Л. Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»
Одна из вершин мировой психологической прозы. Прослеживая мысли и чувства смертельно больного чиновника, Толстой показывает, как человек убегает от мыслей о смерти и как смерть приводит его к пониманию, чем была его жизнь.
Хроника болезни и умирания судейского чиновника, которой предшествует история его жизни. Единственное в своём роде произведение, рассказывающее о том, как человек переживает приближение конца, какие психологические уловки использует, чтоб увернуться от осознания его неизбежности, и как наконец осознаёт смерть — важнейшее в жизни дело, которое полностью меняет понимание самой жизни.
Хроника болезни и умирания судейского чиновника, которой предшествует история его жизни. Единственное в своём роде произведение, рассказывающее о том, как человек переживает приближение конца, какие психологические уловки использует, чтоб увернуться от осознания его неизбежности, и как наконец осознаёт смерть — важнейшее в жизни дело, которое полностью меняет понимание самой жизни.
Произведение Л. Н. Толстого "Смерть Ивана Ильича" прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьИван Ильич-главный герой, в котором автор запечатлел образ целого поколения. Все, что его заботит, это чины, деньги, карьера. Но его любили окружающие, так как считали его жизнерадостным добряком. Многие люди его уважают, а он видит во всех способ для достижения собственных целей, не скрывая и даже гордясь этим. Счастливое детство сменилось не менее счастливой юностью и учёбой. Начать карьеру главному герою помог отец. Молодой человек удачно, хотя и не слишком выгодно женился. Даже смерть троих детей не омрачила его жизни. Недомолвки с супругой имели незначительный характер.
И только внезапная грядущая смерть по-настоящему помогает раскрыть образ Ивана Ильича. Он совсем не хочет мириться со своим уходом из жизни(ну конечно, никто бы не захотел). Герой становиться максимально подозрительным, он видит во всем ложь. Ему чудится, будто его уже вычеркнули из этой жизни, несмотря на то, что он еще ходит, слышит, дышит, живет. На работе место уже начали делить между собой, родственники наверняка строят какие-то планы в жизни без него...Понемногу герой начинает понимать, что вся его жизнь была неправильной. Он перестает находить радость в семье и деньгах. Иван Ильич боится остаться один. Перед самой смертью героя по-настоящему озаряет.Он понимает : деньги, статус, ложь, мелочность-вот что происходило вокруг всегда. Происходит осознание, что все в его жизни было «не-то». Головин понимает, что даже близкие и родные ему люди живут не так, живут ложно. Только Герасим, мужик который за ним ухаживает, вызывает у него симпатию и уважение. Только Герасим увидел в Иване Ильиче человека, обычного, простого человека, который умирает.
Особенность композиционного построения заключается в том, что о смерти главного героя мы узнаем в самом начале и только потом, в течение всего произведения мы узнаем о его жизни, характере, ценностях. Возможно, эта страшная болезнь была спасением Ивана Ильича, так как именно она подарила герою свободу.
Знаете, человек нередко откладывает все на потом. Его будни наполнены бесполезными суетными действиями, которые не приносят удовлетворения или радости. Если так жить, то можно сразу остановиться и сказать себе: "жизнь прожита зря". Так быть не должно. Мало, кто понимает, что завтра может и не наступить для кого-то.
И именно ощущение близости смерти помогает Ивану Ильичу пробудить человеческое сознание.
«Кроме вызванных этой смертью в каждом соображении о перемещениях и возможных изменениях по службе, могущих последовать от этой смерти, самый факт смерти близкого знакомого вызвал во всех, узнавших про нее, как всегда, чувство радости о том, что умер он, а не я.»
Автор показывает как Иван Ильич проделывает путь от чиновника до человека и как это не просто. Приводит это всё к одиночеству
Прочитано полностью все произведение.
ОтветитьУдалитьГлавный герой произведения - Иван Ильич Головин. Является прокурором в суде и отождествляет собой образ обычного чиновника конца девятнадцатого века в России. У Толстого Иван Ильич служит героем – носителем основной идеи автора. Протагонистом его нельзя назвать, потому что образ был списан со знакомого Толстого, а такой персонаж должен иметь в своей основе автора. Проводником сюжета он так же не является так как читатель знакомится с сюжетом и обстановкой вокруг не через Ивана Ильича. Тип героя – лишний. Все потому что на протяжении всего произведения главный герой постепенно понимал бессмысленность своей жизни и борьбы с болезнью. «Нравственные страдания его состояли в том, что в эту ночь, глядя на сонное, добродушное скуластое лицо Герасима, ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была «не то»». Цель Ивана Ильича меняется на протяжении всего произведения. Изначально в его планы входит стандартная «Американская мечта»: окончить институт, занять хорошее место, удачно жениться, но, чтобы невеста была не только богатая, а еще и красивая, продвинуться вверх по карьерной лестнице и закончить жизнь богатым и успешным человеком. «Иван Ильич женился по обоим соображениям: он делал приятное для себя, приобретая такую жену, и вместе с тем делал то, что наивысше поставленные люди считали правильным.» Однако, с появлением болезни (предположительно рака), единственной целью Ивана Ильича становится излечение от нее. Он пробует все средства, но, осознав, что ни одно из них не может ему помочь, целью стало избавление от боли, хотя бы на время. Тайна главного героя в данном произведении отсутствует.
Композиция в произведении кольцевая. Действие начинается с панихиды по Ивану Ильичу. Данный прием нужен не только для того, чтобы показать читателю исход действия и дать сконцентрироваться на самом процессе (для этого есть название), но и демонстрации отношения второстепенных персонажей, в том числе и жены, к Ивану Ильичу при жизни и после смерти. Такой прием хорошо показывает лицемерие окружения главного героя. ««Каково, умер; а я вот нет», – подумал или почувствовал каждый.»
Тема произведения заключается в принятии человеком смерти. На примере Ивана Ильича видно, как он прошел все семь стадий: шок (стала беспокоить боль), отрицание (игнорировал ее), сделка (стал соблюдать диету и пить лекарства), вина (винил тот день, когда получил удар), гнев (стал срываться на ближний круг), депрессия (последние годы работы), осмысление (последние дни, когда был прикован к кровати). «Слепая кишка! Почка, – сказал он себе. – Не в слепой кишке, не в почке дело, а в жизни и… смерти. Да, жизнь была и вот уходит, уходит, и я не могу удержать ее. Да. Зачем обманывать себя? Разве не очевидно всем, кроме меня, что я умираю, и вопрос только в числе недель, дней – сейчас, может быть. То свет был, а теперь мрак. То я здесь был, а теперь туда! Куда?»
Основной конфликт произведения – внутренний конфликт Ивана Ильича с болью. У Толстого она как будто является самостоятельным персонажем, против которого на протяжении всего сюжета безуспешно берется главный герой.
Идея состоит в том, что все люди однажды умрут. И смерть может быть, как быстрой внезапной и легкой, так и протекать годами. Важно быть готовым к ней и понимать ее неизбежность. Иван Ильич умер сначала, как личность, а потом уже как человек, но по мнению Толстого, процесс должен происходить в обратном порядке, ведь в таком случае личность станет бессмертной. Но достичь этого крайне тяжело, почти невозможно.
Произведение прочитана полностью
ОтветитьУдалитьСмерть Ивана Ильича толстой
Иван Ильич главный герой произведения. Он был среднем сыном, он средний во всех сферах "Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная и самая ужасная.." Илья Головин весёлый, общительный, честный по отношению к своей работе и гордо и стойко держался в свете, где пытался дотянутся до тех, кто выше него по ступени. После службы у него формируются принципы жизни, ротатором следует и не отличается от всеми принятыми другими в свете. Женится он больше потому что так принято и жизнь его не радостная в браке: ревность, ссоры «Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, как и к службе». Вся его жизнь вроде шла спокойно и средне, как бы приятно, но потом он почувствовал к себе несправедливое отношение и решил принять меры, в следствии которых получил назначение и его супружеская жизнь стала снова пылать и горнист от счастья, иметь планы на будущее. Но все ломает его случайная травма в боку, из-за чего он переосмыслил жизнь, которая прошла и по новому построитесь на новую. Но все же он теряет интерес ко всеми и осознаёт, что он ничто, что он пустота. Идеал «приятности и приличия» рассыпается под воздействием мучительной болезни и непонимания близких. Заурядный по своей внутренней сути герой понимает, что вся его жизнь, за исключением детства, была «не то», что существует главный вопрос жизни и смерти, в момент которой человек освобождается от страха и видит свет.Иван Ильич не может представить себе, что после его кончины люди будут жить без него, любить, ненавидеть, страдать, погружаться в свои ежедневные заботы.«Самый факт смерти близкого знакомого вызвал во всех, узнавших про нее, как всегда, чувство радости о том, что умер он, а не я.»
