«Слово о Законе и Благодати»


Комментарии

  1. Произведение прочитано полностью.
    Данное произведение представляет собою не что иное, как проповедь, произнесенную в одном из церковных храмов. В первой части «Слова…» дается представление «закона», «истины» и «благодати». Закон в этом случае выступает «предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать - служитель будущего века, жизни нетленной». «Благодать и Истина», считаются понятиями, которыми Иларион обозначает христианское учение, описанное в Новом завете. Олицетворение Благодати - Иисус, сын Господний. Согласно Илариону Иисус являлся в наш мир именно Благодатью. Люди восприняли данное учение и, реализуя его заветы в своем поведении и поступках, вступили на путь правды. Заповеди Моисея сохраняют жизнь человеку, спасая его тленное существование, учения Христа спасает душу, приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия, и тем самым обеспечивает им нескончаемую жизнедеятельность.
    Сравнение Закона и Благодати, которое дается в произведении Иллариона - в сущности не что иное, как противопоставление двух религиозных учений: иудаизма и христианства. В распространении морально - этического эталона христианства, Иларион видит путь к совершенствованию людей. В собственном труде он проводит идею о равенстве абсолютно всех христианских народов, неоднократно выделяя, что время избранничества одного народа миновало, поскольку миссия Христа в спасении абсолютно всех языков, что наступил другой период, когда все равны пред Господом.
    В «Слове…» он стремиться продемонстрировать не только лишь высокий уровень социальной и государственной организации страны, но и международное значение Русского государства, как абсолютно равного в кругу известных ему стран.
    Вторую часть произведения составляет хвалу князю Владимиру. Все государства, подмечал Илларион, чтут и восхваляют учителя, который научил их православной вере. «Восхвалим же и мы, по немощи нашей хотя бы и малыми похвалами, - совершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава» .
    Создав теоретически безупречный облик правителя, автор «Слова» стремится выявить его особенности у киевских князей. Он начинает с восхваления Владимира I, крестившего Русь. У него государь замечателен уже тем, что «не в худе бо и неведоме земли владычествовавша, но в русской, яже ведома и слышима, есть всеми четырьмя концами земли». Князь должен «единодержец быть земли своей».
    Иларион в сущности ничего не говорит о богоизбранности князя либо о духовном происхождении государственной власти. Согласно Иллариону божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а разум в сердце его «…призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в сердце его свет ведения…»
    Илларион впервые в русской политической литературе установил вопрос об ответственности князя перед подданными. Государь должен, пишет Илларион, «без блазна же богом данные ему люди управившу».
    Одной из существенных внешнеполитических задач Илларион полагает обеспечение мира. Таким Образом, в третьей части своего произведения, где в виде молитвы сформулированы просьбы своей стране, Илларион прежде всего упрашивает освободить ее от войн: «донели же стоит мир не наводи на ны напасти искушения, не предай нас в руки чужих».
    В заключении хочется выделить, что Илларион изобразил безупречный облик знаменитого князя как верховного правителя христианского типа, выработав для этого конкретные критерии, с помощью которых производил оценку личности правителя и его деятельности как главы государства.

    ОтветитьУдалить
  2. Произведение «Слово о законе и благодати» прочитано полностью.
    Напоминает славянскую библию. Автор сие творения митрополит Иларион, его слово написано в духе религиозного проповедования.
    Композиция произведения трехчастная.
    Первая часть – это раскрытие взаимоотношений нового завета со старым. Как-бы, что из этого вернее. Иларион отдаёт свои предпочтения новому завету, ведь Иисус искупил своей смертью все грехи людей и нужно следовать учению сына господне:
    «Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел – да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати – да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон – предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать – служители Будущего Века, Жизни Нетленной.»

    Вторая часть посвящена русскому христианству. Господь спас Русь крестив её через князя Владимира, что значит его любовь к земле русской! Приняв её, Бог дал ей величие:

    «Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.»

