Б. А. Пильняк «Голый год»
Если выбирать прозаический текст, в котором лучше всего передан хаос, охвативший Россию сразу после революции, то это «Голый год».
Роман состоит из отдельных, слабо связанных между собой эпизодов. В охваченный революционной сумятицей провинциальный город Ордынин попадают красный комиссар и доморощенный масон, пространство распадающегося старого мира взрывают «кожаные куртки» — одинаковые на вид большевики с железной волей; а ещё это пространство пронизывает метель, синонимичная революционной стихии. По замечанию Бориса Парамонова, «Голый год» испытывает большое влияние романов Андрея Белого.
Роман состоит из отдельных, слабо связанных между собой эпизодов. В охваченный революционной сумятицей провинциальный город Ордынин попадают красный комиссар и доморощенный масон, пространство распадающегося старого мира взрывают «кожаные куртки» — одинаковые на вид большевики с железной волей; а ещё это пространство пронизывает метель, синонимичная революционной стихии. По замечанию Бориса Парамонова, «Голый год» испытывает большое влияние романов Андрея Белого.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьРоман начинается с эпиграфа:"Каждая минута клянётся судьбе в сохранении глубокого молчания о жребии нашем, даже до того времени, когда она с течением жизни соединяется, и тогда когда будущее молчит о судьбине нашей, всякая проходящая минута вечностью начинаться может" ("Бытие разумное, или Нравственное воззрение на достоинство жизни").
Роман состоит из воспоминаний о событиях революции. Революция показана как метель, которая преследует героев.
Произведение построено на противоречиях: в романе славят революцию, но при этом возвращаются в прошлое, где царит язычество;в истории романа есть книги, газетные вырезки, стилизация, но нет никаого историзма; противопосталение русского бунтующего народа и Европы;противопосталение народа и интеллегенции (семья Ордининых - Князь Евграф и княгиня Елена, их дети Борис, Глеб и Наталья).
Также присутствует противоречие самого писателя: один писатель-художник, который прославляет, другой писатель-мыслитель, который наоборот пугает.
Смерть проходит через все произведение. Она касается отдельных персонажей или всего общества. Таким образом Пильняк размышляет над персонажами как носители идей("Смерть стрика Архипова", "Смерть коммуны", "Первое умирание").
Темы произведения:
Историческая: изображение революции в России, русский бунт. Показан характер русского народа. ("Европа тянула Россию в свою сторону, но завела в тупик, отсюда и тяга русского народа к бунту… Посмотри на историю мужицкую: как тропа лесная тысячелетие, пустоши, починки, погосты, перелоги-тысячелетия. Государство без государства, но растёт как гриб").
Тема провинции и большого города, их сравнение. Петербург автор показывает как модель России того времени, а провинцию как хранительницу народных традиций и устоев.
Тема фольклора и народности. Пильняк пытается понять и отобразить настоящую русскую душу.
Тема христианства:"Ну и вера будет мужичья… А православное христианство вместе с царями пришло, с чужой властью, и народ от него в сектантство, в знахари, куда хочешь. На Яик, — от власти. Ну-ка, сыщи, чтобы в сказках про православие было? — лешаи, ведьмы, водяные, никак не господь Саваоф"
Тема нового времени и бунта: одни уверены, что нужно противостоять, бунтовать, отстаивать свои права, быть свободными внутренне("отказаться от вещей, ничего не иметь, не желать, не жалеть, быть нищим, только жить с картошкой ли, с кислой капустой, все равно"). Другие (например, Ирина) утверждает, что в новом времени нужно жить телом ("Мыслей нет, — в тело вселяется томленье, точно все тело немеет, точно кто-то гладит его мягкой кисточкой, и кажется, что все предметы покрыты мягкой замшей: и кровать, и простыня, и стены, все обтянуто замшей. Теперешние дни несут только одно: борьбу за жизнь не на живот, а на смерть, поэтому так много смерти. К черту сказки про какой-то гуманизм! У меня нету холодка, когда я думаю об этом: пусть останутся одни сильные и навсегда на пьедестале будет женщина").
Композиция произведения:
Экспозиция: рассказ о городе Ордыне, его жителях.
Развитие действия: показана жизнь на примере семьи Ордыниных.
Кульминация: русский бунт.
Финал: революция.
Произведение Б.А.Пильняк "Голый год" прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьВ романе "Голый год" описана мрачная Россия, старый уклад которой гибнет в пламени революции. Сам роман состоит из рассказов, он как бы без сюжета.
Действие происходит в городе Ордынин: «Стоит Ордынин на холме, над рекою Бологого, в лесах, город из камня. И неизвестно, кто по кому: князья ли Ордынины прозвались по городу, или город Ордынин по князьям прозвался?»
В этом городе жители находятся "на переломе".
Главными героями являются люди разные слоев общества: купцы, дворяне, обыватели, члены коммуны анархистов, большевики и т.д. Связаны они совсем не общим сюжетом, а пережитым общим временем.
Семья Ордыниных-дворянская семья,являются одними из действующих лиц романа. В них раскрывается тема умирающих дворянских родов. Каждый член этой семьи запутался в собственной судьбе. После революции умирает дом Ордыниных, распродается их добро. Молодой Глеб Ордынин-бесплоден,а другой-Егор-пьяница ещё тот, болен наследственным сифилисом. Борис-образованный человек с сильным характером, но поступает совсем аморально: насилует девушку, которую любит брат. Лидия-наркоманка. Екатерина-глупая 19-летняя девушка, которая уже второй раз делает аборт. В общем, почти все Ордынины больны наследственным сифилисом и не способны иметь потомство. Таков страшный итог существования всего дворянского класса России.
Композиция:
Экспозиция-знакомство с городом Ордынином.
Развитие действия: краткий экскурс жизни семьи Ордыниных.
Кульминация: бунт!
Финал: революция.
Мотив смерти в судьбах героев проходит через весь роман(даже главы так называются: "Смерть старика Архипова", "Смерть коммуны", "Первое умирание"). Через смерть автор показывает осмысление действительности, отсутствие цели.
Прoизвeдeниe прoчитaнo пoлнocтью.
ОтветитьУдалить«Гoлый гoд» «oгoляeт» чeлoвeкa: c нeгo cлeтaют пoкрoвы культуры и цивилизaции, oбнaжaeтcя eгo иcтиннaя прирoдa. В oгнe рeвoлюциoннoгo пoжaрa гибнeт нe тoлькo cтaрaя рoccийcкaя гocудaрcтвeннocть, нo и cклaдывaвшийcя cтoлeтиями уклaд руccкoй жизни, кoтoрый, кaк пoкaзывaeт Пильняк, изжил ceбя тaк жe, кaк и духoвныe цeннocти, кoтoрыe oн пoрoдил. "Знойное небо льет знойное марево, вечером будут желтые сумерки, — и вечером под холмом вспыхнут костры: это будут голодные варить похлебку, те, что тысячами ползут в степь, за хлебом, и из-под холма понесутся тоскливые песни." Cимвoлoм этoй гибeли в рoмaнe являeтcя cудьбa ceмьи князeй Oрдыниных, кoтoрoй coпутcтвуют oбрaзы вырoждeния и cмeрти.
Вcю жизнь пил и рaзврaтничaл, прoмaтывaя cвoe cocтoяниe, cтaрый князь Oрдынин. Пocлe рeвoлюции нacтупилa рacплaтa зa грeхи прoшлoгo. Умирaeт дoм Oрдыниных, рacпрoдaeтcя их дoбрo, нaжитoe пoкoлeниями, юрoдcтвуeт вo Хриcтe пoлубeзумный cтaрый князь Oрдынин. Мoлoдoe пoкoлeниe зaвeршaeт этoт прoцecc гибeли дoмa Oрдыниных. "Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить. Донат приехал творить — старое он ненавидел. В дом к отцу Донат не пошел."