Композиция повести экспозиция: похороны И.И. Головина; завязка: заболевание главного героя; кульминация: смерть Ивана Ильича. Композиция начинается с конца и потом рассказывается начало жизни главного героя.
Главной идей повести является смерть и рождение. Что есть вещи, которые мы не в праве изменить как-либо. В жизни главные вещи не смогут повторится: мы рождаемся один раз и умираем, но почему-то мы всегда ждём чего-то от своей жизни. Что-то изменить, хочет иметь много денег, иметь большую семью или наоборот, мы имеем выбор в этих вещах и сами распоряжаемся нашими действиями, но мы никак не сможем избежать конца нашего пути.
Ещё одна версия идеи-о лжи и обмане, царящих в жизни господствующих классов, раскрыта в свете общих проблем мировоззрения и творчества писателя в пору его «духовного кризиса» 1880-х годов.
Темой произведения является грех и покаяния, смысл в Веру. Проблема греха и покаяния выражается через смерть главного героя. По сути все прожитое время, вся жизнь Ивана Ильича являлась грехом, но не освещённая светом высшей истины. И только перед самой смертью главный герой осознаёт всю бессмысленность своей жизни.
Конфликтом произведения является осознание и принятие смерти между всеми главными героями.
Произведение прочитано полностью. В электронном виде 12 страниц из 12.
ОтветитьУдалитьВ повести «Смерть Ивана Ильича» главным героем является сам Иван Ильич. Он – член судебной палаты. По-моему мнению у главного героя нет как таковой жизнь, а есть мелкое существование с нелюбимой женой и нелюбимым делом. «Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, как и к службе». "Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная и самая ужасная.." Вроде с одной стороны веселый, добрый и общительный, но с другой этот человек полностью не понимает себя. Также герой Илья Ильич – это собирательный образ. Он является не конкретным человеком, а собирает сразу несколько поколений. Его совершенно ничего не волнует кроме материального, что говоря про духовный план, он нем просто на просто забывает и даже не думает. В обществе, в котором он живет его уважают, но ради своих целей. Одно из главных стремлений героя – комфорт, удобная, спокойная жизнь. В повести жизнь Ивана Ильича можно было бы разделить на три части: до болезни, сама болезнь и смерть.
Автор создал собирательный образ семьи Головиных. Конечно, такая семья не одна, их множество. Автор ставит перед читателем вопрос «так ли живут люди?», « Правильно ли они выставляют свои цели и приоритеты?».
Иван Ильич даже в смерти выглядит, как все мёртвые: «Мертвец лежал, как всегда лежат мертвецы, особенно тяжело, по-мертвецки, утонувши окоченевшими членами в подстилке гроба…»
Главной идей повести служит - смерть и рождение. Есть вещи, которые мы не в праве изменить в этом мире. В жизни, к сожалению, некоторые главные вещи не смогут повторится: мы рождаемся один раз и умираем, но почему-то мы всегда ждём чего-то от своей жизни. То есть,самые ценные вещи в жизни — те, что цены не имеют
Темой произведения является грех и покаяния, смысл в Веру. Проблема греха и покаяния это и есть через смерть главного героя. Таким образом, все прожитое время, вся жизнь Ивана Ильича являлась грехом. И только перед самой смертью главный герой осознаёт всю бессмысленность своей жизни.
Конфликтом произведения является осознание и принятие смерти между всеми главными героями.
Композиция произведения:
Все начинается с похорон Головина. Это является экспозиций повести. Завязка – этот тот момент, когда заболел Иван Ильич. Кульминацией служит сама смерть Ивана Ильича.
Благодаря такой композиции мы можем обдумать то, что раньше было описано в повести. Не испытывая никаких положительных чувств к главному герою романа в начале, читая последние строки, мы уже будто бы зная его судьбу, начинаем по-другому относиться к первой части произведения.
Вывод: всю свою жизнь Иван Ильич жил не так, он подавлял в себе настоящую личность. Автор показывает, что осознание жизни приходит перед смертью. Также, понимает Головин, даже близкие и родные ему люди живут не так, живут ложно. Только Герасим, мужик который за ним ухаживает, вызывает у него симпатию и уважение. Только Герасим увидел в Иване Ильиче человека, обычного, простого человека, который умирает.
Иван Ильич обрёл настоящую внутреннюю свободу после смерти
Дудкина Татьяна
Удалить1 часть
ОтветитьУдалитьТолстой - смерть Ивана Ильича:
Главный герой - Иван Ильич: средний сын, окончил курс правоведения, получил должность чиновника особых поручений, веселый и общительный, герой был честным и внимательным по отношению к своей службе, - “все любили его”. Он умел достойно держаться в высшем обществе, “с самых молодых лет было то, что он, как муха к свету, тянулся к наивысше поставленным в свете людям”. Старался угодить обществу, заботился о том, чтобы его жизнь имела приличный характер. Герой был судебным следователем, уже в другой губернии.
Постепенно Иван Ильич перестает отличаться от общества: начал чувствовать власть над другими, что ему нравилось, женился, потому что так принято,(“поступки эти были совершаемы и высоко стоящими людьми и не считались ими дурными, он не то что признал их хорошими, но совершенно забыл их и нисколько не огорчался воспоминаниями о них“). Много лет жизнь Ивана Ильича можно было описать "приятно и прилично", хотя ему многое в ней не нравилось. Отношение Ивана Ильича к жизни было непостоянным, все часто зависело от положения на службе: когда его обходили по службе, тот он чувствовал несправедливость, и все прочие сферы ему казалось скучными и неинтересными. Иван Ильич - гордость семьи, “не такой холодный и аккуратный, как старший, и не такой отчаянный, как меньшой. Он был середина между ними — умный, живой, приятный и приличный человек”. Иван Ильич был “человеком способным, весело добродушным и общительным, но строго исполняющим то, что он считал своим долгом”, “он отдавался и чувственности и тщеславию, и — под конец, в высших классах — либеральности, но все в известных пределах”
Всю свою жизнь он свел к достижению материальных благ, не позволяя чувствам властвовать над собой: «В самой службе, именно в следствии, Иван Ильич быстро усвоил прием отстранения от себя всех обстоятельств, не касающихся службы, и обличению всякого самого сложного дела в такую форму, ... при котором совершенно исключалось его личное воззрение».
На пороге смерти, ложь противна ему и в окружающих, которые хотят уверить его, что болезнь не слишком опасна, и в самом себе.
Толстой не наделил Ивана Ильича какими-то отрицательными чертами, но его нельзя назвать и положительным персонажем.
Иван Ильич - проводник сюжета(мы следим за ним, за его жизнью и мыслями) и носитель основной идеи.
Композиция:
Экспозиция: известие о смерти Ивана ильича и его похороны
Завязка: заболевание Ивана Ильича
Развитие действия: посещение врачей
Кульминация: безысходность и одиночество героя, смирение со скорой смертью
Развязка: смерть Ивана Ильича
Виды и типы композиции:
По структуре композиция - обратная(читатель узнает и смерти главного героя уже в начале произведения, и только потом мы узнаем историю Ильи Ильича(1 глава - “Иван Ильич-то умер”, 2 глава -”Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная и самая ужасная”).
2 часть
ОтветитьУдалитьПо построению частей и глав композиция - простая: мы следим за жизнью, судьбой Ивана Ильича.
Темы и тематика: греха и покаяния(образ жизни, сама жизнь Ивана Ильича были грехом, перед смертью герой осознает бессмысленность прожитых лет и смиряется со смертью, раскаивается), человеческих отношений(общественные маски) - “Близкие же знакомые, так называемые друзья Ивана Ильича, при этом подумали невольно и о том, что теперь им надобно исполнить очень скучные обязанности приличия и поехать на панихиду и к вдове с визитом соболезнования”, духовная смерть общества(“мысль каждого из господ, собравшихся в кабинете, была и том, какое значение может иметь эта смерть на перемещения или повышения самих членов или их знакомых” - им безразлична чужая смерть), тема веры(герой обращается к Богу, к вечности, он соглашается причаститься, его внутренний мир меняется, высший свет озаряет его сознание: «Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет»), тема социального одиночества.
Природа художественного конфликта: скорее всего в основе конфликта произведения лежит закон диалектики Гегеля - закон отрицания отрицания - и впоследствии закон единства и борьбы противоположностей: герой не считал себя таким, как общество, но именно свою принадлежность к обществу со всеми его пороками он осознает когда заболевает, именно в тот момент герой отдаляется от социума и единственным приятным для него человеком становится Герасим, главному герою становится противно находиться среди лицемеров.
