, сон тут как тут, но по ту сторону мозга: Лужин, томно рассеянный по комнате, спит, а Лужин, представляющий собой шахматную доску, бодрствует и не может слиться со счастливым двойником. Но что было еще хуже, — он после каждого турнирного сеанса все с большим и большим трудом вылезал из мира шахматных представлений, так что и днем намечалось неприятное раздвоение.”
    Вся жизнь Лужина - стала шахматным турниром. Правда, турниром, самим с собой.
    Конфликт: внутренний. Главный герой - Лужин, не смог выиграть в турнире с самим собой в борьбе с обыденным миром, где царствует толпа. Лужин пытается защититься от нее, но защиты нет.
    Композиция: кольцевая.
    Экспозиция: детство Лужина, описание всех проблем его жизни, болезни: “И теперь, по дороге на станцию, в пасмурный, напряженный день, Лужин старший, сидя рядом с женой в коляске, смотрел на сына, готовый тотчас же улыбнуться, если тот повернет к нему упрямо-отклоненное лицо, и недоумевал, с чего это он вдруг стал «крепенький», как выражалась жена. “
    Завязка: нахождение шахматной доски: “Лужин быстро перелистывал их, добираясь до той страницы, где, между стихотворением Коринфского, увенчанным арфообразной виньеткой, и отделом смеси со сведениями о передвигающихся болотах, американских чудаках и длине человеческих кишок, была гравирована шахматная доска. “
    Развитие действия: обучение игры в шахматы у тети дома, прогулы школы ради обучения шахматной игры.
    Кульминация: турнир Лужина и Турати.
    Развязка: осознание Лужина, самоубийство: “Наконец, он оказался на комоде, комод трещал под его тяжестью. Он быстро потянулся к верхней раме и уже чувствовал, что буханье и голоса подталкивают его, и он не может не торопиться. Подняв руку, он рванул раму, и она отпахнулась. Черное небо."


    ОтветитьУдалить
  10. Произведение прочитано полностью.

    Характеристика главного героя:

    Петербургский мальчик-аутист, чьи родители-дворяне не любят друг друга, отправлен в школу, жизнь его становится адом, он защищается от её жестокостей растворением в шахматной игре. Он вырастает в одного из сильнейших шахматистов, мотается с турнира на турнир по городам Европы, не замечая их улиц, перемещаясь от гостиницы до шахматного зала, и борется за право вызвать на матч чемпиона мира.
    Но в новом турнире, в новой партии он встречает старого соперника, в игре с которым Лужин ловит сильное эмоциональное потрясение, вследствие которого сильно заболевает. Его жена пытается всячески отгородить Лужина от шахмат, но уже слишком поздно, шахматы заменяют ему реальность. Он ощущает себя персонажем игры, которая вся от и до прописана. Лужин пытается обмануть игру рандомными действиями, и главным обманом является его уход из этой игры через окно.


    Анализ главного героя:

    Лужин Александр Иванович.

    Тип героя - протагонист, потому что разделял идеи и частично судьбу автора. В начале произведения, когда еще только учился в интернате и учился шахматам, был похож на типичного героя сенена или сериала о подростках.

    Характер героя - бунтующий и одновременно лишний. Он не принимает суровые реали учебного заведения, сторонится от своих одноклассников, не может найти общий язык с родителями, и лишь только шахматы дают ему возможность скрыться в своем воображаемом мире и защититься от внешнего опасного. “Он не просто забавляется шахматами, он священнодействует”. Бунт героя проявляется в прогулах учебного заведения, тайной игре в шахматы. Сначала от отца, потом от жены, а в конце произведения - неуклюжая нелепая смерть.

    Желание главного героя - после получения знаний об игре в шахматы, Лужин хочет только играть в них и ничего больше. Все остальные дела уходят у него на второй план.
    Цель главного героя - Победить в турнире итальянца Турати, которая так и не будет осуществлена.
    Тайна главного героя - большую часть жизни, Лужин скрывает от близких свою игру в шахматы, потому что знает, что они не одобрят. Есть еще одна тайна, которую Лужин хотел постичь - понимание игры. “Тайна, к которой он стремился, была простота, гармоническая простота, поражающая пуще самой сложной магии”.