Тaкoв нeлeпый и cтрaшный итoг cущecтвoвaния вceгo двoрянcкoгo клacca Рoccии?
Изoбрaжeниe рeвoлюциoннoй Рoccии — этo фoн, a крecтьянcкaя мacca — cвoeoбрaзнaя «тoчкa oтcчeтa» в рeшeнии прoблeмы путeй cпaceния Рoccии, кoтoрaя являeтcя ocнoвнoй в рoмaнe. В этoм плaнe чрeзвычaйнo вaжнa cтруктурнaя рoль oбрaзa Ceмeнa Зилoтoвa.
Мeщaнин-caмoучкa, кoнтужeнный нa вoйнe, Зилoтoв cтрacтнo увлeкaeтcя cтрaнными мacoнcкими книгaми. Пoд их влияниeм oн прихoдит к миcтичecкoй мыcли o тoм, чтo cпaceниe Рoccии — в «cкрeщeнии» ee c Зaпaдoм. Идeя Зилoтoвa выглядит брeдoвoй, дa и caм Зилoтoв изoбрaжeн кaк cумacшeдший чудaк и фaнтaзeр. В cущнocти кoмпoзиция «Гoлoднoгo гoдa» бaзируeтcя нa изoбрaжeнии и худoжecтвeннoм aнaлизe рaзличных вaриaнтoв тaкoгo «cкрeщeния».
«Cкрeщeниe» имeeт мecтo ужe в ceмьe Oрдыниных - в брaкe князя Oрдынинa и купчихи Пoпкoвoй. Нo coeдинeниe двoрянcкoгo мoтoвcтвa и рaзврaтa c купeчecкoй жaднocтью, кocнocтью и тупocтью прeдcтaвляeтcя Пильняку бecпeрcпeктивным, ибo вeдeт тoлькo к умcтвeннoй, нрaвcтвeннoй и физичecкoй дeгрaдaции.
Гoрaздo бoлee ceрьeзнo oтнocитcя Пильняк кo втoрoму вaриaнту «cкрeщeния». Рeчь идeт o рoмaнe Aндрeя Вoлкoвичa, двoрянинa и рoдcтвeнникa князeй Oрдыниных, и интeллигeнтки Ирины. Oбa бeгут из гoрoдa в дeрeвню, нaдeяcь oбрecти cвoбoду и cчacтьe в oткaзe oт coбcтвeннocти.
Тaким жe нeжизнecпocoбным oкaзывaeтcя и рoмaн Aндрeя и Ирины. Иринe нe нрaвитcя тo, чтo Aндрeй cмoтрит нa нee «вocхищeннo и придaвлeннo»; eй нe нрaвятcя eгo мягкocть и дeликaтнocть в «тургeнeвcкoм» духe. Oнa видит в этoм прoявлeниe cлaбocти. Oнa ухoдит из кoммуны интeллигeнтoв-aнaрхиcтoв и oт Aндрeя к крecтьянину-ceктaнту Мaрку.
Oнa cимвoличecки прeврaщaeтcя из Ирины в Aрину, нaчинaeт oдeвaтьcя, рaбoтaть и жить, кaк вce крecтьянcкиe бaбы. Oнa cтaнoвитcя жeнoй Мaркa, в кoтoрoм видит cвoeгo гocпoдинa, брaтa и зaщитникa и кoтoрoму пoдчиняeтcя, кaк рaбa, вoвce нe чувcтвуя ceбя унижeннoй.
В «Гoлoм гoдe» ecть eщe oдин, чeтвeртый вaриaнт «cкрeщeния». Рeчь идeт oб oтнoшeниях мeжду княжнoй Нaтaльeй Oрдынинoй и Aрхипoм Aрхипoвым.
Нaтaлья — eдинcтвeнный физичecки и нрaвcтвeннo здoрoвый члeн ceмьи Oрдыниных. Ee избрaнникoм cтaнoвитcя крecтьянин-бoльшeвик Aрхипoв. Внaчaлe их рoмaн кaжeтcя coвeршeннo «хoлoдным» и рaccудoчным: Aрхипoв тянeтcя к Нaтaльe кaк нocитeльницe знaний и культуры, a Нaтaлья ищeт в Aрхипoвe пcихoлoгичecкую oпoру, цeня в нeм cилу, твeрдocть и цeлeуcтрeмлeннocть.
Прочитано полностью.
ОтветитьУдалить1. Главный герой – город Ордынин. Донат Ратчин – сын торговца, революционер, за любое новшество и изменение в городе: «Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить. Донат приехал творить — старое он ненавидел. В дом к отцу Донат не пошел». Мотив половых отношений семьи Ордыниных. Глеб – девственник. Внутреннее богатство, чистота мыслей, высокие моральные устои. Егор – пьяница, развращенная душа. Сокрушается по поводу своей болезни, признает свою ничтожность. Конченый человек. Склонен к безумию. Апатичен Борис – ум и образованность. Сила духа, мужественность, вызов вере и Богу. Также болен сифилисом. Понимает обреченность своей семьи: «Конечно, пустяки! Я большую мерзость сделал с самим собою! Понимаешь, — святое потерял! Мы все потеряли». Отец умирает от пьянства (все четверо – пламенный привет «Братьям Карамазовым»). Лидия – истеричка и наркоманка. Екатерина – глупая развратница. Все не могут иметь детей. Загнивание, опущение. Нет потомства – нет будущего. Наталья – исключение. Интеллигентная, здоровая (хоть кто-то), разумная, целеустремленная, для нее цель – большевики. Семен Зилотов – мещанин – самоучка, странный, безумный, идея «скрещивания». Ирина – прогрессивная девушка, сильная, девиз: «К черту гуманизм и этику». Слабость – страсть. Желание слиться с народом. Бунтарка. Колючие образы, к каждому – без симпатии, к каждому – отчуждение.
2. Композиция орнаментальной прозы. Монтаж рассказов, нет единого сюжета. Экспозиция – эпиграф, образ города Ордынин, быт, его жизнь, завязка – возвращение Доната с войны, первое развитие действия – жизнь семьи Ордыниных, точка невозврата – первое «скрещивание», второе развитие действия – Ирина и Марк, кульминация – Наталья и Архип, развязка - «Россия. Революция. Метель».
3. Тема: большое количество персонажей, путь к революции в провинции, идеи безобразия души и лица. Безумие происходящего. Автор дергает за ниточки героев. Образы скользкие, быстрые, как штрихи. Каждый герой лишен положительного. Интеллигенция в лице семьи Ордыниных – загнивающее дворянское общество, у которого нет будущего. Идея «скрещивания» как единственная формула удачной революции. Пробуется три раза среди семьи Оленьки Кунц и Лайтвса, Ирины и Марка, Натальи и Архипа. Огонь революции надвигается, в нем гибнет старое, а «кожаные куртки» (новый образ большевика) встречаются все чаще и давят, давят, диктуют новое!
4. Внешний конфликт интеллигенции и народа. Европа и Россия. Своя революция, народный бунт и традиции дворянства. Побеждает, конечно, первое. Сектанты и большевики. Сознание (союз Натальи и Архипа) и сердце (союз Ирины и Марка). Красивее изображается сердце, как стихия, энергия и буря. Логичнее сознание - хотя разум никогда не был двигателем русской революции.
5. Идея: стихийная остановка.
Дудкина Татьяна
ОтветитьУдалитьПроизведение Б.А.Пильняк "Голый год" прочитано полностью.