Внешний конфликт: проявляется в момент болезни, когда пороки общества открываются герою - лицемерие и лживость, бездушие и безразличие становятся противными для Ивана Ильича.
Внутренний конфликт: внутри героя борются чувства безысходности, надежды и непонимания(он еще жив физически, но духовно мертв, поэтому Иван Ильич понимает, что скоро наступит и смерть физическая), борются чувства страха и успокоения(“Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет”).
Идея: духовное спасение человека(несмотря на то, что герой умирает, он обретает свободу, спасает свою душу, потому что осознает все ошибки своей жизни и отрекается от этого)
Идея является философской, потому что для людей всех времен важны вопросы, которые раскрывает автор.
Финал как выражение основной мысли: финал отражает освобождение души героя, показывает, как человек убегая от мыслей о смерти и как смерть приводит его к пониманию, чем была его жизнь.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьВ данном произведение смерть представлена очень реалистично, «со всей страшной ясностью». Однако интересна не столько сама смерть, сколько внутренняя эволюция героя.
С точки зрения «прозрения» Ивана Ильича, всю его жизнь можно разбить на три части: до заболевания, сама болезнь и последние два часа агонии.
Жизненная философия героя сводилась к простым правилам, какие были приняты в его окружении. Главным критерием выступало «приличие», приличие в общении, в подборе приятелей, в обстановке, в семье: «Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, как и к службе».
Автор не раз акцентирует внимание на том, что жизнь Ивана Ильича была самая обычная: «Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная». Герой живёт по схеме, выработанной ранее людьми его круга: учёба, служба, романы, модистки, выпивки, свадьба, карьерный рост – всё в рамках приличия общества. Иван Ильич даже в смерти выглядит, как все погибшие: «Мертвец лежал, как всегда лежат мертвецы, особенно тяжело, по-мертвецки, утонувши окоченевшими членами в подстилке гроба, с навсегда согнувшеюся головой на подушке, и выставлял, как всегда выставляют мертвецы, свой желтый восковой лоб…»
Эта «обычность» призвана сказать, что рано или поздно подобное произойдет с каждым, однако ни один человек не задумывается об этом.
Одно из главных стремлений героя – удобство, комфортная, размеренная жизнь. С этой целью Иван Ильич разыскивает доходную должность, сам занимается обстановкой жилища, беспокоясь за любую деталь, не вникая в семейные проблемы, устанавливает более комфортные и приятные взаимоотношения с супругой.
Солидная, удобная жизнь – вот основной принцип героя до болезни. Однако появляется нечто, что «стало портить установившуюся было в семействе Головиных приятность легкой и приличной жизни».
Это нечто – осознание Иваном Ильичом собственной болезни. Такое понимание постепенно рушит прежние жизненные принципы героя. Сначала Иван Ильич стремится свою болезнь внедрить «в рамки приличия», он ездит к врачам, осуществляет все без исключения предписания и уверяет себя в том, что болезнь отступила.
Однако в скором времени и эта иллюзия «контроля над ситуацией» пропадает. Иван Ильич становится требовательным, раздражительным.
В течение всей болезни Ивана Ильича терзают экзистенциальные сомнения. Сперва данное неверие в собственную смерть, затем отрицание смерти, как факта. Затем герой осознаёт, что для него жизнь заканчивается. Этот новый виток в размышлениях порождает новые переживания, Иван Ильич не осознает, за что с ним случается подобное.
Это следующий этап в духовной эволюции героя, страх кончины и непонимание подтолкнули его к размышлениям. Головин со временем приходит к заключению, что во всей жизни его была одна «светлая точка» - детские годы, но «потом все чернее и чернее и все быстрее и быстрее». Чем более изучал Иван Ильич эту правду, тем понятнее представлял, что жизнь его летит к концу. Сперва он попытался бороться, однако осознал, что бесполезно. У героя осталось лишь одно сомнение: «Мучение, смерть... Зачем?»
Головин внезапно осмысливает, то что жил неверно, что вся его жизнь израсходована бессмысленно, и возвратить ровным счетом ничего невозможно. Осознание это приходит, когда он случайно сравнивает собственную семью, надуманные ценности супруги и ребенка, их ложь, притворство и мужика Герасима, который единственный из всего круга Головина не дурачит и не притворяется.
Он отверг принципы собственного общества, своей семьи, равно как нечто фальшивое, пустое, несерьёзное, но подступиться к простой жизненной правде Герасима Иван Ильич никак не может, он не понимает, как это сделать и чувствует, что упустил что-то важное.
С этого момента боязнь смерти заполняет Головина, знать, то что жил не правильно, и не знать, как всё исправить – смотри главное мучение Ивана Ильича.
12/12 страниц.
ОтветитьУдалить1. Главный герой – Головин Иван Ильич. Уже умер. Средний, везде наполовину: «Он был середина между ними — умный, живой, приятный и приличный человек». И вроде все хорошо, и даже приятный по описанию. Жизнелюбивый, добродушный, компанейский. Обычный, как все – ничего примечательного. Правильная жизнь: семья, учебы, карьерный рост, потом свадьба (последнее для украшения, как и сама жена). Достойно держится в обществе, пытается казаться лучше и выше, чем есть на самом деле: «... как муха к свету, тянулся всегда к наивысше поставленным в свете людям». Способный к работе. Льстец. Власть и деньги очень привлекают героя. Желание держать всех в своем кулаке. Приторная игра в приличного человека. Зависим от мнения окружающих. Собственный мир комфорта. Ревностное отношение к службе. В итоге задаешься вопросом: а где сам Иван Ильич? В нем столько ото всех, и все правильно и красиво, что истинный образ смывается. Однако, смерть обличает душу, а там – одиночество, тоска, усталость от окружающей лжи, глупость и ничего светлого. Тайна: настоящий характер и настоящее, что волнует. Цель: приличное состояние, опрятный вид без пятен и выделений.
2. Простая обратная композиция. Экспозиция – похороны Ивана Ильича, завязка – начало приличного рассказа о приличной жизни Головина, первое развитие действия – детство, юность, в общем, биография, точка невозврата – болезнь Ивана Ильича, второе развитие действия – поддержка Герасима, кульминация – причащение, осознание ничтожности своей жизни, развязка – смерть Ивана Ильича.
3. Тема: история жизни начинается со смерти. Похороны, печальные лица, нежданные новости. Умер судейский чиновник. Его хроника жизни и болезни не сказать, чтобы интересная, скорее – приличная и приятная. Два слова, ставшие девизом. Если что – то идет не так, то это недолго: «... опять его запнувшаяся жизнь приобретает настоящий, свойственный ей характер веселой приятности и приличия». Жизнь обычная, ничем не выделяется. Иван Ильич медленно, но верно движется к своей цели обрести власть и состояние, быть не хуже других. Но планы не возвращаются в русло приличных и приятных после приобретенной болезни. И как будто падает пелена с глаз, все снимают маски. А вокруг – равнодушное общество, а сама жизнь – ничто.
4. Внешний конфликт герой – среда. Смерть как возможность увидеть настоящие. Равнодушие так называемых образованных людей к чужому горю. И даже своя семья. И никому нет дела. Все живут для собственного комфорта. Герой тоже был в этом плену, хорошо, что освободился.
Внутренний конфликт отрицания смерти. Но так всегда: сначала отрицание, потом принятие, а после и просветление. Головин не может смириться с мыслью, что умирает, а жизнь ему не кажется прожитой. Было прилично и приятно, стало – уныло, лживо и бессмысленно. Смерть – очищение: «Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет».
5. Идея: оживление после смерти (она ответ на все вопросы).
Произведение прочитано полностью
ОтветитьУдалитьЕго главным героем является Иван Ильич Головин. Работает прокурором в суде. Носит основную идею. По своему типу героя – он лишний. Путём развития произведения герой понимает бессмысленность своей жизни:
«Нравственные страдания его состояли в том, что в эту ночь, глядя на сонное, добродушное скуластое лицо Герасима, ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была «не то»».
Сначала он живёт желаниями о богатстве, успехе, карьере, после заболевает и меняет свои цели на лечение. Ни какое лекарство, никакое лечение не может его спасти, и он ищет способы хотя бы на время избавляться от боли.
Простая кольцевая композиция. Мы начинаем со смерти Ивана Ильича, а дальше изучаем историю его жизни. Такой приём позволяет нам подойти к истории с более анализаторской точки зрения.
«Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная и самая ужасная.»
В произведении поднимается тема принятия судьбы, смерти. Иван Ильич жил беспечно, думая об одном, но вопрос скорой смерти изменил ему всё. На первую очередь ему вышла жизнь:
«Слепая кишка! Почка, – сказал он себе. – Не в слепой кишке, не в почке дело, а в жизни и… смерти. Да, жизнь была и вот уходит, уходит, и я не могу удержать ее. Да. Зачем обманывать себя? Разве не очевидно всем, кроме меня, что я умираю, и вопрос только в числе недель, дней – сейчас, может быть. То свет был, а теперь мрак. То я здесь был, а теперь туда! Куда?»
Поднимается тема лжи, которая заставляет Ивана Ильича мучатся ещё больше чем он мог бы
«Главное мучение Ивана Ильича была ложь, — та, всеми почему-то признанная ложь, что он только болен, а не умирает, и что ему надо только быть спокойным и лечиться, и тогда что-то выйдет очень хорошее. Он же знал, что, что бы ни делали, ничего не выйдет, кроме еще более мучительных страданий и смерти. И его мучила эта ложь, мучило то, что не хотели признаться в том, что все знали и он знал, а хотели лгать над ним по случаю ужасного его положения и хотели, и заставляли его самого принимать участие в этой лжи. Ложь, ложь эта, совершаемая над ним накануне его смерти, ложь, долженствующая низвести этот страшный торжественный акт его смерти до уровня всех их визитов, гардин, осетрины к обеду... была ужасно мучительна для Ивана Ильича.»
Основным конфликтом произведения будет внутренний конфликт героя с его болью. Борьба героя с ней постоянна, но безуспешна.
Идея книги в том, что смерть ждёт каждого. Она может быть совершенно любой, долгой и мучительной, быстрой и сладкой. Важно смириться с её неизбежностью и пользоваться ею как способом ценить свою жизнь. Илья же, узнав о смерти, умер сразу же, но сначала как личность, а только потом и физически. Как личность умирать ни в коем случае нельзя. Боязнь смерти мешает герою проживать последние дни спокойно из-за чего он получает только страдания и причиняет боль близким.
Произведение прочитано полностью. Анализ образа Ивана Ильича. Иван Ильич – самый простой человек и гражданин . Через его образ автор запечатлел целое поколение. Для главного героя на первом месте стоит забота на материальным миром, о духовном же мире он не думает совсем. Его заботой является обретение статуса и получение денег. И женится он только из-за того, что так надо, а не из-за большой любви. Если говорить словами Ивана Ильича, о его жизни, то все у него, как по-маслу или «Comme il faut». Многие люди его уважают, а он видит во всех способ для достижения собственных целей, не скрывая и даже гордясь этим. В момент, когда человек перестает нести для него какую-то пользу, быть выгодным, то он просто прекращает с ним общаться, ибо он ему просто становиться ненужным. Его жизнь полностью зависит от правил и подчинена им. Во время переезда в новую квартиру будущая «неизвестная» обстановка не дает ему душевного спокойствия, мучает его. Главной вещью предвкушения становятся «новые тарелочки в гостиной»! «Сангвиническая натура» Ивана Ильича очень быстро меняется, когда он не приобретает
ОтветитьУдалитьопределенный чин, из-за этого он впадает в депрессию. Позже, все очень сильно меняется из-за болезни. Из-за осознания тяжести, неизлечимости, болезни, мировосприятие героя координально изменяется. Первое время он отрицает возможность и недуга а о смерти и не помышляет. Не обращая внимания на боли, он не меняет свой образ жизни, пока ситуация не ухудшается. Момент резкого ухудшения, создается ощущение, что героя как будто бы подменили. Прежние ценности его больше не волнуют. Иван Ильич не может успокоиться даже на работе. Часто посещает врачей. Понемногу герой начинает понимать, что вся его жизнь была неправильной. Он перестает находить радость в семье и деньгах. Просветление в в сознании, нахождение настоящих ценностей, мы можем наблюдать, когда видим, что Иван Ильич боится остаться один. Единственным человеком, которого он рад видеть становиться Герасим. Остальных людей герой прощает за считанные мгновенья до смерти. Перед самой смертью Ивана Ильича по-настоящему озаряет, теперь он понимает и видит все, что происходило вокруг : деньги, статус, ложь, мелочность. Герой понимает, что все в его жизни было «не-то». Особенность произведения не только композиционная , но и сюжетная а том , что мы наблюдаем за событиями , которые разворачиваются после смерти главного героя, т.е. завязкой здесь служить смерть. Сначала мы узнаем о смерти Ивана Ильича, а только потом мы наблюдаем рассказ о его жизни. Когда мы читаем это произведение, то сразу видим, к чему все в конце концов приведет. Этот прием придает произведению больший драматизм. Благодаря такой композиции мы можем обдумать то, что ранее была нами увидено. Не испытывая никаких положительных чувств к главному герою романа в начале, читая последние строки, мы уже будто бы зная его судьбу, начинаем по-другому относиться к первой части произведения.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалить"Смерть Ивана Ильича" Л. Н. Толстого можно назвать хроникой или наблюдениям за умирающий чиновником, который пытается убежать от смерти не только физически, но и в своих мыслях. Это мысли и чувство человека, который чувствует свой конец. Смерть показана как важнейшая составляющая жизни, которая меняет понятие самой жизни. ("Кроме вызванных этой смертью в каждом соображений о перемещениях и возможных изменениях по службе, могущих последовать от этой смерти, самый факт смерти близкого знакомого вызвал во всех, узнавших про нее, как всегда, чувство радости о том, что умер он, а не я.")
Жизнь главного героя Ивана Ильича можно разделить на три этапа: жизнь до болезни, болезнь и смерть. Толстой делает акцент на том, что жизнь его героя самая обычная и заурядная.("Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная"). Он следует только тем правилам и нормам, которые приняты в обществе и не смеет от них отступить. Его жизнь можно сравнить со схемой:учёба, работа, карьерный рост, женитьба, почёт в обществе. Ему не нужно никаких интриг, сложностей в жизни. Ему важен комфорт и удобство. ("Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, как и к службе").
Точкой невозврата является внезапное известие о болезни Ивана Ильича, которая рушит его жизненные принципы и заставляет посмотреть по-другому на свою жизнь. (" Опять на него нашел ужас, он запыхался, нагнулся, стал искать спичек, надавил локтем на тумбочку. Она мешала ему и делала больно...")
Боль служит проводником. Она заставляет героя думать, искать ответы. Только лёжа на смертном одре он понимает, что деньги и чин в обществе не играли никакой роли. Он задумывается о своей семье, других людях.
В этом и выражается идея произведения: не все ценное материально. Некоторые вещи невозможно купить (например, семья).
Благодаря этому приёму мы сначала испытываем жалость к герою, но потом, в процессе прочтения, наше отношение меняется, как меняется и отношение, мысли самого Ивана Ильича. (Нравственные страдания его состояли в том, что в эту ночь, глядя на сонное, добродушное скуластое лицо Герасима, ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была «не то".)
Композиция произведения:
Толстой использует приём инверсии, то есть повествование начинается с финала.
Экспозиция: похороны Ивана Ильича Головина.
Завязка: жизнь Ивана Ильича до болезни. Рассказ о его быте.
Развитие действия: Герой узнает о своей болезни.
Кульминация: смерть Ивана Ильича.
Произведение прочитано полностью (12 из 12 страниц электронной книги). На счет характеристики главного героя, можно сказать следующее: Иван Ильич был обычным стабильным человеком. Он средний сын. Его отец чиновник, сам он сделал карьеру…среднюю. О достоинствах можно сказать, что он весел и общителен, честен как с людьми, так и по отношению к работе. Но из недостатков он выбирает невесту с малозначительным приданым и женится больше от чувства долга, нежели от сильной любви…Спустя какое-то время его жизнь становиться не такой уж и сладкой. Вечные недосказанности, упреки и непонимания друг друга приводят к тому что главный герой вместо того, чтобы налаживать внутрисемейные отношения уходит в службу с головой, где он и добивается невероятных высот. Актуальная философия Ивана Ильича до заболевания относилась к обычным наружным правилам, которые были приняты в обществе. Ключевым аспектом выступало, конечно же, «приличие», благовидность в общении, в выборе своих людей в быте, в семье. «Супружeская жизнь, представляя некоторые удобствa в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы испoлнять свой долг, то есть вeсти приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, кaк и к службе».