    Достоинства главного героя - Лужин является шахматным гением. Он добрый, но очень закрытый человек. Характером он чем-то напоминает Пьера Безухова.
    Недостатки главного героя - Неряшливость, забывчивость, меланхолия, помешательство на шахматах.

    Конфликт произведения:
    Внешний - Лужин против окружающей среды. Из-за того, что Саша Лужин не мог стать частью ни одной группы, он всегда был в стороне. Даже такая вещь как революция обошла его стороной. “С революцией было и того хуже. По общему мнению, она повлияла на ход жизни всякого русского; через нее нельзя было пропустить героя, не обжигая его, избежать ее было невозможно”.

    Внутренний - Лужин против своего желания вернуться в профессиональную шахматную игру. Именно этот конфликт и приведет его к смерти.

    Композиция - линейная со всеми фабульными точками:
    Экспозиция - поступление Лужина в пансионат.
    Завязка - Лужин учится играть в шахматы.
    Развитие действия - шахматные турниры, переезд в Европу, свадьба.
    Точка невозврата - игра с Турати.
    Кульминация - запрет Лужину играть.
    Развязка - смерть Лужина.
    Финал - открытый.

    Тема - Что будет с человеком, если отнять у него единственное дело, приносящее в его жизнь смысл?

    Идея - Человек, полностью посвященный своему делу обречен или умереть, создавая нечто гениальное, или медленно высыхать, вдали от опасности.

    ОтветитьУдалить
  11. Произведение Владимира Набокова прочитано полностью.
    Роман «Защита Лужина» о жизни гения-шахматиста, существовании таким образом, что кажется жизнь - затянувшаяся шахматная партия. Главная же дума, возникающая в плоде осмотра данной чудной жизни, старающейся прийти к идеальной композиции и изяществу окончания, заключается, наверное, в том, что век вообще не так-то просто блестяще обмануть и победой кончить, поскольку враг выпал нам достойный. Её вообще, может быть, невозможно окончить, и после погибели человека физически она остаётся в сущности незавершённой, как и осталась неоконченной основная партия Лужина и Турати… Однако кто «таинственный противник»? Наречём его Рок. Но что если судьба Лужина – это судьба каждого из нас, когда-то и ныне живущего, разгаданная великим шахматистом благодаря его искусству? Что если «таинственный противник» разыгрывает свою партию с каждым живущим? В таком случае перед нами типичный модернистский роман-парабола.
    Особенность романа еще в том, что имен почти нет. Имени нет, как в известном софизме Эпикура - «смерти нет». Главного героя Набоков тоже прячет под фамилией Лужина, а настоящего имени не упоминает… И отец Лужина тоже лишен имени. Но вот непруха-то. В конце все-таки появляется имя главного героя, но лишь в случае, когда нет уже Лужина на свете: «Наконец дверь выбили:
    – Александр Иванович, Александр Иванович! – заревело несколько голосов.
    Но никакого Александра Ивановича не было». А знаете, почему его уже не было? Потому что он из окна выпрыгнул.
    Это еще не все. Имени нет даже у девушки, которую любил Лужин. А зачем? Если в итоге она все равно станет Лужиной, верно?!
    Так к чему я это, рассмотрим образ главного героя:
    Александр Иванович Лужин-шахматный гений, но с детства страдающий аутизмом. Он замкнутый, непонятный для окружающих. В детстве над ним глумились сверстники, из-за чего ему и стало комфортнее общаться с шахматными фигурами, нежели с людьми. Достоинства: Он умен, целеустремлен. Недостатки: неряшлив, замкнут, одинок, "способности у мальчика несомненно есть, но наблюдается некоторая вялость". Цель: одолеть чемпиона мира по шахматам. Тайна: как он живет по правилам шахматной игры в реальности?
    Композиция:
    Экспозиция-Лужин в пансионате.
    Завязка-герой начинает играть в шахматы.
    Развитие действия-турнирчики по шахматам, переезд в Европу и даже свадьба.
    Кульминация-игра с Турати. Запрет Лужину играть… какой ужас.
    Развязка-Лужин прыгает в окно. “Наконец, он оказался на комоде, комод трещал под его тяжестью. Он быстро потянулся к верхней раме и уже чувствовал, что буханье и голоса подталкивают его, и он не может не торопиться. Подняв руку, он рванул раму, и она отпахнулась. Черное небо."
    Финал-открытый.