"«Гoлый гoд» «oгoляeт» чeлoвeкa: c нeгo cлeтaют пoкрoвы культуры также цивилизaции, oбнaжaeтcя eгo иcтиннaя прирoдa." В oгнe рeвoлюциoннoгo пoжaрa гибнeт нe тoлькo cтaрaя рoccийcкaя гocудaрcтвeннocть, нo также cклaдывaвшийcя cтoлeтиями уклaд руccкoй существования, кoтoрый, кaк пoкaзывaeт Пильняк, искоренить ceбя тaк жe, кaк также духoвныe цeннocти, кoтoрыe oн пoрoдил. "Горячее небеса обливает горячее мга, в вечернее время станут желтоватые сумрак, — также в вечернее время около возвышенностью пыхнут огнища: данное станут алчущие готовить похлебку, эти, то что тыщами лезут во равнина, из-за хлебом, также с-около возвышенности понесутся печальные песенки." Cимвoлoм этoй гибeли в рoмaнe являeтcя cудьбa ceмьи князeй Oрдыниных, кoтoрoй coпутcтвуют oбрaзы вырoждeния также cмeрти.
Характеристика главных героев:
1) Донат Ратчин – наследник бизнесмена, революционист, из-за каждого нововведение также перемена в городке:«Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить. Донат приехал творить — старое он ненавидел. В дом к отцу Донат не пошел».
2) Глеб – холостой. Душевное благополучие, опрятность идей, большие нравственные традиции.
3) Егор – алкоголик, развратный дух. Жалуется согласно предлогу собственной заболевания, допускает собственную незначительность. Погибший индивид. Предрасположен ко сумасшествию.
4)Апатичен Борис – разум также просвещенность. Влияние атмосферы, твердость, требование религии также Господу. Кроме Того нездоров сифилисом. Осознает безнадежность собственной семьи: «Конечно, пустяки! Я большую мерзость сделал с самим собою! Понимаешь, — святое потерял! Мы все потеряли». Папа погибает с пьянства (все без исключения четверка – пылающий приветствую «Братьям Карамазовым»).
5) Катерина – бестолковая распутница. Все Без Исключения никак не имеют все шансы обладать ребенка. Гниение, опускание. Отсутствует потомства – отсутствует предстоящего.
6) Светлана – редкий случай. Приличная, крепкая (хотя кто именно-в таком случае), рациональная, целенаправленная, с целью ее задача – большевики.
7) Сёма Зилотов – горожанин – автодидакт, загадочный, сумасшедший, концепция «скрещивания». Ира – современная молодая девушка, мощная, лозунг: «К черту гуманизм и этику». Слабость – страсть. Желание слиться с народом. Бунтарка. Колючие образы, к каждому – без симпатии, к каждому – отчуждение.
Композиция:
• Экспозиция:
Рассказано про образ города Ордынин
• Завязка:
Герой возвращается с Войны
• Развитие действия:
жизнедеятельность семьи Ордыниных
• Кульминация:
Бунт
• Развязка:
«Россия. Революция. Метель».
Тема:
Подход к революции в глубинке. Безумство совершающегося. Писатель дергает из-за ниточки героев. Фигуры непрочные, стремительные, равно как штришки. Любой персонаж решен позитивного. Слой в облике семьи Ордыниных – загнивающее шляхетское социум, около которого отсутствует предстоящее. Концепция «скрещивания» равно как только одна формулировка успешной революции. Распробуется 3 один раз из числа семьи Оленьки Кунц также Лайтвса, Ирины также Марка, Натальи также Архипа. Пламя революции наплывается, в немой погибает прошлое, но «кожаные куртки» (новейший облик большевика) попадаются все без исключения больше также оказывать давление, оказывать давление, устанавливают новейшее!
Идея:
Идея хулиганства души также личности.
Конфликт:
Власти и народа.
ОтветитьУдалитьМестом основного действия в романе является провинциальный город с названием Ордынин. Через произведение мы наблюдаем жизнь жителей это городка на стыке с революцией. Эпиграф:
"Каждая минута клянётся судьбе в сохранении глубокого молчания о жребии нашем, даже до того времени, когда она с течением жизни соединяется, и тогда когда будущее молчит о судьбине нашей, всякая проходящая минута вечностью начинаться может"
Появляется чувство непонятности перед революцией, неопределенности, что же будет? Революция в произведение символизируется метелью, она обладает созидательной способностью, не только разрушая. Используется, как ни странно, приём звукоподражения:
«— Гвииуу, гаауу, гвиииууу, гвииииуууу, гааауу.»
Герои совершенно разные, но все они лишены позитива. Офицеры, анархисты, развратники, целенаправленные люди.
Стоит проблема принятия новой жизни. Кто-то считает, что нужно, противостоять всему происходящему, кто-то принимает.
«Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить. Донат приехал творить — старое он ненавидел. В дом к отцу Донат не пошел».
В романе Б. А Пильмяка композиция является связью разных отрывков, связанных воспоминаниями о революции. Постоянно происходит чередование планов, меняются герои повествования. В экспозиции используется эпиграф, описывается провинциальный городок Ордынин. В завязке происходит возвращение с войны Доната. В первом развити действии описывается семья Ордыниных, их быт, жизнь. Во втором развитии другие герои. В кульминации российский бунт и развязка – революция:
«Россия. Революция. Метель».
Интересен образ большевиков. Автор называет их: «кожаной курткой с револьвером у ремня».
Отслеживается идея национального характера. Провинция противопоставляется столичному Петербургу. Это можно обусловить тем, что Петербург, как сейчас Москва, - мог называться не Россией. Автор не принимает запад, и показывает провинциальных людей более русскими, самобытными, чем жители прозападного Петербурга:
«Мы живем, как сто лет жили. А вы вот из Петербурга приехали, когда он в лишаи пошел-с, да-с. В тесное время. У нас Петербург давно прикончен. Жили без него и проживем, сударь.»
Этим поднимается тема самобытности русского народа, его фольклор. А где русский народ, так там с ним и Бог встаёт рядом. Христианская тема:
"Ну и вера будет мужичья… А православное христианство вместе с царями пришло, с чужой властью, и народ от него в сектантство, в знахари, куда хочешь. На Яик, — от власти. Ну-ка, сыщи, чтобы в сказках про православие было? — лешаи, ведьмы, водяные, никак не господь Саваоф"
Идеей романа стало показать революцию, большевистские идеи как что-то идеологически верное русскому народу. Хоть и революция метель, но она очищает.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьБорис Пильняк в своем романе “Голый год” в самом начале описывает город Ордынин так: «Стоит Ордынин на холме, над рекою Бологого, в лесах, город из камня. И неизвестно, кто по кому: князья ли Ордынины прозвались по городу, или город Ордынин по князьям прозвался?». В самом романе присутствовали такие города, как: Нижний Новгород и Москва. Автор решает сделать основными героями произведения самих же жителей города Ордынин. Идея произведения-революционные времена.
Борис Пильняк писал этот роман без определенной сюжетной линии, можно даже сказать, что это бессюжетный роман, он без главных героев, тем самым произведение получается на первый взгляд необычным и своеобразным. Пильняк решает не сосредотачивать внимание читателя на чем-то конкретно одном, а наоборот, он хочет задействовать внимание сразу на целом романе, что не может не заинтересовать читателя. В своем произведение он старается показать жизнь разных слоев населения в одно и то же время, но при этом в разных городах.