    Третья часть это воспевание русских князей, но в первую очередь дань князю Владимиру:

    «Сей славный, рожденный от славных, благородный – от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных – миром, а непокорных – мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую.»
    Тема «Слова» - социальна. Тема о равноправии народов, в противовес мнению об избранности богом определенного:
    «…через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.»
    Через всё содержание автор прославляет русь, её людей, землю и князя Владимира. Уж, очень патриотически у него получается. Но текст несёт не национальный характер, поскольку Иларион всё же понимает, что русские – часть человечества. Получается космополитский посыл, но с идей сверх цели для народа.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитано полностью

    Произведение Иллариона «Слово о Законе и Благодати» сам автор определяет как повесть. ( “О Законе, Моем даньнемь, и Благодати и Истине, Христосъмь бывъшиимъ, повесть си есть”)
    Есть мнение о том, что Илларион затрагивал три темы в “Слове”: выяснить соотношение закона и истины, отметить похвалой деятельность Владимира и предпринятое им крещение Руси и воздать хвалу богу с целью обеспечения будущего процветания страны. ( “О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и Вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей .”)
    В первой части произведения говорится о том, что закон был служителем истины. Дается понимание закона, благодати и истины. ( “…предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать - служитель будущего века, жизни нетленной .”)
    Илларион говорит о Законе, как о неком предписании. Закон – система запрета. Сравнение Закона и Благодати, которое дается в произведении Иллариона - в сущности как утверждает профессор Томсинов, не что иное, как противопоставление двух религиозных учений: иудаизма и христианства. Раньше для христианской литературы такое противопоставление было традиционным. И мне кажется, что такое противопоставление можно признать внешним конфликтом первой части произведения Иллариона. Ведь автор говорит о том, что христианство есть совершенствование человека. В Слове…» он стремиться показать не только высокий уровень общественной и государственной организации страны, но и международное значение Русского государства, как вполне равноправного в кругу известных ему стран. Исходя из этого, даже из первой части, можно понять, что в “Слове” поднимается тема патриотизма.
    Во второй части славится Владимир. ( “Восхвалим же и мы, по немощи нашей хотя бы и малыми похвалами, - совершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава”)
    Илларион создал идеально-теоретический образ Владимира, черты эти он пытается найти в русских князьях.
    Мощь и могущество российских князей, популярность российской земли, «единодержавство» Владимира и его военнослужащие удачи Илларион обрисовывает с нарочитой целью - продемонстрировать, собственно что принятие христианства могущественным Владимиром не было принужденным, собственно что оно было итогом свободной воли Владимира.
    Власть над людьми князь получает, в представлении Иллариона, не от Бога, а по наследию от славных праотцов собственных - российских князей. ( “Сей славный, будучи рожден от славных, благородный - от благородных, князь наш Владимир)
    Можно только подтвердить то, что в этой, так называемой, повести действительно очень глубоко затронута патриотическая тема.
    Насущной проблемой Илларион считает обеспечение мира. И в в третьей части произведения, где в виде молитвы сформулированы пожелания своей стране, Илларион прежде всего просит избавить страну от войн, которые несут за собой огромные разрушение и разлад общества. Он считает, что не стоит “попущать скорби и глада и напрасных смертей, огня, потопления…”
    Хочется сказать, что Илларион создал идеальный образ великого князя как верховного правителя христианского типа, выработав для этого определенныеаспекты, с помощью которых делал оценку личности правителя и его деятельности как главы государства.