    Конфликт:
    Ну самое банальное, это внешний -Лужин против окружающей среды.
    Внутренний - Лужин против своего желания вернуться в профессиональную шахматную игру. Именно этот конфликт и приведет его к смерти.
    Идея: Жизнь как шахматы…

    ОтветитьУдалить

  12. 311/311 страниц.

    Жизнь гения-шахматиста, жизнь как затянувшаяся шахматная партия. Основная же мысль, возникающая в результате обозрения этой странной жизни, стремящейся к совершенству композиции и изяществу финала, состоит, по-видимому, в том, что жизнь вообще не так-то просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достался нам достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати… Но кто «таинственный противник»?
    Главная тайна Лужина это его аутизм, то есть страсть к шахматам.
    Кажется, что роман метамодернистский, герой определен и неопределим одновременно, попав в шахматный симулякр читатель перестает понимать, существует ли все на самом деле...
    Цитируя Бодрийяра:"Нет больше зеркала ни сущего и его отображения, ни реального и его концепта. Нет больше воображаемой равнообъемности: измерением симуляции становится генетическая миниатюризация." Поэтому и Лужин становится лишь миниатюризацией "Великого гроссмейстера" с которого он срисован.
    Инфантильность главное достоинство его, никто не может быть так добр, удивителен как дети!
    при этом раскрывается и новая искренность такой пост-романтизм в постоянного синтеза с шахматами: "Он не просто забавляется шахматами, он священнодействует"
    хоть у Лужина и природный дар к шахматам (думаю, логичнее называть главного героя Он, чтобы соответствовать отстранённостии как в романе), но на деле он очень глуп, инфантилизм и доверчивость играют злую шутку подсовывая вокруг НЕГО алчных, мерзких и меркантильных людей, которые пытаются добиться от него денег и славы, а ОН в общем-то и не подозревает об этом, ему попросту неинтересно, так как в плоскости Лужина существуют только шахматы и ничего большего.
    За доской (или на доске) он живёт.
    "Жизнь с поспешным шелестом проходила мимо, и вдруг остановка – заветный квадрат, этюды, дебюты, партии"
    Существует ли жизнь?
    Роман закольцован, имя героя появляется в предпоследней фразе, а последняя — «Никакого Александра Ивановича не было» — отсылает к самой первой, в которой отправляемый в школу герой имя теряет: «Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным».
    Фабула:
    Экспозиция: несчастное детство
    Завязка: тебя сыграла с Лужиным в шахматы
    Точка невозврата: Лужин бросает школу
    Кульминация: матч Лужина и Турати
    Развязка: Лужин выпригывает из окна
    «Наконец дверь выбили:
    – Александр Иванович, Александр Иванович! – заревело несколько голосов.
    Но никакого Александра Ивановича не было».
    Тема: Петербургский мальчик - аутист, чьи родители-дворяне не любят друг друга, отправлен в школу, жизнь его становится адом, он защищается от её жестокостей растворением в шахматной игре. Он вырастает в одного из сильнейших шахматистов, мотается с турнира на турнир по городам Европы, не замечая их улиц, перемещаясь от гостиницы до шахматного зала, и борется за право вызвать на матч чемпиона мира.

    Конфликт: внутренний , Лужин и Ум.