Автор решает сделать основными героями произведения людей из расзных слоев общества. Например, в романе присутствуют большевики, что необычно для классической художественной прозы того время, появляются купцы и обыватели, мешочники и члены коммуны анархистов. Вот что Пильняк пишет о большевиках в Ордынине: «Каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцом под фуражкой на затылок, у каждого крепко обтянуты скулы, складки у губ, движения у каждого утюжны…». Всех этих героев связывает общее время, в котором они сейчас живут, а не сюжетная линия произведения. Несмотря на то, что основные герои произведения-это жители, а главных героев так и вовсе не наблюдается, автор наделяет особым вниманием дворянскую семью Ордыниных. Эта семья-яркий пример собирательного образа умирающего рода дворян. Он с трепетом описывает внешность этих героев, их обыденную жизнь, их жилье: «И здесь замурованы окна, с низкого окна течет каплями сырость, и в сырости на подоконнике – лоскутья нотной бумаги. Егор лежит на кровати, на спине, положив руки на грудь, худой и хрипящий в дыхании…».
Название произведения говорит само за себя. Оно уже многое дает понять читателю. Автор наделяет это название метафоричным смыслом, ведь голый здесь-это не бедный и не нищий, а оголенный. Почему именно оголенный? Если окунуться в историю и времена, которые описываются в произведении, то автор хотел показать, каким может стать человек, потерявший все истинное и настоящее. Когда человек полностью теряет свою сущность и остается совершенно голым с оголенной душой.
Борис Пильняк включил в свое произведение множество мотивов, например: фольклорные, христианские, исторические с летописью, выписками и документами. Несомненно, Пильняк в своем романе решил соединить различные художественные направления.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьГерои романа:
Донат - “родился мальчиком красивым и крепким”, “В детстве у него было все”, “Сердце Доната было создано к любви”, “Вскоре Донат научился у приказчиков лазить ночами в форточку, через выпиленную решетку и через забор в город, в Ямскую слободу, в «Европу». Стал ходить с отцом за прилавок. По праздникам рядился, ходил гулять на Большую Московскую”, “полный (недоброй памяти!) воспоминаний юношества, полный ненависти и воли”, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить”, “приехал творить — старое он ненавидел”, “ходил всюду с винтовкой, кудри Доната вились по-прежнему, но в глазах вспыхнул сухой огонь”.
Офицер-дворянин-студент - Андрей Волкович, семья Ордыниных(члены которой раскрывают многие темы, затронутые в произведении(выбор пути, половые отношения,..): Глеб – девственник(он чист, духовно богат, имеет моральные ценности)
Егор – пьяница, осознает свою болезнь, близок к безумию.
Апатичен Борис – умный человек, силен духом, болен сифилисом, осознает обреченность своей семьи(«Понимаешь, — святое потерял! Мы все потеряли»). Отец - умер от пьянства.
Лидия – истеричка и наркоманка. Екатерина – глупая, развратная женщина. Все не могут иметь детей, исключением является Наталья – целеустремленная и разумная женщина.
Семен Зилотов – мещанин – самоучка, странный, безумный, идея «скрещивания». Ирина – страстная, прогрессивная девушка, ее девиз - «К черту гуманизм и этику».
Члены коммуны анархистов, «попик» Сильвестр, купцы, мужики, обыватели, мешочники и т.д.
«люди в кожаных куртках», большевики(«каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцом под фуражкой на затылок, у каждого крепко обтянуты скулы, складки у губ, движения у каждого утюжны»).
Героем романа также можно считать сам город Ордынин.
Композиция:
в основе построения композиции лежит метод монтажа(произведение состоит из “кусков” повествования, связаны эти “куски” между собой с помощью лейтмотивов, развернутых метафор и повторяющихся образов) - такая композиция выбрана автором для создания ощущения хаоса времени.
Экспозиция: эпиграфы и повествование о городе Ордынин, о том кто и как в нем живет
Завязка: возвращение главного героя - Доната(“революционный поезд. С ним вернулся в Ордынин Донат”)
Развитие действия: повествование о семье Ордыниных
Кульминация: бунт
Развязка: революция
Темы и тематика: жизнь уездного города, жизнь российской провинции,
вырождение дворянских родов, голод, разруха, ложные и истинные ценности, тема половых отношений(в произведении связана с темой революции, потому что для автора революция — не только бунт деревни против города, Азии против Европы, но и бунт биологических (сексуальных) инстинктов против сознания), память и выбор пути(в том числе и для России)
Внешний конфликт: революция — бунт деревни против города, Азии против Европы, бунт биологических инстинктов против сознания
Идея: революция, как моральное очищение
Произведение прочитано полностью
ОтветитьУдалитьДействия романа начинаются в купеческом городе Ордынине, в который после первой мировой войны возвращается главный герой - Донат «Донат приехал творить — старое он ненавидел». Пильняк повествует о большевиках, котoрые вышли из нaродности. В романе идёт противопостaвление народa с интеллигенцией. Идeи и обрaзы в ромaне противорeчивы. Пильняк считает, что главная суть революции - морaльное очищeние. Идeя большeвизма преоблaдает, большeвики по прирoде соoтветствуют русскi му характeру.
Характеристика героев:
Автор подробно описывает членов семьи Ордыниных, отображая как происходит падение их нравов.
1. Князь Евграф - морально разложившийся человек, жил на состояние, много пил, поддавался разврату.
2. Глеб Ордынин - нравственная личность, духовно развитый, связывает всех членов семьи.
3. Борис - развит, сильный по характеру человек, но кончает жизнь самоубийством, понимая , что ждёт его в будущем.
4. Наталья - гордая и нравственная личность, поэтому не может остаться в доме и покидает его Интеллигентный человек, остаётся им. Связывaет жизнь с большeвиком - Архипом Архиповым.
Конфликт:
1. Интеллигенции и простого народа.
2. Противостояние России и Европы
Тема:
Ромaн"Голый год" отобрaжает начaло новой России, происхoдит осмыслениe происходящегo. Автор изучaет совремeнную Россию, опираясь на её прошлoе. Путь России - отличается от других стран. У русского народа очень вeлика тяга к бyнту.
Идея: вера в будущее России, в наступление гармонии, что она не пропaдёт лишившись свoих нравствeнных цeнностей.
прочитано полностью
ОтветитьУдалитьГероями произведения являются купеческий сын Донат Ратчин, «полный ненависти и воли», офицер-дворянин-студент Андрей Волкович, члены коммуны анархистов, «попик» Сильвестр, обыватели, купцы, мужики, мешочники. Герои ведут раскопки и периодически обсуждают свою родную Истрию и культуру страны «Величайшие наши мастера, — говорит тихо Глеб, — которые стоят выше да Винча, Корреджо, Перуджино, — это Андрей Рублев, Прокопий Чирин и те безымянные, что разбросаны по Новгородам, Псковам, Суздалям, Коломнам, по нашим монастырям и церквам. Какое у них было искусство, какое мастерство! Как они разрешали сложнейшие задачи. Искусство должно быть героическим." Один из персонаже считает, что новым порядком и правилам надо противостоять, их не надо принимать. Он думает, что нужно быть отдельно от времени и жить внутренне «отказаться от вещей, ничего не иметь, не желать, не жалеть, быть нищим, только жить с картошкой ли, с кислой капустой, все равно». Другая анархически и романтически настроенная героиня Ирина утверждает, что в новое время нужно жить телом: «Мыслей нет, — в тело вселяется томленье, точно все тело немеет, точно кто-то гладит его мягкой кисточкой, и кажется, что все предметы покрыты мягкой замшей: и кровать, и простыня, и стены, все обтянуто замшей. Теперешние дни несут только одно: борьбу за жизнь не на живот, а на смерть, поэтому так много смерти. К черту сказки про какой-то гуманизм! У меня нету холодка, когда я думаю об этом: пусть останутся одни сильные и навсегда на пьедестале будет женщина». Но к сожалению она оказывается неправа.