ОтветитьУдалитьПисатель не одиножды подчёркивает, собственно, что жизнь главного героя была исключительно обыкновенная: «Прoшедшая истoрия жизни Иванa Ильича быaа самая простая и oбыкновенная». Иван Ильич живёт по определённой схеме,людей такого же принципа: сначала школа, институт, затем найди хорошую работу, далее сыграй свадьбу– всё в рамках приличия общества. И наш главный герой в том числе и в погибели смотрится, как все мёртвые: «Мертвец лежал, как всегда лежат мертвецы, особенно тяжело, по-мертвецки, утонувши окоченевшими членами в подстилке гроба, с навсегда согнувшеюся головой на подушке, и выставлял, как всегда выставляют мертвецы, свой желтый восковой лоб…».
Я бы разделила композицию на три этапа до болезни, сама болезнь и смерть. Кoмпозиция прoизведения:
Экспoзиция: похoроны И. И. Гoловина Зaвязка: Забoлевание Ивaна Ильичa
Кульминaция: Смeрть Иaана Ильичa
В повести вся жизнь Ивана Ильича это грех, там нет даже лучика света. И он это сам понимает лишь перед смерьью, вот тогда то герой и оживает по-настоящему. Ведущей мыслей произведения, по плану писателя, считается мысл ьвнутреннего спасения. Когда наступает повествование, Иван Ильич уже мертв, то есть в повести нарушен хронологический порядок, присущий для позднего творчества Толстого.
Тeма: пониманиe и осознаниe цeнностей жизни
По моему мнению конфликт возникает между теми состовляющимися, которые нам непостижимы. Это наше рождение и гибель. Про рождение человек ничего не помнит, а сваоей смерти боится, как огня. Так вот здесь сравнивается, как раз то что мы люди способны изменить мир вокруг себя, но не свою путеводную линию. Мы можем выбрать кем нам быть и как жить в этом мире. А в этом произведение получается все наоборот: человек принимает всё, что сулит ему общество и только перед смертью хочет всё исправить. Идeя: Сaмые цeнные вeщи в жизни — тe, что цeны не имeют.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьГлавный герой повести -Иван Ильич Мечников. Чиновник. Он тяжело болен; думает, что прожил свою жизнь напрасно. А жизнь его протекала беспечно. Его любили и считали добрым, жизнерадостным человеком, каким он и был на самом деле.
Только грядущая смерть помогла по-настоящему раскрыть образ чиновника. Иван Ильич не мог смириться со своим уходом из жизни. Каждый приступ боли напоминал ему о скорой кончине, которую главный герой называет «она». Иван Ильич не может представить себе, что после его кончины люди будут жить без него. Главный герой становится подозрительным, начинает замечать за всеми ложь. В последние дни жизни у главного героя обостряется эгоизм, нежелание понять тех, кого он оставляет в этой жизни, непонимание того, что живым нужно продолжать свой путь в этом мире и отказ поверить в то, что уход одного человека останется незамеченным.
Самое ужасное и противное- поведение и мысли окружающих его людей. Узнав о скорой смерти чиновника, его сослуживцы из Судебной палаты в тайне радуются предстоящим перемещениям по службе. Во время похорон покойного никто не испытывает чувства скорби. Даже вдова Ивана Ильича не скорбит о муже. Она опрашивает сослуживцев умершего, пытаясь узнать, положены ли ей какие-либо выплаты из казны.
Иван Ильич всё же страшится не столько смерти, сколько бесцельно прожитой жизни.
Особенности композиционного построения: главное событие происходит в начале, а не в конце: мы сразу узнаем о смерти Ивана Ильича, а только потом мы наблюдаем рассказ о его жизни. Этот прием придает больший драматизм.
Тема произведения: принятие человеком смерти.
Конфликт:
Внутренний - Иван Ильич и боль.
Идея: все однажды умрут. Важно относиться к этому спокойно и принимать ее неизбежность, ведь это закономерный итог жизни человека.
КЛЕЙМЕНОВ МАКСИМ
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано полностью.
Головин Иван Ильич является главным героем данной повести. Одно из нестандартных отличительных черт этого персонажа можно считать его смерть в самом начале произведения. Я считаю, что прочитанная мной повесть Льва Николаевича Толстого является одной из лучших психологический проз, в которых обсуждается вопрос жизни и смерти.
Характеристика главного героя:
Достоинства: Иван Ильич был умный, способный, живой и общительный человек, строго исполняющий жизненные правила, принятые стоящими выше его людьми ("умный, живой, приятный и приличный человек..."). Он служил честно, гордился своей честностью, вместе с тем приятно и прилично веселился — в пределах принятых в обществе норм порядочности, старался делать хорошую карьеру.
Недостатки: очень стремится к жёсткой, безукоризненной власти, желает быть над всеми. Чрезмерно зависит от окружающих, от их мнения насчет него.
Тайна: внутренний мир Ивана Ильича: что действительно его интересует, чего действительно он хочет.
Цель: заработать больше денег, стать обеспеченным человеком, быть на верхушке ("... как муха к свету, тянулся всегда к наивысше поставленным в свете людям").
Композиция:
Простая обратная композиция (мы видим смерть главного героя в начале повести, и только потом читатель знакомится с историей жизни Ивана Ильича)
Экспозиция:
В перерыве заседания члены Судебной палаты узнают из газеты о смерти Ивана Ильича Головина. Его похороны.
Завязка:
Начало истории жизни Ивана Ильича("Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая,и обыкновенная и самая ужасная").
Первая часть развития действия:
Биография Головина, начиная с детства до женитьбы.
Точка невозврата:
У Ивана Ильича появляется "неловкость в левой стороне живота"
Вторая часть развития действия:
Усиление боли. Появление слуги Герасима, который умиляет Головина своей простотой и лёгкостью.
Кульминация:
Последние дни Ивана Ильича, его причащение, встреча с сыном-гимназистом.
Развязка:
"Кончена смерть, её нет больше" — говорит Головин сам себе, останавливается на половине вздоха, потягивается и умирает.
Конфликт:
Внутренний конфликт Ивана Ильича по отношению к собственной смерти( как он реагирует на нее ): отрицание, принятие, просветление. ("Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет").
Тема:
Хроника болезни и умирания судейского чиновника, которой предшествует история его жизни.
В произведениии демонстрируется, как человек переживает приближение своей смерти, какие психологические уловки использует, чтоб увернуться от осознания его неизбежности, и как наконец осознаёт смерть — важнейшее в жизни дело, которое полностью меняет понимание самой жизни.
Идея:
Смерть - лишь начало другого пути.
Прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьПовесть “Смерть Ивана Ильича” Льва Николаевича Толстого – это рассказал или же хроника о болезни и смерти судейского чиновника. В ней рассказывается о переживаниях человека, который понимает, что его конец близок, как он осознает это.
Лев Николаевич прописывает мельчайшие психологические и физиологические изменения и ощущения в человеке.
Владимир Стасов написал об это произведении Толстому, он говорил о том, что это произведение гениально, что нигде на свете нет такого гениального создания.
Автор очень внимательно рассматривает процесс умирания главного героя. Им как раз является Иван Ильич. Он средний сын. Его отец чиновник, сам он сделал карьеру…среднюю. Иван Ильич добрый и общительный, честен с людьми и в работе.
Известие о болезни изменило его. Даже после первого приема у врача, Иван Ильич уже взглянул на мир другими глазами. (“Всё грустно показалось Ивану Ильичу на улицах. Извозчики были грустны, дома грустны, прохожие, лавки грустны.”)
Болезненные ощущения всё сильнее отчуждают его от близких, продолжающих исполнять привычные жизненные обязанности; он начинает чувствовать ложь в их привычных действиях — в том числе в дежурной заботе о нём. Он ощущает себя чем-то ничтожным< до него доходит страшное осознание. ( “Меня не будет, так что же будет? Ничего не будет. Так где же я буду, когда меня не будет? Неужели смерть?”)
Болезнь угнетает Ивана Ильича, ему больно, страшно. ( “Утро ли, вечер ли был, пятница, воскресенье ли было — всё было всё равно, всё было одно и то же: ноющая, ни на мгновение не утихающая, мучительная боль; сознание безнадёжно уходящей ещё жизни; надвигающаяся всё та же страшная ненавистная смерть, которая одна была действительность, и всё та же ложь. Какие тут дни, недели и часы дня?”)
Идея всей повести заключается в том, что смерь неизбежна, но смерть – это ответ на все вопросы. После смерти начинается жизнь, оживление.