    Идея: остроумная глупость

    ОтветитьУдалить
  13. Прочитано полностью

    «Защита Лужина» - это третий роман Набокова, который публиковался под псевдонимом Владимир Сирин. Печатался в Париже в журнале «Современные записки» в 1929-1930 годах. В 1930 году в Берлине выпущен отдельной книгой в издательстве «Слово». Благодаря блестящему повествованию «Защиты Лужина», роман привлёк внимание к молодому автору русской культурной диаспоры. Например отзыв Ивана Бунина был весьма знаменательным: «Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня».
    Сам Набоков говорит о романе как о «шахматной задаче одной из известных разновидностей», своего рода ретроспективной. Задача состоит в том , чтобы предвидя результат игры, доказать закономерность последнего хода.
    Темой романа является жизнь гения-шахматиста, которая представлена в произведении, как затянувшаяся шахматная партия. По мере развития душевной болезни главного героя, ему начинает казаться, что реальность – это огромная шахматная игра. Но мысль пронизывающая произведение состоит в том, что жизнь - это достойный, не простой противник , что даже после физической смерти человека «партия» или борьба может быть не окончена. Так же как не окончена была партия Лужина и Турати. "Защита Лужина" - произведение, в котором шахматы играют особую роль - зловещую. Совершенно одинокий мальчик, к душе которого наглухо закрыт вход для всех, включая родителей, неожиданно открывает для себя шахматы - параллельный мир, в который он постепенно, но бесповоротно уходит. Абсолютно не приспособленный к действительности, поглощенный непрерывным процессом решения шахматных задач, он едва замечает происходящее вокруг. Две важные фигуры в жизни Лужина – антрепренер, который занимается подростком только потому, что он – феномен, но не видящий в нём человека, и невеста-жена, которой движет сострадание. Заботясь о сильно пошатнувшейся психике своего жениха, она окружает его теплом и заботой и стирает из его жизни все, что напоминает шахматы, тщетно пытаясь найти им замену. Но незанятый мозг Лужина, чьи мысли на протяжении долгого времени были сконцентрированы на прерванной когда-то партии, выстраивает новую игру. Против него играет сама жизнь, делая ходы-прыжки в прошлое, напоминая, провоцируя, заставляя защищаться. Мучительно стараясь найти выход, он принимает решение прервать игру: « Неспособный оградить тепло своей жизни от холодного мира шахмат, он избирает код, на который не может быть ответа, — избирает самоубийство. Но и эта его последняя хитрость, как он поймет, преобразуется в шахматную композицию: когда Лужин летит вниз, в смерть, он с ужасом видит, как мостовая под ним распадается на бледные и темные квадраты».
    Основой сюжета «Защита Лужина» являются события жизни друга Набокова – Курта фон Барделебина, гроссмейстера, покончившего жизнь самоубийством в 1924 году. А прототипом Лужина, послужил чемпион мира по шахматам А.А. Алехин. В романе описана шахматная партия Рети – Алехин 1925 года.
    Таким образом в романе представлены проблемы борьбы и соотношения человеческого сознания и окружающей его реальности, душевной болезни и гениальности, игры и судьбы, и ,наконец, жизни и смерти, символом которой в романе служит образ шахмат. В основе лежит личность персонажа, которая описывается подробно, с использованием приема психологизма.
    Писатель в своем произведении использует символические образы, детали. В «Защите Лужина» автор использует свой излюбленный прием – описывая судьбу героя от начала до конца, автор называет имя персонажа лишь в конце романа.

    ОтветитьУдалить
  14. Прочитано почти полностью.
    Проблема романа «Защита Лужина» - участь создателя. Все тема работы таким образом либо по другому сопряжено со проблемой творчества. Созидательная человек делается во фокусе интереса. Писатель демонстрирует, то что компетентность, что свойственен Лужину, будто отсасывает с него все без исключения мощи. Таким Образом, непрерывное также бессознательное нахождение во обществе воображаемом делается фактором неспособности действовать во обществе настоящем. В данном состоит главной разногласие работы. Во базе киносюжета романа . Набокова находится хроника знаменитого шахматиста Лужина, общество его поделился в 2 действительности – настоящий общество также клетчатая дощечка, что зачастую принимается основным победителем равно как настоящий общество. Шахматообразный общество привлекает Лужина, некто существеннее с целью него.

    В интриге круговая структура, что непосредственно сопряжено с номинацией богатыря. В Случае Если во истоке работы главный герой приобретает фамилию, в таком случае в конце романа некто приобретает также название с отчеством.

    Характерной Чертой композиции считается в таком случае, то что рассказ перемежается мемуарами Лужина с собственного раннего возраста. Основной правило . Набокова в интриге – правило субъективизации рассказа. Во базе находится человек персонажа, что описывается детально, со применением способа психологизма.