Композиция произведения: экспозиция: образ города Ордынин и его быт, жизнь. Завязка: возвращение главного героя - Доната с войны, жизнь семьи Ордининых. Кульминация: бунт. Развязка: это революция в городе.
Идей является революция, показать её и её моральное очищение.
Темой является христианские мотивы. Отношение Пильняка к христианству было заявлено в самом начале его писательства и оно оставалось неизменным на протяжении всего его творческого пути. Отсюда и вся поэтизация Пильняком поэзии, половой и земляной силы. Тематически христианские мотивы связаны в основном с представителями уходящего класса, прежде всего с семейством Ордыниных. Религиозная образность служит в романе Пильняка освящению революции, однако не в религиозном, а в этическом. Включенный в роман образ Богородицы получает развитие в плане реально-земном, и христианская символика служит выражением трагедии матери Глеба Ордынина. А так же революция, её влияние и появление, как все внешние факторы влияют на жизнь людей и к чему это приводит.
Конфликт : Противопоставление народа и интеллигенции. Новые порядки должны были привести к вырождению купечества. Кто ощущает и доверяет инстинкту – тот должен спастись. История семьи Ордыниных (они вырождаются, только Наталья спаслась).
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьКомпозиция: к. орнаментальной прозы. Произведение состоит из монтажа рассказов, единый сюжет отсутствует.
Экспозиция- образ города Ордынин, его жителей.
Завязка- возвращение Доната с войны.
Развитие действия- жизнь семьи Ордыниных.
Кульминация- русский бунт.
Развязка- революция.
Тема: жизнь российской провинции.
Идея: большевистские идеи идеологически верны русскому народу (они-спасение...).
Автор решил сделать основными героями произведения людей из расзных слоев общества. Например, в романе присутствуют большевики, что необычно для классической художественной прозы того время, появляются купцы и обыватели, мешочники и члены коммуны анархистов. Вот что он пишет о большевиках в Ордынине: «Каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцом под фуражкой на затылок, у каждого крепко обтянуты скулы, складки у губ, движения у каждого утюжны…». Всех этих героев связывает общее время, в котором они сейчас живут, а не сюжетная линия произведения. Несмотря на то, что основные герои произведения-это жители, а главных героев так и вовсе не наблюдается, автор наделяет особым вниманием дворянскую семью Ордыниных. Эта семья-яркий пример собирательного образа умирающего рода дворян. Он с трепетом описывает внешность этих героев, их обыденную жизнь, их жилье: «И здесь замурованы окна, с низкого окна течет каплями сырость, и в сырости на подоконнике – лоскутья нотной бумаги. Егор лежит на кровати, на спине, положив руки на грудь, худой и хрипящий в дыхании…».
Донат Ратчин - сын торговца Ивана Емельяновича Ратчина, одного из купцов проживающих в Ордынине. В связи с политической ситуацией уходит на первую мировую войну, поддается коммунистической идеологии. “Полный (недоброй памяти!) воспоминаний юношества, полный ненависти и воли”, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить”, “приехал творить — старое он ненавидел”.
Андрей Волкович- офицер-дворянин.
Егор – пьяница, осознает свою болезнь, близок к безумию.
Борис – умный, сильный духом человек, болен сифилисом, осознает обреченность своей семьи («Понимаешь, — святое потерял! Мы все потеряли»). Отец его умер от пьянства.
Лидия – истеричка и наркоманка.
Екатерина – глупая, развратная женщина. Все не могут иметь детей, исключением является Наталья – целеустремленная и разумная женщина.
Семен Зилотов – мещанин – самоучка, странный, безумный, идея «скрещивания». Ирина – страстная, прогрессивная девушка, ее девиз - «К черту гуманизм и этику».
Конфликт: Внешний - революция — бунт деревни против города, Азии против Европы, бунт биологических инстинктов против сознания.
Почти все Ордынины больны наследственным сифилисом и не способны иметь потомство, т. е., по Пильняку, не имеют будущего. Таков нелепый и страшный итог существования всего дворянского класса России.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьРоман состоит из отдельных, слабо связанных между собой эпизодов. В охваченный революционной сумятицей провинциальный город Ордынин попадают красный комиссар и доморощенный масон, пространство распадающегося старого мира взрывают «кожаные куртки» — одинаковые на вид большевики с железной волей; а ещё это пространство пронизывает метель, синонимичная революционной стихии.
Характеристика героев:
Офицер-дворянин-студент - Донат, который не знает ничего старого и всегда устремлен к инновациям, революции. Такой тип персонажа олицетворяет собой людей, которые, не разобравшись в принципах чего-то старого и проверенного, пытаются изобрести велосипед. «Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить. Донат приехал творить — старое он ненавидел. В дом к отцу Донат не пошел». Еще один герой и член семьи Ордыниных.
Глеб - девственник. Богат духовно, но с женщинами у него, как понятно из характеристики, проблемы.
Егор – пьяница, осознает свою болезнь, близок к безумию.
Апатичен Борис – умный человек, силен духом, болен сифилисом, осознает обреченность своей семьи«Понимаешь, — святое потерял! Мы все потеряли». Отец - умер от пьянства.
И другие члены семьи.
Главным героем повести многие критики считают сам город, но это неправильная точка зрения, так как, в таком случае, нет внутреннего конфликта. Он может быть отдельным героем, но не главным. Главный герой, из-за самого хорошего раскрытия и объяснения конфликта, можно считать Доната.
В таком случае, он может выступать в роли протагониста, которому сопереживает автор и дает ему полное описание и яркий конфликт.
Тип героя - маленький, хотя он и имеет в себе черты лишнего героя в своих стараниях изобретения чего-то “нового”. Но все равно он оказывается лишь маленьким членом семьи и жителем своего городка, в котором ничего не меняется.
Желание героя - создание, привнесение чего-то нового. Чего? неизвестно, главное, нового.
Цель героя - Организация в городе революции. “Донат ходил всюду с винтовкой, кудри Доната вились по-прежнему, но в глазах вспыхнул сухой огонь – страсти и ненависти.”
Тайна героя - нет как таковой. Лишь только то, что он был преисполнен ненависти, которую не показывал открыто.
Композиция произведения:
С одной стороны, композиция зеркальная, потому что иллюстрируются отношения разных героев к одним и тем же событиям, показывая разные сюжетные линии. Но, в таком случае, раз события происходят в какой-то ни было, хронологии, то и композиция линейная. Только с использованием принципа монтажа. Монтажный режиссерский ход, связывающий все эпизоды представляет собой этот город. У всех произведений один лейтмотив и часто повторяющиеся образы. Благодаря такой композиции образуется хаос.
Экспозиция: эпиграфы и вводные данные о населении города.
Завязка: возвращение главного героя - Доната “С ним вернулся в Ордынин Донат, полный (недоброй памяти!) воспоминаний юношества, полный ненависти и воли.”
Развитие действия: повествование о семье Ордыниных.
Кульминация: бунт в городе
Развязка: революция.
Тема: как приезд человека из крупного города может изменить ситуацию в глухой бунтующей провинции?
Конфликт в произведении:
Внешний - революционные идеи в жителях города
Внутренний - несовпадение желаний Доната с возможностями
Идея: революция с ее кровавыми последствиями может повлиять на человека, как очищение.
Произведение прочитано полностью (53 страницы из 53 электронной книги) Это произведение «Голый город» считается одним из самых ярчайших образцов орнаментальной прозы. Для нее хоррактерны: повторы, конкретная ритмизация, огромне колличество традиционных образов, знаков, изпользование «монтажа» (кусковая композиция») а мостами меж различными эпизодами считается лейтмотивы и система повторов.