Главная тема – тема смерти. Что со смерти и начинается жизнь. Осознание своей смерти, самое сложное. ( “Лёжа почти всё время лицом к стене, он одиноко страдал всё те же неразрешающиеся страдания и одиноко думал всё ту же неразрешающуюся думу. Что это? Неужели правда, что смерть? И внутренний голос отвечал: да, правда. Зачем эти муки? И голос отвечал: а так, ни зачем. Дальше и кроме этого ничего не было”)
Внешний конфликт: герой – среда. Болезнь отдаляет его от всех. Никому нет до него дела.
Внутренний конфликт: Иван Ильич и смерть. И он ее победил, осознал, принял. ( “ Кончена смерть, — сказал он себе. — Её нет больше”)
Иван Ильич нуждался в сострадании. И единственным человеком в его окружении, кто оказался на это способен, был Герасим. Это добрый молодой слуга, приставленный ухаживать за ним. Он легко исполняет свои обязанности, что радует Ивана. Герасим не лгал ему, а относился с сочувствием и пониманием к умирающему.
В композиции Лев Толстой использует инверсию.
Экспозиция: похороны Ивана Ильича. Завязка: рассказ о жизни Головина, первое развитие действия: биография, точка невозврата : болезнь Ивана Ильича, второе развитие действия: поддержка Герасима, кульминация : принятие неизбежной смерти, развязка: смерть Ивана Ильича.
Кондратьева Юлия
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано полностью.
Жизнь большинства людей совершенно пуста. Это показано в повести. Иван Ильич жил «как все». Но вот пришла мучительная смерть. Он стал напряженно искать ответа на вопрос: за что эти страдания? Ведь он не совершил никакого преступления. И он приходит к мысли, что вся его жизнь была «не то», что он не выполнял волю Бога и из-за этого нравственно страдает.
Иван Ильич, живя «как все», существовал бессознательно, то есть как бы и не жил. У Толстого возрождение человека связано с пробуждением сознания прежде всего в том смысле, что человек должен осознать, что вся его прежняя жизнь была «не то».
«Он был середина между ними — умный, живой, приятный и приличный человек». И вроде все хорошо, и даже приятный по описанию. Жизнелюбивый, добродушный, компанейский. Обычный, как все – ничего примечательного." И осознание того, что он "не то", приходит к Ивану Ильичу только на смертном одре. Бессмысленность его жизни подчеркивает болезнь:
«Нравственные страдания его состояли в том, что в эту ночь, глядя на сонное, добродушное скуластое лицо Герасима, ему вдруг пришло в голову: а что, как и в самом деле вся моя жизнь, сознательная жизнь, была «не то». Из-за приближения кончины герой как-будто бы нравственно отчистился. Он уже не принимает ложь:
«Главное мучение Ивана Ильича была ложь, — та, всеми почему-то признанная ложь, что он только болен, а не умирает, и что ему надо только быть спокойным и лечиться, и тогда что-то выйдет очень хорошее. Он же знал, что, что бы ни делали, ничего не выйдет, кроме еще более мучительных страданий и смерти. И его мучила эта ложь, мучило то, что не хотели признаться в том, что все знали и он знал, а хотели лгать над ним по случаю ужасного его положения и хотели, и заставляли его самого принимать участие в этой лжи."
Умирая, он становится на путь понимания духовности, но увы-слишком поздно.
Композиция:
Экспозиция – похороны Ивана Ильича,
Завязка – рассказа о приличной жизни Головина, развитие действия – биография Ивана Ильича, болезнь и поддержка Герасима,
Кульминация – причащение, осознание ничтожности своей жизни
Развязка – смерть Ивана Ильича.
Тема: праздно прожитая жизнь не имеет никакого значения. В человеке должно быть стремление к духовному познанию и осознание ценности жизни , иначе-его существование бессмысленно.
Идея: Смерть приносит катарсис. Она дает осознать ценность жизни и ее понимание, но это происходит только перед смертью.
Характеристика главного героя:
ОтветитьУдалитьДостоинства и недостатки: Главный герой – Иван Ильич. «Он был середина между ними (своими братьями) — умный, живой, приятный и приличный человек». Однако он подчинился миру, который его окружал, он постоянно оглядывался на высший свет, который был его личным судьёй.
Цель: Расти по чинам, хорошо жениться, угождать высшему свету.
Тайна: Тайна героя не существует до того момента, как он не понимает происходящего вокруг в его истинном виде. После, когда он понял, он оставляет это в себе, умирает вместе с этим.
Тип героя: лишний
Композиция
Фабула:
Экспозиция: «В большом здании судебных учреждений во время перерыва заседания по делу Мельвинских» сотрудники узнают о смерти Ивана Ильича, члена Судебной палаты.
Завязка: "Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая, и обыкновенная и самая ужасная"
1. Развитие действия: Рассказ о жизни Ивана Ильича. Поступление через отца. Повышение и переезд. Приобретение связей. Появление жены, смерть троих детей, дочка, сын-гимназист, переезд. Снова переезд, лучшая служба, новый дом.
Точка невозврата: Падение. Увиливание болей.
2. Развитие действия: Процедуры с врачами. На работе говорят как о человеке, который скоро освободит место. Появление Герасима. Не понимает смерть.
Кульминация: Иван Ильич осознаёт, что вся жизнь его была «не то», он видит теперь всю эту ложь вокруг себя, кроме Герасима. Он проживает свои последние дни, видится с сыном.
Развязка: «Кончена смерть, её нет больше» - Произносит Иван Ильич и умирает.
Вид: Последовательный
Тип: Простой
Тема:
Достоинства и недостатки: Общительный и приятный, но идущий по воле общества Иван Ильич
Цель: желает жить по заветам высшего общества,
Завязка: однако история его жизни не наполнена стараниями во благо, а лишь тем, что было бы сносно или приятно ему, что не выходило бы за рамки мнения общества.
Тайна: Он видит в лживом мире сои идолы, пока
Точка невозврата: не происходит несчастный случай, который
Выбор перед кульминацией: наконец становится причиной, по которой Иван Ильич находится при смерти. И только тогда он понимает, что все его деяния, то как он жил, к чему стремился – всё «не то», а ведь можно было жить по другому.
Тематика: Тема времени на жизнь. Тема любви. Тема цели и стремлений. Тема человека и общества.
Конфликт:
Внешний: Между Иваном Ильичом и лживым окружением.
Внутренний: Между Иваном Ильичом сейчас и его жизнью.
Идея: Ложь правит обществом.
Одинок ведомый светом (обществом).
Морозов Юрий
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано полностью.
Анализ образа Ивана Ильича.
Иван Ильич – обычный обыватель планеты земля. В его образе автор запечатлил не определнного человека, а целое поколение (стоит отметить, что почти все герои боле напоминают кукол, нежели живых людей). Герой – потребитель, который заботится о мире материальном и абсолютно не оставляет на духовный. Все, что его заботит, это чины и деньги, по сути просто деньги. Даже выходит замуж он по сути потому что так надо, а не по любви, исходя из сухого расчета. Все в жизни героя идет как по-маслу или выражаясь на его языке «Comme il faut», то бишь камель-фо. Другие люди его уважают, а он видит в обществе лишь инструмент к достижению собственных целей, открыто признает и даже гордится, что как только человек перестает нести послужную пользу в его глазах, он тот-час перестает с ни всякое общение. Все в его жизни подчиненно правилам. Переезжая в новую квартиру вопрос обстановки его буквально маниакально терзает и не дает покое. Главное предвкушение новые тарелочки в гостинной! Его «сангвиник-натура» быстро меняется, когда Иван Ильич не получает желаемый чин, героя это вгоняет в депрессию.
Далее все кардинально меняется в связи с недугом. Понимая, что болезнь неизлечима восприятие мира Ивана Ильича резко меняется. Первое время он отрицает возможность и недуга а о смерти и не помышляет. Несмотря на боли продолжает преждний образ жизни, до того момента, пока ситуация не ухудшилась. Тогда происходит резкий подмен одного Ивана Ильича на другого. Преждние ценности его боле не волнуют. Он не может найти успокоение даже на службе. Посещяет множество докторов. Один из таких приемов у врача, Толстой очень талантливо представил в виде заседания, «печально иронируя» над ним. По немногу он осознает, что вся жизнь была «не то». Деньги, семья, да и вообще все на белом свете перестает его радовать. Осознание Иваном Ильичем истинных ценностей мы видим, через страх за одиночество, когда единственным человеком, которого герой рад видеть это обычный «мужик» Герасим. Всех же остальных Иван Ильич прощает только за минуты до ухода в мир иной. После стадии отрицания, почти перед смертью к Ивану Ильичу приходит настоящее озарение. И тогда Ивану Ильичу открываются глаза на то, что происходит. На мелочность денег, на зыбчатость статуса, на ложь вокруг него. Он НАКОНЕЦ понимает что все было «не-то» И все это благодоря страху смерти. Возможно этот самый недуг, был для него, как для человека единственным спасением. Благодоря ему Иван Ильич обрел любовь и свободу.