    ОтветитьУдалить
  4. “Слово о законе и благодати” прочитано в полном объеме.
    Данное произведение относится к древнерусской литературе, является памятником этого направления. “Слово о законе и благодати” было прочтено митрополитом Киевским Иларионом. Важно отметить, что жанр данного произведения - проповедь.
    Речь торжественной проповеди была произнесена спустя шестьдесят лет после крещения на Днепре и произнесена была митрополитом на Пасху. Посвящено же слово было крестителю Киевской Руси - Святому Равноапостольному Князю Владимиру, сыну Святослава Игоревича.
    В эпиграфе произведения указана основная идея речи и говорится следующее: “О ЗАКОНЕ, ДАННОМ ЧЕРЕЗ МОИСЕЯ, И О БЛАГОДАТИ И ИСТИНЕ, ЯВЛЕННОЙ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, И О ТОМ, КАК ЗАКОН МИНОВАЛ, А БЛАГОДАТЬ И ИСТИНА НАПОЛНИЛА ВСЮ ЗЕМЛЮ И ВЕРА РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ВО ВСЕХ НАРОДАХ ВПЛОТЬ ДО НАШЕГО НАРОДА РУССКОГО; И ПОХВАЛА ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ НАШЕМУ ВЛАДИМИРУ, КОТОРЫМ МЫ БЫЛИ КРЕЩЕНЫ; И МОЛИТВА К БОГУ ОТ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НАШЕЙ”. Уже из эпиграфа становится понятно, что проповедь имеет трехчастную композицию:
    1. О законах ветхого и нового заветов - о том, что уже прошло и не является актуальным, а также о том, что сейчас главенствующее: “ Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной.”
    Митрополит Киевский Иларион указывает на Ветхий Завет, но позже упоминает о том, что он не будет читать мораль по написанным книгам “было бы и похоже на тщеславие.” Поэтому появляются краткие тезисы, о которых в дальнейшем и будет толковаться торжественная проповедь.
    В первой же части и вводятся образы из книги Бытия - Агарь и Сарра. Образом Закона является Агарь, а Сарра - образом Благодати: “Прежде был дан закон, а потом — благодать, прежде — тень, а потом — истина. Прообраз закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная (Быт. 25,11—23; Гал. 4,22—31), — да разумеет читающий (Мф. 24,15)!”
    Здесь же проводится параллель, что Ветхий завет - это закон, а Новый - благодать.
    2. О русском христианстве, об его распространении: “Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростёрлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И езеро закона пресохло.” Митрополит Киевский Иларион вновь упоминает, что время закона истекло, а на смену ему пришла благодать.
    3. Воспевание великих князей, особенно, князя Владимира - крестителя всея Руси.
    “Сей славный, будучи рождён от славных, благородный — от благородных — князь наш Владимир и возрос, и укрепился, оставив младенчество, и паче возмужал, совершаяясь в крепости и силе и в мужестве и мудрости преуспевая…” - толкует речь митрополит Киевский Иларион, поскольку невозможно не восхвалить великого Князя Владимира.
    Тема проповеди: присоединение народа русского к общим ценностям и религии.

    ОтветитьУдалить
  5. Слово о Законе и Благодати"
    1. Главный герой: Князь Владимир является протагонистом. Он идеальный князь.Спас Русь от иделопоклононничества и принес Благодать -православное христианство. Он не только сам принял православие, но и в Днепре крестил свой народ. Он утвердил национальное самосознание. Достоинства: деятельный созидатель, праведный, милосердный ( "просящим давал, нагил одевал, болящим всяким утешение посылал"), посланник Божий, мудрый, сильный правитель.
    2. Композиция: линейная
    Фабульные точки:
    Завязка: сопоставление Закона и Благодати
    Точка Невозврата: похвала Владимиру, который христил Русь, завершается похвала авторским обращение к князю с призывом встать из гроба, отряхнуть сон.
    Кульминация: прославленное современному Иллариону правителю Руси и его деятельности
    Развязка: молитвенное обращение к Богу "от всея земли нашая"
    3. Тема: Русский священнослужитель обращается к единомышленникам , он приводит образы для толкования своей темы. Образом закона и благодати являются Агарь и Сарру. Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму «войти» к рабыне Агари и родить от неё. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей ещё не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон. Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и даёт Моисею Закон, который автор называет «тень, а не истина». Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошёл в утробу Девицы, и она приняла Его. Бог «разомкнул утробу» Сарры, и она рожает сына Исаака. Свободная женщина рожает свободного ребёнка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака. Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.
    Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит ещё одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств. Заключительная часть «Слова» посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришёл к христианству и привёл к нему весь свой народ.

    4. Конфликт: произведение посвящено противостоянию Закона и Благодати. Закон-то, что идет от человеческого разума. Закон связан с темой рабства, он ограничен деятельностью одного народа. Благодать идет от Бога. Он связана со свободой. Безгранична и обращена ко всем народам земли. В этом конфликте побеждает Благодать. Закон меркнет перед Благодатью, как мир тленный перед миром вечным. Закон связан с ветхозавестной иудейской традицией, а Благодать с новозаветным учением. Более того, автор произведения, митрополит Илларион выяснил, что закон не спасает человека, а лишь осуждает и наказывает, тогда как Благодать освобождает. Поэтому человек спасается по Благодати, а не по Закону.
    5. Идея: равноправие всех народов.