ОтветитьУдалитьЗа наружной хаотичностью формы романа «Голый год» Пильняка — своя жесткая система, не незамедлительно уловимая; в базе композиции — установка, ассоциация меж «кусками» — при поддержке лейтмотивов, циклических образов, развернутых метафор. Огромную роль в романе играют графические выделения, деятельно пользуется Пильняк бумаги, цитаты, выписки, слова объявлений; завлекает в качестве «матерьяла» смешные рассказы, частушки, комплоты и т.п.
Ситуация семьи Ордыниных — классическая для российской литературы содержание умирающих дворянских семейств, но сервируется она Пильняком гиперболизированно, как вид совершенного вырождения и распада. Образы людей умирающей времена Пильняку, по опыту жизни, поближе. Их он понимает и осознает чем какого-либо другого, чем «кожаные куртки», впрочем сам, со всем пылом юности, остается с последними.
Содержание:Роман"Голый год" отражает начало свежей времена в участи РФ, случается осмысление происходящего. Создатель исследует передовую Российскую Федерацию, делая упор на её прошедшее. Дорога РФ -особенный. У российского народа великовата влечение к мятежу. Переломленный переход возможно охарактеризовать 3 текстами из романа: "Россия, Революция. Вьюга." На случае ситуации семьи, живущих в русской глубинке на фоне революции и впоследствии революции создатель ведает о жизни РФ. Тут связаны различные времена, многолетняя античность, поворотный переход начала 20 века, языческое прошедшее и наше время.
Создатель верует, собственно что в РФ наступит гармоника, она не пропадёт лишившись собственных моральных ценностей.
КОМПОЗИЦИЯ: Нагой год» считается прототипом например именуемой орнаментальной прозы: для нее свойственны повторы, ритмизация, образная насыщенность, функциональная символизация и метафоризация, монтажные основы композиции, внедрение «графизмов», пристальное забота к тексту и его внутренней форме («Слова мне — как монета нумизмату», — писал Пильняк).За наружной хаотичностью формы романа «Голый год» Пильняка (в нем с первого взора не просматривается ни фабула, ни согласие возведения в классическом понимании) — своя жесткая система, не незамедлительно уловимая; в базе композиции — установка (композиция «кусковая», как писал В.Б. Шкловский), ассоциация меж «кусками» — при поддержке лейтмотивов, циклических образов, развернутых метафор. Огромную роль в романе играют графические выделения, деятельно пользуется Пильняк бумаги, цитаты, выписки, слова объявлений; завлекает в качестве «материала» (важное для Пильняка текст, подразумевающее некоторые внелитературные составляющие текста) смешные рассказы, частушки, комплоты и т.п.
Произведение прочитано в кратком содержании.
ОтветитьУдалитьДействие романа происходит в городе Ордынин. В главе «Ордынин-город» рисуется образ 200-летней жизни послепетровской России. Монотонный ритм подчеркивает застылость, затхлость, скуку жизни. Акцентированы и черты вырождения, прежде всего, веры: под иконами торгуют, их выменивают, молебны служат по количеству именин у купцов. Неестественность этой жизни губит все живое. Она погубила чистые чувства сына купца – Доната Ратчина – единственного героя, судьба которого очерчена от начала до конца. Финал главы обозначает противопоставление этой жизни и «песни революции в метели». Эта песня сближается с летописными свидетельствами о полуязыческой жизни древних людей. Так, по мысли Пильняка, революция возвращает русской культуре национальный облик, утраченный в годы Петровского правления. Эта концепция воплощается и в размышлениях героев. Например, в главе «Две беседы. Старики» художник Глеб Ордынин в беседе с архиепископом Сильвестром противопоставляет европейскую механистическую культуру российской культуре духа.
Самый главный внешний конфликт романа- противопоставление исторического и природного. История искажает жизнь, а природа является воплощением ее гармонии.
Наиболее отчетливо это противопоставление выражено в организации системы образов героев произведения. Несмотря на кажущуюся беспорядочность их появления и исчезновения, можно четко выделить два полюса, к которым тяготеют те или иные персонажи. В одних природное начало разрушается. Так вырождение семейства Ордыниных подчеркнуто в физическом плане: почти все они больны дурной болезнью. Причина оказывается в том, что старинный род Ордыниных породнился с купцами Попковыми. Это испортило их кровь. Искусственность других героев связана с тем, что они иностранцы, чуждые русской жизни. Это Оленька Кунц, товарищ Лайтис.
Характеристика главного героя:
ОтветитьУдалитьДостоинства и недостатки: Главный герой – город Ордынин. В произведении есть несколько героев, которые характеризуют город.
1. Донат Ратчин – «Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить». Сын купца, революционер.
2. Глеб – чистый, морально и нравственно обогащенный.
3. Егор – Апатичный, развращенный, безнадежный пьяница. Многое списывает на своё заболевание (напоминает горьковского Актёра)
4. Борис – образованный сифилитик, умён, но знает, что уже пропащий, без святого, хоть сам и противостоит Богу.
5. Лидия – наркоманка и стерва.
6. Екатерина – бездетная, безнажежная развратница. Глупа.
7. Наталья – Интеллигентный большевик. Крепка, целеустремлена.
8. Семен Зилотов – Безумный мещанин.
9. Ирина – сильная современная женщина с прогрессивными идеями.
Цель: Пережить
Тип героя получается разносторонний. В данном случае к городу применимы типы маленького и бунтующего героев. Но лишь малая часть готова менять и меняться, потому тип маленький.
Композиция
Фабула:
Экспозиция: Демонстрации быта города и его самого.
Завязка: Донат возвращается с войны.
1. Развитие действия: Город преобразуется, становится логовом коммунизма. Показана жизнь рода Ордыновых
Точка невозврата: Горит монастырская часовня в которой занимались любовью Семён и Олечка, сослуживец.
2. Развитие действия: Арест Олечки. Ирина и её идеи.
Кульминация: Наводнение «кожаных», кои не найдут в словаре слова «уют».
Развязка: Ордынин третий Китай-город
Вид: Последовательный (хотя присутствует кольцевая форма, так как нас переносит от персонажа к персонажу, говорится о их идеях)
Тип: Простой
Композиция :
Достоинства и недостатки: Многообразный но пропащий Ордынин
Цель: старается пережить новое время, новые идеи,
Завязка: которое завозит с войны прежний сын купца Донат.
Тайна: Комунисты поддерживают город,
Точка невозврата: пока не раскрывается вся лож, сгорает монастырь.
Выбор перед кульминацией: Что не выбирай, Россия всё равно останется со своим нравственным наследием, оставленным империей.
Тематика: Тема истории. Тема службы государству.
Конфликт:
Внешний: Между обществом города и временем.
Внутренний: Судьба людей.
Идея: Новая Россия старым людям. Старая Россия новым людям.
Морозов Юрий
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано полностью
Роман «Голый год» является одним из самых ярких образцов орнаментальной прозы. Для нее хоррактерны: повторы, определенная ритмизация, огромне колличество классических образов, символов, изпользование «монтажа» (кусковая композиция») а мостами между разными эпизодами является лейтмотивы и система повторов.
Галерея жителей города Ордынин: В романе представлено огромное колличество персонажей из разный социальных слоев и представлены они по разные стороны барикад, в зависимости от отношения к революции:
• Донат Ратчин - сын торговца Ивана Емельяновича Ратчина, одного из купцов проживающих в Ордынине. В связи с политической ситуацией уходит на первую мировую войну, поддается коммунистической идеологии, по возвращении, желающий по сути разрушить старый Ордынин, ради постройки нового, любые изменения в городе ему по душе.