Особенности композиции: Главное событие открывается сразу, а не как обычно в конце. Мы узнаем о смерти главного героя в самом начале произведения, а уже потом следует рассказ о его жизни. Этот прием придает произведению больший драматизм, читая роман понимаем к чему в конечном итоге все приведет. Так-же такая композиция позволяет переосмысливат ранее увиденное. Не испытывая никакой эмпатии к Ивану Ильичу в начале произведения, читая последнии строки, мы будто уже зная его судьбу переиначиваем в смысле первую часть.
Центральное событие повести – смерть члена судебной палаты, дворянина Ивана Ильича Головина. Сослуживцы думают о выгодных для них служебных перемещениях, связанных с этой смертью.
ОтветитьУдалитьЖизнь большинства людей совершенно пуста. Это показано в повести. Иван Ильич жил «как все». Но вот пришла мучительная смерть. Он стал напряженно искать ответа на вопрос: за что эти страдания? Ведь он не совершил никакого преступления. И он приходит к мысли, что вся его жизнь была «не то», что он не выполнял волю Бога и за это страдает.
Иван Ильич, живя «как все», жил бессознательно, то есть как бы и не жил. У Толстого возрождение человека связано с пробуждением сознания прежде всего в том смысле, что человек должен осознать, что вся его прежняя жизнь была «не то».
Герой повести прозревает под воздействием болезни. Вначале он видит ложь и игру других. «Игра» – одно из ключевых слов повести. Для его жены, для сослуживцев, для доктора, который его лечит, жизнь – игра. Это открытие мучает Ивана Ильича, вызывает в нем ненависть к окружающим, но он забыл, что и сам еще недавно был «виртуозом» этой игры. Прозрение вызывает отчуждение от близких. Герой повести видит свет и обретает путь уже в предсмертной агонии, это становится возможным тогда, когда он искренне пожалел жену, которую до этого ненавидел, и сына-гимназиста.
В «Смерти Ивана Ильича» изображена жизнь обыкновенного человека. Смерть же такой личности, как Толстой. Иваны Ильичи так не умирают.
Прoизведение прoчитaнo пoлнocтью.
ОтветитьУдалитьВ данном произведение смерть представлена очень реалистично, «со всей страшной ясностью». Однако интересна не столько сама смерть, сколько внутренняя эволюция героя.
С точки зрения «прозрения» Ивана Ильича, всю его жизнь можно разбить на три части: до заболевания, сама болезнь и последние два часа агонии.
Жизненная философия героя сводилась к простым правилам, какие были приняты в его окружении. Главным критерием выступало «приличие», приличие в общении, в подборе приятелей, в обстановке, в семье: «Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, как и к службе».
Характеристика главного героя:
Достоинства и недостатки: Главный герой – Иван Ильич. «Он был середина между ними (своими братьями) — умный, живой, приятный и приличный человек». Однако он подчинился миру, который его окружал, он постоянно оглядывался на высший свет, который был его личным судьёй.
Цель: расти по чинам, хорошо жениться, угождать высшему свету.
Тайна: Тайна героя не существует до того момента, как он не понимает происходящего вокруг в его истинном виде. После, когда он понял, он оставляет это в себе, умирает вместе с этим.
Тип героя: лишний.
Композиция:
Экспозиция: известие о смерти Ивана ильича и его похороны.
Завязка: заболевание Ивана Ильича.
Развитие действия: посещение врачей.
Кульминация: безысходность и одиночество героя, смирение со скорой смертью.
Развязка: смерть Ивана Ильича.
Тема:
Хроника болезни и умирания судейского чиновника, которой предшествует история его жизни.
В произведении демонстрируется, как человек переживает приближение своей смерти, какие психологические уловки использует, чтоб увернуться от осознания его неизбежности, и как наконец осознаёт смерть — важнейшее в жизни дело, которое полностью меняет понимание самой жизни.
Идея:
Смерть - лишь начало другого пути.
Конфликт:
Внешний: Между Иваном Ильичом и лживым окружением.
Внутренний: Между Иваном Ильичом сейчас и его жизнью.
Произведение прочитано полностью
ОтветитьУдалитьЛ. Н. Толстой писал повесть «Смерть Ивана Ильича» в течение нескольких лет. Произведение было дописано в 1886 году. У главного героя повести есть реальный прототип – тульский прокурор Иван Ильич Мечников. Будучи тяжело больным, этот человек обсуждал с окружающими свою жизнь, которую, по его мнению, он прожил напрасно.
Иван Ильич Головин скончался в начале февраля 1882 года после продолжительной и неизлечимой болезни. Узнав об этом, его сослуживцы из Судебной палаты в тайне радуются предстоящим перемещениям по службе. Во время похорон Ивана Ильича никто не испытывает чувства скорби. Даже вдова Ивана Ильича Прасковья Фёдоровна не скорбит о муже. Она опрашивает сослуживцев умершего, в попытках узнать, положены ли ей какие-либо выплаты из казны.
Жизнь главного героя протекала просто и беспечно, как в лёгком сне. Его любили за то, что он не был похож на своих братьев – холодного карьериста и ни на что не способного неудачника. Окружающие Ивана Ильича люди считали его добрым жизнерадостным человеком, коим он и являлся на самом деле. Счастливое детство сменилось не менее счастливой юностью и учёбой. Главному герою не пришлось бороться за место под солнцем: начать карьеру ему помог отец. Молодой человек удачно женился, хотя и не слишком выгодно. Даже смерть троих детей не омрачила его жизни. Недомолвки с супругой имели незначительный характер. Желание служить в Петербурге за 5 тысяч в год тоже было исполнено. Только наступающая смерть помогла по-настоящему раскрыть образ чиновника. Иван Ильич не хочет примиряться со своим уходом из жизни. Каждый приступ боли напоминает ему о скорой кончине, которую главный герой называет «она». Принять свою смерть в сравнительно молодом возрасте, будучи совершенно здоровым, действительно очень тяжело.
Иван Ильич не может представить себе, что после его смерти люди будут жить без него, любить, ненавидеть, страдать, погружаться в свои ежедневные заботы. Главный герой становится подозрительным, начинает отмечать за всеми ложь. Иван Ильич чувствует, что его уже вычеркнули из этого мира, несмотря на то, что он всё ещё жив. Сослуживцы на работе уже делят его место. Возможно, и родственники строят какие-то планы. Утешение главный герой находит только в общении с простым мужиком Герасимом, которого к нему приставили. Герасиму не знакомо светское лицемерие, он ни в чём не станет обманывать барина.
Рождение и смерть – 2 самых важных события в жизни каждого. Первое из них человек не в состоянии вспомнить, оно осталось в прошлом и уже никогда не повторится. Второе событие с трепетом ожидается всю оставшуюся жизнь. Человек может обзавестись семьёй или жить в одиночестве, получить образование или остаться неграмотным, быть богатым или бедным. Не может он сделать выбор только в одном, только встреча со своим концом неизбежна.
В последние дни жизни у главного героя обостряется эгоизм, нежелание понять тех, кого он оставляет в этой жизни, непонимание того, что живым нужно продолжать свой путь в этом мире и отказ поверить в то, что уход одного человека останется незамеченным.
Композиция:
Экспозиция: известие о смерти Ивана ильича и его похороны.
Завязка: заболевание Ивана Ильича.
Развитие действия: посещение врачей.
Кульминация: безысходность и одиночество героя, смирение со скорой смертью.
Развязка: смерть Ивана Ильича.
Конфликт:
Внешний: Между Иваном Ильичом и лживым окружением.