    Автор в собственном творении применяет маленькие фигуры, элемента. Во «Защите Лужина» писатель применяет собственный любимый принятие – обрисовывая участь богатыря с основы вплоть до окончания, писатель именует название персонажа только во завершении романа. Исследование героев:
    1. Лужин
    плюсы: целенаправленный, сообразительный, специалист в собственном процессе.
    минусы: сомкнут во для себя, игроман, никак не может терпеть поражение, настоящий общество протекает возле него, полагает себе мудрее наиболее существования, пойдет с интеллекта также делает самолюбивый действие - суицид
    задача: работать обожаемым занятием, во следствии одурачить концепцию в варианте написанной существования
    секрет: его обильный, недопонятый внутрений общество
    Родственники Лужина
    2. Мать - никому не доверяющая, , одинокая женщина: «В соседней комнате мама Лужина уговаривала пустоту выпить с ней какао»
    3. Отец - мечтатель, хочет видеть в людях то, что хочет видеть,влюблён в сестру своей супруги - Тётю Лужина младшего
    4. Тётя - обонятельная, добрая женщина, самый первый друг Лужина
    5. Жена Лужина младшего - заботливая, любящая, молодая, красивая девушка

    Проблематика и конфликт
    Человек против общества, человек против себя самого
    Лужин бросает вызов «прописанной и понятной» жизни

    ОтветитьУдалить
  15. Произведение прочитано полностью.
    Главный герой - петербургский мальчик-аутист, его родители - дворяне, не любят друг друга. Был отправлен в школу, где он был изгоем, ему самому там не нравилось, он все время сидел в углу. Стал сильным шахматистом, стал одним из двух претендентов на звание победителя турнира.
    Влюбляется в жалостливую красавицу, дочь состоятельных русских эмигрантов.
    Заканчивает жизнь самоубийством - бросается в окно.
    У героя нет имени, мы узнаем только его фамилию, однако в финале мы узнаем “Заперся в ванной, окном выходящей во двор, и выпал из окна.
    Дверь выбили.
    – Александр Иванович, Александр Иванович! – заревело несколько голосов.
    Но никакого Александра Ивановича не было”
    Отец героя - детский писатель.
    Герой погружен в себя, одинок. Нелепостью, неуклюжестью, неряшливостью, излишней полнотой, которая провоцирует проявление мучающей одышки.
    Он не приспособлен к жизненным реалиям, в детстве над ним глумились одноклассники(“В течение двух-трех месяцев после этого Лужина звали Антошей. Изверг с таинственным видом принес в класс книжку и во время урока исподтишка показывал ее другим, многозначительно косясь на Лужина”), это толкнуло Лужина к общению с шахматными фигурами.
    Жена Лужина: у нее врожденная, уникальная способностью «постоянно ощущать нестерпимую, нежную жалость к существу, живущему беспомощно», она любила Лужина не как женщина, скорее как мать. Она не смогла отучить мужа от «узкого», «фанатичного» шахматного восприятия жизни.
    Признаки определения главного героя: герой как проводник сюжета, герой как носитель основной идеи.
    Характеристика главного героя:
    Достоинства: достиг большого успеха в игре, целеустремленный
    Недостатки: замкнут в себе(“тогда он выполз опять и, осторожно обходя игравших, пробрался налево, под арку, где были сложены дрова. Там, подняв воротник, он сел на поленья. Так он просидел около двухсот пятидесяти больших перемен”)
    Тайна: его внутренний мир, отношение к жизни как к игре, как к совокупности ходов
    Цель: хочет заниматься любимым делом, изменить ход обычной жизни, поменять все
    Композиция: повесть поделена на 14 безымянных глав, но фактически она двухчастная.
    Экспозиция: описание жизни мальчика-аутиста
    Завязка: обучение Лужина-младшего игре в шахматы у тети
    Кульминация: турнир Лужина против Турати
    Развязка: обустройство женой жизни лужина, вдалеке от игры
    Финал: самоубийство героя
    По структуре повествования композиция - кольцевая(произведение начинается с фамилии героя(начальные фразы) и заканчивается ей же)
    По построению частей и глав композиция - простая(мы узнаем историю Лужина-младшего, наблюдаем за событиями его жизни)
    Темы и тематика: судьба отдельного человека, личности, несовместимость искусства и жизни, жизнь - шахматная партия, рок(автор не сообщает имени, девичьей фамилии возлюбленной Лужина: зачем, если ей всё равно суждено стать Лужиной).
    Внешний конфликт: герой - среда, Лужин не хочет жить в том обществе, в котором он находится, где его не устраивают правила и нормы, он бросает вызов “прописанной и понятной” жизни.
    Идея: жизнь - игра, партия длинною в жизнь(жизнь героя осталась незавершенной по сути(самоубийство, прерывание), как и главная партия Лужина-младщего с Турати)
    По объёму содержания идея - философская(такие идеи, когда идет сравнение жизни с чем-то другим(игра, спичка, свеча,..), такие идеи интересны многим писателям реалистам из разных стран и народов.