• Отголоски уходящего дворянства представлено в лице княжеской семьи Ордыниных. Хозяин семьи Евграф умирает, жена княгиня Елена спивается, дети Борис и Глеб плачут и страдают (можно провести параллель с первыми мучениками).Те из Ордыниных, кто способен мыслить, склоняются к тому, что путь России, конечно, особенный. «Европа тянула Россию в свою сторону, но завела в тупик, отсюда и тяга русского народа к бунту...
• Люди взявшие на себя задачу обновить Россию и мир, неграмотны и неспособны понять русскую культуру. Комиссар Лайтис прибывший из дальних мест со «стеганым сшитым мамой одеялом и подушечкой» предается плотским утехам в церковной часовне с Олечкой Кунс, которая под угрозами доносила на своих соседей.
• Некоторые думают что изменениям в стране необходимо дать отпор, что надо противостоять изменениям, оставаясь беспечно свобоными внутри.
• Героиня Ирина, является представителем «нового» общества, революционно-активного и романтического, говорит о том, что в в новом мире нужно жить телом. Ее позиция весьма иллюзорна, если взглянуть на то, как на самом деле «новое» общество смотрит на девушек, наподобии нее.
• У Пильняка впервые вводится образ «кожаной куртки» (большевика) – неграмотного революционера, считающего себя представителем власти. Один из них перед сном изучает словарь иностранных слов и впоследствии старательно дикламирует их на своих собраниях (констатировать, энергично, литефонограмма, функционировать).
Вывод: В произведении «Голый город» представлен огромный колорит персонажей разбросаных по разным взглядам в хаосе композиции романа. Само по себе произведение является своего рода обзорной экскурсией в революцию в провинции, этим и обьясняется странная структура, а так-же и большое колличество героев. С помощью них автор раскрывает тему, показывает политическую и социальную ситуацию ситуацию, через конкретику персонажей, а не в общем.
Прoизведение прoчитaнo пoлнocтью.
ОтветитьУдалить«Гoлый гoд» «oгoляeт» чeлoвeкa: c нeгo cлeтaют пoкрoвы культуры и цивилизaции, oбнaжaeтcя eгo иcтиннaя прирoдa. В oгнe рeвoлюциoннoгo пoжaрa гибнeт нe тoлькo cтaрaя рoccийcкaя гocудaрcтвeннocть, нo и cклaдывaвшийcя cтoлeтиями уклaд руccкoй жизни, кoтoрый, кaк пoкaзывaeт Пильняк, изжил ceбя тaк жe, кaк и дуxoвныe цeннocти, кoтoрыe oн пoрoдил. "Знoйнoе небo льет знoйнoе мaревo, вечерoм будут желтые cумерки, — и вечерoм пoд xoлмoм вcпыxнут кocтры: этo будут гoлoдные вaрить пoxлебку, те, чтo тыcячaми пoлзут в cтепь, зa xлебoм, и из-пoд xoлмa пoнеcутcя тocкливые пеcни." Cимвoлoм этoй гибeли в рoмaнe являeтcя cудьбa ceмьи князeй Oрдыниныx, кoтoрoй coпутcтвуют oбрaзы вырoждeния и cмeрти.
Бoриc Пильняк пиcaл этoт рoмaн без oпределеннoй cюжетнoй линии, мoжнo дaже cкaзaть, чтo этo беccюжетный рoмaн, oн без глaвныx герoев, тем caмым прoизведение пoлучaетcя нa первый взгляд неoбычным и cвoеoбрaзным. Пильняк решaет не cocредoтaчивaть внимaние читaтеля нa чем-тo кoнкретнo oднoм, a нaoбoрoт, oн xoчет зaдейcтвoвaть внимaние cрaзу нa целoм рoмaне, чтo не мoжет не зaинтереcoвaть читaтеля. В cвoем прoизведение oн cтaрaетcя пoкaзaть жизнь рaзныx cлoев нacеления в oднo и тo же время, нo при этoм в рaзныx гoрoдax.
Xaрaктериcтикa герoев:
Aвтoр пoдрoбнo oпиcывaет членoв cемьи Oрдыниныx, oтoбрaжaя кaк прoиcxoдит пaдение иx нрaвoв.
1. Князь Евгрaф - мoрaльнo рaзлoжившийcя челoвек, жил нa cocтoяние, мнoгo пил, пoддaвaлcя рaзврaту.
2. Глеб Oрдынин - нрaвcтвеннaя личнocть, дуxoвнo рaзвитый, cвязывaет вcеx членoв cемьи.
3. Бoриc - рaзвит, cильный пo xaрaктеру челoвек, нo кoнчaет жизнь caмoубийcтвoм, пoнимaя, чтo ждёт егo в будущем.
4. Нaтaлья - гoрдaя и нрaвcтвеннaя личнocть, пoэтoму не мoжет ocтaтьcя в дoме и пoкидaет егo Интеллигентный челoвек, ocтaётcя им. Cвязывaет жизнь c бoльшeвикoм - Aрxипoм Aрxипoвым.
Кoнфликт в прoизведении:
Внешний - ревoлюциoнные идеи в жителяx гoрoдa
Внутренний - неcoвпaдение желaний Дoнaтa c вoзмoжнocтями
Кoмпoзиция:
Экcпoзиция: Демoнcтрaции бытa гoрoдa и егo caмoгo.
Зaвязкa: Дoнaт вoзврaщaетcя c вoйны.
1. Рaзвитие дейcтвия: Гoрoд преoбрaзуетcя, cтaнoвитcя лoгoвoм кoммунизмa. Пoкaзaнa жизнь рoдa Oрдынoвыx
Тoчкa невoзврaтa: Гoрит мoнacтырcкaя чacoвня в кoтoрoй зaнимaлиcь любoвью Cемён и Oлечкa, cocлуживец.
2. Рaзвитие дейcтвия: Aреcт Oлечки. Иринa и её идеи.
Кульминaция: Нaвoднение «кoжaныx», кoи не нaйдут в cлoвaре cлoвa «уют».
Рaзвязкa: Oрдынин третий Китaй-гoрoд
Вид: Пocледoвaтельный (xoтя приcутcтвует кoльцевaя фoрмa, тaк кaк нac перенocит oт перcoнaжa к перcoнaжу, гoвoритcя o иx идеяx)
Темa: Пoдxoд к ревoлюции в глубинке. Безумcтвo coвершaющегocя.
Идея: ревoлюция c ее крoвaвыми пocледcтвиями мoжет пoвлиять нa челoвекa, кaк oчищение.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьГлавный герой – город Ордынин. Донат Ратчин – сын торговца, революционер, за любое новшество и изменение в городе: «Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить. Донат приехал творить — старое он ненавидел. В дом к отцу Донат не пошел». Мотив половых отношений семьи Ордыниных. Глеб – девственник. Внутреннее богатство, чистота мыслей, высокие моральные устои. Егор – пьяница, развращенная душа. Сокрушается по поводу своей болезни, признает свою ничтожность. Конченый человек. Склонен к безумию. Апатичен Борис – ум и образованность. Сила духа, мужественность, вызов вере и Богу. Также болен сифилисом. Понимает обреченность своей семьи: «Конечно, пустяки! Я большую мерзость сделал с самим собою! Понимаешь, — святое потерял! Мы все потеряли». Отец умирает от пьянства (все четверо – пламенный привет «Братьям Карамазовым»). Лидия – истеричка и наркоманка. Екатерина – глупая развратница. Все не могут иметь детей. Загнивание, опущение. Нет потомства – нет будущего. Наталья – исключение. Интеллигентная, здоровая (хоть кто-то), разумная, целеустремленная, для нее цель – большевики. Семен Зилотов – мещанин – самоучка, странный, безумный, идея «скрещивания». Ирина – прогрессивная девушка, сильная, девиз: «К черту гуманизм и этику». Слабость – страсть. Желание слиться с народом. Бунтарка. Колючие образы, к каждому – без симпатии, к каждому – отчуждение. Структура узорной прозы. Установка повествований, отсутствует общего киносюжета. Выставка – цитата, облик мегаполиса Ордынин, уклад жизни, его жизнедеятельность, начало – возврат Доната со битвы, 1-ое формирование воздействия – жизнедеятельность семьи Ордыниных, место невозвращения – 1-ое «скрещивание», 2-ое формирование воздействия – Ира также Молоток, апогей – Светлана также Имя, финал - «Россия. Переворот. Метель».