Внутренний: Между Иваном Ильичом сейчас и его жизнью.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьОсновной персонаж – Головин Иван Ильич. Ранее скончался. Умеренный, повсюду отчасти: «Он был половина среди ними — сообразительный, активный, привлекательный также солидный человек». Также наподобие все хорошо, также в том числе и привлекательный согласно отображению. Жизнерадостный, доброжелательный, свойский. Обыкновенный, равно как все без исключения – ровным счетом ничего приметного. Точная жизнедеятельность: семейство, обучения, служебный увеличение, затем бракосочетание (заключительное с целью украшения, равно как также самостоятельно супруга). С Достоинством придерживается во мире, стремится выглядеть правильнее также больше, нежели имеется в самый-самом процессе: «... равно как мушка ко миру, тащился постоянно ко наивысше установленным во мире людям». Который Может ко труде. Подлиза. Правительство также средства весьма притягивают богатыря. Стремление удерживать абсолютно всех во собственном кулаке. Слащавая забава во хорошего лица. Находимся В Зависимости с взгляды находящихся вокруг. Личный общество удобства. Усердное подход ко работе. Во результате задаешься проблемой: но в каком месте непосредственно Иоанн Ленин? Во немой такое количество от абсолютно всех, также все без исключения грамотно также привлекательно, то что настоящий облик вымывается. Но, гибель обличает давлю, но далее – одинокость, уныние, утомление с находящейся вокруг обмана, безрассудность также ровным счетом ничего ясного. Секрет: данный вид также наше время, то что тревожит. Задача: немалое положение, аккуратный тип в отсутствии пятен также выделений.
2. Простая обратная композиция. Экспозиция – погребение Ивана Ильича, начало – основание хорошего повествования об достойной существования Головина, 1-ое формирование воздействия – детские годы, молодость, во совокупном, история жизни, место невозвращения – заболевание Ивана Ильича, 2-ое формирование воздействия – помощь Герасима, апогей – таинство, понимание ничтожности собственной существования, финал – гибель Ивана Ильича.
3. Тема: хроника существования наступает с кончины. Погребение, грустные личности, неожиданные анонсы. Скончался судебный государственный служащий. Его история существования также заболевания никак не отметить, для того чтобы увлекательная, точнее – солидная также славная. 2 фразы, ставшие лозунгом. В Случае Если то что – в таком случае проходит никак не таким образом, в таком случае данное непродолжительно: «... вновь его заикнувшаяся жизнедеятельность обретает данный, характерный ей вид радостной наслаждении также приличия». Жизнедеятельность обыкновенная, вничью никак не акцентируется. Иоанн Ленин долго, однако правильно перемещается ко собственной миссии получить правительство также положение, являться никак не похуже иных. Однако проекты никак не вернутся во направление порядочных также милых уже после полученной заболевания. Также равно как будто бы спадает покров со глаза, все без исключения убирают личины. Но около – безразличное социум, но самостоятельно жизнедеятельность – ничего.
4. Внешний конфликт герой – среда. Гибель равно как вероятность заметить истинные. Безразличие таким образом именуемых интеллектуальных людишек ко постороннему пылаю. Также в том числе и собственная семейство. Также ни одному человеку отсутствует процесса. Все Без Исключения проживают с целью своего удобства. Персонаж также был во данном плену, хорошо, то что избавился.
Внутрений разногласие отречения кончины. Однако таким образом постоянно: сперва отвержение, затем утверждение, но уже после также прозрение. Головин никак не способен примириться со идеей, то что погибает, но жизнедеятельность ему никак не может показаться на первый взгляд проведенной. Существовало порядочно также хорошо, сделалось – понуро, обманчиво также бесполезно. Гибель – очистка: «Страха практически никакого никак не существовало, вследствие того то что также кончины никак не существовало. Взамен кончины был свет».
Произведение Льва Николаевича Толстого “Смерть Ивана Ильича” прочитано в полном объеме.
ОтветитьУдалитьВ данном произведение смерть представлена очень реалистично, “со всей страшной ясностью”. Однако интересна не столько сама смерть, сколько внутренняя эволюция героя.
Главным героям является Иван Ильич - член судебной палаты. Его существование заключается в следующем: “Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, как и к службе”. Главный герой умел достойно держаться в высшем обществе, “с самых молодых лет было то, что он, как муха к свету, тянулся к наивысше поставленным в свете людям”. Старался угодить обществу, заботился о том, чтобы его жизнь имела приличный характер. Жизнь Ивана Ильича самая простая - автор постоянно об этом упоминает. Иван Ильич даже в смерти выглядит, как все погибшие: “Мертвец лежал, как всегда лежат мертвецы, особенно тяжело, по-мертвецки, утонувши окоченевшими членами в подстилке гроба, с навсегда согнувшеюся головой на подушке, и выставлял, как всегда выставляют мертвецы, свой желтый восковой лоб…”. Эта «обычность» призвана сказать, что рано или поздно подобное произойдет с каждым, однако ни один человек не задумывается об этом.
Композиция произведения: обратная.
Экспозиция - все начинается с похорон Головина.
Завязка – этот тот момент, когда заболел Иван Ильич.
Кульминацией служит сама смерть Ивана Ильича.
Благодаря такой композиции мы можем обдумать то, что раньше было описано в повести. Не испытывая никаких положительных чувств к главному герою романа в начале, читая последние строки, мы уже будто бы зная его судьбу, начинаем по-другому относиться к первой части произведения.
Внешний конфликт произведения: пороки общества открываются герою - лицемерие и лживость, бездушие и безразличие становятся противными для главного героя.
Внутренний конфликт произведения: внутри героя борются чувства безысходности, надежды и непонимания(он еще жив физически, но духовно мертв, поэтому Иван Ильич понимает, что скоро наступит и смерть физическая), борются чувства страха и успокоения: “Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет”.
Тема произведения: принятие человеком своего бытия, своей собственной смерти. Он прошел все стадии принятия: шок (стала беспокоить боль), отрицание (игнорировал ее), сделка (стал соблюдать диету и пить лекарства), вина (винил тот день, когда получил удар), гнев (стал срываться на ближний круг), депрессия (последние годы работы), осмысление (последние дни, когда был прикован к кровати).
Идея: никто не будет жить вечно.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалить«Смерть Ивана Ильича»
Толстой Иван Ильич - главный герой произведения. Он был среднем сыном, он средний во всех сферах "Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная и самая ужасная.." Илья Головин весёлый, общительный, честный по отношению к своей работе и гордо и стойко держался в свете, где пытался дотянутся до тех, кто выше него по ступени. После службы у него формируются принципы жизни, ротатором следует и не отличается от всеми принятыми другими в свете. Женится он больше потому что так принято и жизнь его не радостная в браке: ревность, ссоры «Супружеская жизнь, представляя некоторые удобства в жизни, в сущности есть очень сложное и тяжелое дело, по отношению которого, для того чтобы исполнять свой долг, то есть вести приличную, одобряемую обществом жизнь, нужно выработать – определенное отношение, как и к службе». Вся его жизнь вроде шла спокойно и средне, как бы приятно, но потом он почувствовал к себе несправедливое отношение и решил принять меры, в следствии которых получил назначение и его супружеская жизнь стала снова пылать и горнист от счастья, иметь планы на будущее. Но все ломает его случайная травма в боку, из-за чего он переосмыслил жизнь, которая прошла и по новому построитесь на новую. Но все же он теряет интерес ко всеми и осознаёт, что он ничто, что он пустота. Идеал «приятности и приличия» рассыпается под воздействием мучительной болезни и непонимания близких. Заурядный по своей внутренней сути герой понимает, что вся его жизнь, за исключением детства, была «не то», что существует главный вопрос жизни и смерти, в момент которой человек освобождается от страха и видит свет.Иван Ильич не может представить себе, что после его кончины люди будут жить без него, любить, ненавидеть, страдать, погружаться в свои ежедневные заботы.«Самый факт смерти близкого знакомого вызвал во всех, узнавших про нее, как всегда, чувство радости о том, что умер он, а не я.»
Композиция повести экспозиция: похороны И.И. Головина; завязка: заболевание главного героя; кульминация: смерть Ивана Ильича. Композиция начинается с конца и потом рассказывается начало жизни главного героя.
Главной идей повести является смерть и рождение. Что есть вещи, которые мы не в праве изменить как-либо. В жизни главные вещи не смогут повторится: мы рождаемся один раз и умираем, но почему-то мы всегда ждём чего-то от своей жизни. Что-то изменить, хочет иметь много денег, иметь большую семью или наоборот, мы имеем выбор в этих вещах и сами распоряжаемся нашими действиями, но мы никак не сможем избежать конца нашего пути.
Ещё одна версия идеи-о лжи и обмане, царящих в жизни господствующих классов, раскрыта в свете общих проблем мировоззрения и творчества писателя в пору его «духовного кризиса» 1880-х годов.
Темой произведения является грех и покаяния, смысл в Веру. Проблема греха и покаяния выражается через смерть главного героя. По сути все прожитое время, вся жизнь Ивана Ильича являлась грехом, но не освещённая светом высшей истины. И только перед самой смертью главный герой осознаёт всю бессмысленность своей жизни.
Конфликтом произведения является осознание и принятие смерти между всеми главными героями.