    ОтветитьУдалить
  16. Аудиокнига прослушана полностью.
    1. Главный герой: Лужин. Протагонист. Проводник сюжета и носитель идеи произведения. Гениальный шахматист, антисоциален, эскапист, не способен выражать эмпатию, что-то очень странное и несуразное. Достоинства: одаренный, одарен эмоциональный интеллектом (чувствует, какие люди относятся к нему искренни, честно, а какие хотят воспользоваться), несмотря на многочисленные попытки переделать его, заставить поменять его образ жизни, Лужин остается верным себе, живет так, как чувствует и делает то, что хочет. Недостатки: антисоциальный, совершенно не приспособен к окружающей среде, что уменьшает его шансы выжить в мире, холодный, безэмоциональный, не способен любить, нарушена внутренняя гармония (автор не дает имени герою). На вопросы «Как тебя зовут» он ничего не отвечает, всегда избегает ответа, словно сам не знает своего имени, не знает кто он. Все же в конце мы узнаем, что его звали Сашей. Тайна героя в том, что его нет, он мерв и изначально не был рожден (в метафоричном плане), опять же, потому что у него нет имени. В самой жизни Лужина не присутствует Лужина. С ним случилось то, что часто случается с гениальными людьми. Их талант обнаруживают люди и делают на этом таланте деньги. Лужин –пешка в руках Валентино. Цель-самозабвение в шахматах. Выход в реальность-огромный стресс для Лужина, поэтому ему комфортно находится в иллюзии жизни.
    2. Композиция: Линейная
    Фабульный точки:
    Завязка: Тетя Лужина дает урок по игре в шахматы.
    Точка невозврата: Лужин становится шахматистом и посещает турниры, объезжаю всю Европу.
    Кульминация: После партии с Турати Лужин падает в обморок, так и не дойдя до дома.
    Развязка: Лужин совершает самоубийство, поняв, что никто не видит в нем никого, кроме гениального шахматиста.

    3. Тема: Юный Лужин идет в школу. В свой столько юный возраст он разочарован в жизни, ему ничего не интересно, он пренебрежительно относится к родителям и ко всему, что его окружает. Мальчик способный, но вялый и потерянный. Но вот, происходит главное событие в его жизни- он знакомится с игрой в шахматы. Его жизни поделилась на до и после. Он выигрывает всех местных профессионалов, становится понятно, что маленький Лужин – шахматный гений. Отец не принимает талант сына, он ожидал вырастить композитора. Но вынужден возить сына по шахматным турнирам, где он, несомненно, побеждает всех. Проходят годы, отец и мать умирают. Лужин странным образом встречает будущую невесту, которая способна позаботиться о нем. Герой встречается на партии с очень сильным игроком Турати, который похож на самого Лужина. Такой же гениальный. И тот выигрывает его. Лужину плохо. Но вот еще одна партия и- ничья. Герой, возвращаясь домой, падает от бессилия. Его приносят домой, жена решает разорвать Лужина с шахматами. Впервые как в детстве герой окунается в живой настоящий мир, читает, отдыхает. Казалось бы, он вернулся к жизни, женился. Но его старый шахматный опекун находит. Случается разговор. Лужин осознает, что не сможет уйти от своего безумия.
    4. Внешний конфликт: конфликт гениальной личности и общества, которое пользуется такими. Валентинов- наглый корыстный шахматный опекун Лужина,за счет своего опекуна он зарабатывает. Он не хочет замечать, что Лужину плохо, он обезумел и ему нужна помощь. Но общество слепо.
    5. Внутренний конфликт: он лишен осознания себя как личности. Внутреличностный конфликт Лужина выражается в избегании реальности. Он ушел в себя, в свой мир иллюзий.
    6. Идея: игра против себя.