3. Проблема: огромное число героев, подход ко революции во глубинке, мысли хулиганства дави также личности. Безумство совершающегося. Писатель дергает из-за ниточки героев. Фигуры непрочные, стремительные, равно как штришки. Любой персонаж решен позитивного. Слой во облике семьи Ордыниных – загнивающее шляхетское социум, около коего отсутствует предстоящего. Концепция «скрещивания» равно как только одна формулировка успешной революции. Распробуется 3 один раз из числа семьи Оленьки Кунц также Лайтвса, Иры также Брэнд, Натальи также Архипа. Пламя революции наплывается, во немой погибает прошлое, но «кожаные куртки» (новейший облик большевика) попадаются все без исключения больше также оказывать давление, оказывать давление, устанавливают новейшее!
4. Внешний Вид разногласие интеллигенции также люди. Старый Свет также Российская Федерация. Собственная переворот, всенародный мятеж также устои дворянства. Одерживать Победу, безусловно, 1-ое. Сектанты также большевики. Понимание (объединение Натальи также Архипа) также душа (объединение Иры также Брэнд). Привлекательнее представляется душа, равно как сила, сила также ураган. Логичнее понимание - несмотря на то сознание ни разу никак не был мотором российской революции.
5. Концепция: естественная задержка.
Роман «Голый город» является одним из самых ярких образцов орнаментальной прозы. Для нее характерны: повторы, определенная ритмизация, огромное количество классических образов, символов, использование «монтажа» (кусковая композиция»), а мостами между разными эпизодами является лейтмотивы и система повторов.
ОтветитьУдалитьГалерея жителей города Ордынин: В романе представлено огромное количество персонажей из разный социальных слоев и представлены они по разные стороны баррикад, в зависимости от отношения к революции:
Донат Ратчин - сын торговца Ивана Емельяновича Ратчина, одного из купцов проживающих в Ордынине. В связи с политической ситуацией уходит на первую мировую войну, поддается коммунистической идеологии, по возвращении, желающий по сути разрушить старый Ордынин, ради постройки нового, любые изменения в городе ему по душе.
Отголоски уходящего дворянства представлено в лице княжеской семьи Ордыниных. Хозяин семьи Евграф умирает, жена княгиня Елена спивается, дети Борис и Глеб плачут и страдают (можно провести параллель с первыми мучениками).Те из Ордыниных, кто способен мыслить, склоняются к тому, что путь России, конечно, особенный. «Европа тянула Россию в свою сторону, но завела в тупик, отсюда и тяга русского народа к бунту...
Люди взявшие на себя задачу обновить Россию и мир, неграмотны и неспособны понять русскую культуру. Комиссар Лайтис прибывший из дальних мест со «стеганым сшитым мамой одеялом и подушечкой» предается плотским утехам в церковной часовне с Олечкой Кунс, которая под угрозами доносила на своих соседей.
Некоторые думают что изменениям в стране необходимо дать отпор, что надо противостоять изменениям, оставаясь беспечно свобоными внутри.
Героиня Ирина, является представителем «нового» общества, революционно-активного и романтического, говорит о том, что в в новом мире нужно жить телом. Ее позиция весьма иллюзорна, если взглянуть на то, как на самом деле «новое» общество смотрит на девушек, наподобии нее.
У Пильняка впервые вводится образ «кожаной куртки» (большевика) – неграмотного революционера, считающего себя представителем власти. Один из них перед сном изучает словарь иностранных слов и впоследствии старательно дикламирует их на своих собраниях (констатировать, энергично, литефонограмма, функционировать).
Вывод: В произведении «Голый город» представлен огромный колорит персонажей разбросанных по разным взглядам в хаосе композиции романа. Само по себе произведение является своего рода обзорной экскурсией в революцию в провинции, этим и объясняется странная структура, а так-же и большое количество героев. С помощью них автор раскрывает тему, показывает политическую и социальную ситуацию, через конкретику персонажей, а не в общем.
Произведения Бориса Андреевича Пильняк “Голый год” прочитано в полном объеме.
ОтветитьУдалитьНачинается же роман со следующего многообещающего эпиграфа: “Каждая минута клянётся судьбе в сохранении глубокого молчания о жребии нашем, даже до того времени, когда она с течением жизни соединяется, и тогда когда будущее молчит о судьбине нашей, всякая проходящая минута вечностью начинаться может”.
Произведение состоит из воспоминания о революционных событиях, которые показаны как метель, преследуемая по пятам и срывающая всё на своём пути.
Действие романа “Голый год” в городе Ордыни, где жители находятся “на переломе”, сам же город описывается в произведении следующим образом:“Стоит Ордынин на холме, над рекою Бологого, в лесах, город из камня. И неизвестно, кто по кому: князья ли Ордынины прозвались по городу, или город Ордынин по князьям прозвался”.
Главными героями произведения являются люди разные слоев общества: дворяне, купцы, большевики, обыватели, члены коммуны анархистов и другие. Все герои связаны между собой они не общим сюжетом, а пережитым общим временем, поскольку произведение не имеет общего сюжета - это монтаж рассказов.
Характеристика героев (не всех)
Донат Ратчин – сын торговца и революционер, которое согласен на любое изменение в городе и привнесение нового: “Нового Донат не знал, Донат знал старое, и старое он хотел уничтожить. Донат приехал творить — старое он ненавидел. В дом к отцу Донат не пошел”.
Ирина – девушка, которой правит прогресс, сильная, её девизом является фраза: “К черту гуманизм и этику” По характеру страстная, бунтарка.
Глеб - имеет внутреннюю свободу, при этом имеет нравственные качества.
Егор – пьяница, переживает по поводу своей болезни, безумен.
Борис имеет такие качества, как образованность, мужественность. Понимает бренность своей семьи: “Конечно, пустяки! Я большую мерзость сделал с самим собою! Понимаешь, — святое потерял! Мы все потеряли”
Екатерина – не умна еще и развратница.
Нaтaлья, пожалуй, является только она здоровой (во всех смыслах) из ceмьи Oрдыниных. Ee избранником cтaнoвитcя крестьянин-бoльшeвик Архипов.
Важно отметить “Скрещение” в семье Ордыниных - в браке князя Oрдынинa и купчихи Пoпкoвoй. Нo coeдинeниe двoрянcкoгo мoтoвcтвa и рaзврaтa c купeчecкoй жaднocтью и тупостью предcтaвляeтcя Пильняку бecпeрcпeктивным, поскольку вeдeт тoлькo к умcтвeннoй, нpaвcтвeннoй и физичecкoй деградации.
Также важна революция в произведение, которая символизируется метелью, она обладает созидательной способностью, не только разрушая. Используется, как ни странно, прием звукоподражания:
“- Гвииуу, гаауу, гвиииууу, гвииииуууу, гааауу.”
Композиция произведения: не имеет общего сюжета, происходит монтаж рассказов.
Экспозиция - общее введение о городе Ордынин
Завязка - Донат Ратчин приходит с войны
Развитие действия - быт семьи Ордыниных
Кульминация - российский бунт
Финал - революция