    ОтветитьУдалить
  17. Произведение прочитано полностью.
    Тема: о судьбе отдельного человека, начиная с периода его детства и заканчивая зрелым возрастом, до странной болезни, когда жизнь героя обрывается; о несовместимости искусства и жизни.
    Идея: Принципиальное отторжение действительности героем - продуманная жизненная и творческая позиция, мужественно отстаиваемая, ставшая программой личного и литературного поведения; это одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на независимость от обстоятельств времени, в том числе, времени исторического, агрессивность которого в отношении к частной жизни человека в XX в. стала особенно очевидной.
    Конфликт: Жизнь не просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати..
    Характеристика главного героя:
    Главным героем романа писатель представляет Александра Ивановича Лужина, изображенного в образе шахматного гения, страдающего с детства аутизмом, характеризующегося в качестве замкнутого, непонимающего окружающую действительность человека, который достигнув высот в шахматном мире остается погруженным в собственное одиночество. При этом Лужин отличается нелепостью, неуклюжестью, неряшливостью, излишней полнотой, которая провоцирует проявление мучающей одышки.
    Герой изображается полностью неприспособленным к жизненным реалиям, непонятым окружающими, в детстве страдающим от глумления сверстников, подтолкнувших Лужина к общению с шахматными фигурами, а не с людьми.
    Писатель наделяет своего героя некой душевной странностью, при этом сталкивая его с грубым и примитивным внешним миром, поначалу привлекающего Лужина лишь в качестве опасной и неразгаданной комбинации шахматных ходов, впоследствии оказавшегося не имеющего никакой защиты. При этом Лужину удается преодолеть свое особенное отношение к жизненной реальности и приобрести супругу, которая испытывает к нему скорее материнское чувство, нежели истинную женскую любовь.
    Лужинское сознание, обусловленное его аутистическим мышлением, формирует собственное изображение единства временных и пространственных элементов, выражающееся в детских и школьных воспоминаниях, а затем в берлинском эмиграции. Пытаясь существовать в реальном, порой жестоком мире с помощью шахматных законов, герой оказывается раздавленным болезнью, из-за которой, уже будучи именитым гроссмейстером, медики выносят вердикт о запрете изнурительной для пациента игры в шахматы.
    Композиция: Композиционная структура романа представляет собой кольцевую форму, выраженную в виде фамилии героя на начальных фразах повествовательного содержания и в завершающей финале.
    Сюжетная линия произведения изображает драматическую историю сочетания в одной человеческой личности двух противоположных реальностей в виде фактической социально-бытовой жизни и шахматного мира, воспринимающегося героя как особая притягательность.

    ОтветитьУдалить
  18. Татьяна Дудкина
    Роман Набокова прочитан полностью. Это один из самых ярких романов Набокова, его жанр выдержан совершенно.
    ТЕМА: о судьбе отдельного человека, начиная с периода его детства и заканчивая зрелым возрастом, до странной болезни, когда жизнь героя обрывается; о несовместимости искусства и жизни.
    ИДЕЯ: Принципиальное отторжение действительности героем - продуманная жизненная и творческая позиция, мужественно отстаиваемая, ставшая программой личного и литературного поведения; это одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на независимость от обстоятельств времени, в том числе, времени исторического, агрессивность которого в отношении к частной жизни человека в XX в. стала особенно очевидной.
    КОНФЛИКТ: Жизнь не просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати..
    ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ:
    Главным героем романа писатель представляет Александра Ивановича Лужина, изображенного в образе шахматного гения, страдающего с детства аутизмом, характеризующегося в качестве замкнутого, непонимающего окружающую действительность человека, который достигнув высот в шахматном мире остается погруженным в собственное одиночество. При этом Лужин отличается нелепостью, неуклюжестью, неряшливостью, излишней полнотой, которая провоцирует проявление мучающей одышки.
    Герой изображается полностью неприспособленным к жизненным реалиям, непонятым окружающими, в детстве страдающим от глумления сверстников, подтолкнувших Лужина к общению с шахматными фигурами, а не с людьми.
    Писатель наделяет своего героя некой душевной странностью, при этом сталкивая его с грубым и примитивным внешним миром, поначалу привлекающего Лужина лишь в качестве опасной и неразгаданной комбинации шахматных ходов, впоследствии оказавшегося не имеющего никакой защиты. При этом Лужину удается преодолеть свое особенное отношение к жизненной реальности и приобрести супругу, которая испытывает к нему скорее материнское чувство, нежели истинную женскую любовь.
    Лужинское сознание, обусловленное его аутистическим мышлением, формирует собственное изображение единства временных и пространственных элементов, выражающееся в детских и школьных воспоминаниях, а затем в берлинском эмиграции. Пытаясь существовать в реальном, порой жестоком мире с помощью шахматных законов, герой оказывается раздавленным болезнью, из-за которой, уже будучи именитым гроссмейстером, медики выносят вердикт о запрете изнурительной для пациента игры в шахматы.
    КОМПОЗИЦИЯ: Композиционная структура романа представляет собой кольцевую форму, выраженную в виде фамилии героя на начальных фразах повествовательного содержания и в завершающей финале.
    Сюжетная линия произведения изображает драматическую историю сочетания в одной человеческой личности двух противоположных реальностей в виде фактической социально-бытовой жизни и шахматного мира, воспринимающегося героя как особая притягательность.

    ОтветитьУдалить
  19. Произведение прочитано полностью.

    Роман повествует о мальчике - Лужине, детство которого было очень тяжёлым: родители не любят друг-друга, отец всегда надеется увидеть в сыне что-то толковое, но это были лишь мечты, которые он воплощал в своих книгах, в школе его постоянно дразнят, и мальчик нигде не может найти себе покой.
    Мальчик обретает смысл жизни, когда его тётя показывает ему мир шахмат, ещё ничего не знающий в этой игре Лужин осознаёт, что он в ней разбирается. Сначала он видит, шахматную партию в школе, в которой Лужин предугадывает ходы, потом он учится играть, выигрывает ухажера тети, своего отца, друга-доктора отца, а дальше в нем признают шахматного гения. Лужин не ходит в школу, вместо этого он постоянно участвует в турнирах. Позже он становится профессиональным шахматистом, шахматы заменяют ему реальность: «ибо что есть в мире, кроме шахмат?» Близкие люди постепенно вокруг него начинают умирать: мама, ухажёр тети, а в скоре и отец. В одном из городов, где должен был проводиться очередной турнир, Лужин встречает свою любовь, на которой он женится. Далее, в новом турнире, в новой партии он встречает старого соперника, в игре с которым Лужин ловит сильное эмоциональное потрясение, в следствии которого сильно заболевает. Его жена пытается всячески отгородить Лужина от шахмат, но уже слишком поздно, шахматы заменяют ему реальность. Он ощущает себя персонажем игры, которая вся от и до прописана. Лужин пытается обмануть игру рандомными действиями, и главным обманом является его уход из этой игры через окно.

    Анализ героев:
    1. Лужин
    плюсы: целеустремлённый, умный, профессионал в своём деле.
    минусы: замкнут в себе, игроман, не умеет проигрывать, реальный мир проходит мимо него, считает себя умнее самой жизни, сходит с ума и совершает эгоистичный поступок - самоубийство
    цель: заниматься любимым делом, в последствии обмануть систему в виде прописанной жизни
    тайна: его богатый, непонятый внутренний мир

    Родственники Лужина
    2. Мать - никому не доверяющая, несчастная, одинокая женщина: «В соседней комнате мама Лужина уговаривала пустоту выпить с ней какао»
    3. Отец - мечтатель, хочет видеть в людях то, что хочет видеть,влюблён в сестру своей супруги - Тётю Лужина младшего
    4. Тётя - обонятельная, добрая женщина, самый первый друг Лужина
    5. Жена Лужина младшего - заботливая, любящая, молодая, красивая девушка

    Проблематика и конфликт
    Человек против общества, человек против себя самого
    Лужин бросает вызов «прописанной и понятной» жизни

    Тема - одиночество, непонятность, стремление к совершенству, стремление по-особенному закончить жизненную партию.
    «Просто не было взрослых слов для его детских впечатлений.»

    Идея: уход от реальности.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Правила ведения читательского дневника