    ОтветитьУдалить
  6. Кондратьева Юлия

    Произведение прочитано полностью.
    Слово о законе и благодати написано митрополитом Илларионом. Слово является одним из самых первых произведений Древней Руси. Композиция линейна. Содержание можно разделить на три части смысловые части, где в каждой развивается отдельгая мысль. Сначала мы можем увидеть рассуждения о взаимосвязи закона и благодати, противопоставление ветхого и нового заветов. Илларион приходит к выводу, что закон, который был дан Иудеям сейчас не имеет смысла, ведь Иисус принёс в мир новые устои и некоторые понятия изменились в сознании людей:
    «Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев – оправдание, у христиан же – спасение. И поскольку оправдание – в этом мире, а спасение – в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же – сущему на Небесах.»
    В следующей части, мы можем увидеть обращение к русскому христианству. Здесь речь идет о восхвалении просторов Руси, и о том, что Богу свойственна любовь. Он с человечеством, именно поэтому к нам пришло православие и мы будем спасены: «Покорил, ты же – Русь. Теперь не только у них, но и у нас Христос Царем зовется».
    В третьей части препетные рассуждения о Руси сменяются рассуждениями о русских князьях. Более всех восхваляется князь Владимир. И не с спроста-Иллариону было важно показать, что принятие христианства было вынужденным для Владимира, а не его личным желанием.
    «И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую. К тому же всегда он слышал о благоверной земле греческой, христолюбивой и сильной верою: как (там) Бога Единого в Троице почитают и поклоняются (Ему), как у них являются силы, и чудеса, и знамения, как церкви людьми наполнены, как веси и города благоверны, все в молитвах предстоят, все Богу служат. И услышав это, возжелал сердцем, возгорелся духом, чтобы быть ему христианином и земле его также быть (христианской), что и произошло по изволению Божию о естестве человеческом.»

    Конфликт: противорения Закона и Благодати. Автор считает, что законы связаны в первую очередь с человечеством, а Благодать с Богом. Противоречие заключается в том, что человек спасается благодаря Благодати, а закону.

    Тема: Достижение всеединства с помощью благодати («Хвалите Господа, все народы, прославляйте все племена», и еще: «От востока и до запада хвалимо Имя Господне. Высок над всеми народами Господь, над небесами слава Его», как Имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далече и: Да познаем на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое, и: Цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят Имя Господа».)
    Идея: Благодать выше закона (ибо лишь благодаря ей возможно всеединство)

    ОтветитьУдалить
  7. Прочитано полностью

    Митрополит Иларион написал произведение как религиозное проповедование.
    Композиция состоит из трёх частей.
    1. Раскрытие взаимоотношений нового завета со старым. Как-бы, что из этого вернее. Иларион отдаёт свои предпочтения новому завету, ведь Иисус искупил своей смертью все грехи людей и нужно следовать учению сына господне:
    «Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел – да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати – да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон – предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать – служители Будущего Века, Жизни Нетленной.»

    1. Русское христианство. Господь спас Русь крестив её через князя Владимира, что значит его любовь к земле русской! Приняв её, Бог дал ей величие:

    «Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.»

    3. Воспевание русских князей, в первую очередь дань князю Владимиру:

    «Сей славный, рожденный от славных, благородный – от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных – миром, а непокорных – мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую.»
    Тема «Слова» - социальна. Тема о равноправии народов, в противовес мнению об избранности богом определенного:
    «…через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.»
    Через всё содержание автор прославляет русь, её людей, землю и князя Владимира. Уж, очень патриотически у него получается. Но текст несёт не национальный характер, поскольку Иларион всё же понимает, что русские – часть человечества. Получается космополитский посыл, но с идей сверх цели для народа.

    Тема: Русский священнослужитель обращается к единомышленникам , он приводит образы для толкования своей темы.

    Конфликт: понятий «правильно» и «неправильно»
    произведение посвящено противостоянию Закона и Благодати. Закон-то, что идет от человеческого разума. Закон связан с темой рабства, он ограничен деятельностью одного народа. Благодать идет от Бога. Он связана со свободой. Безгранична и обращена ко всем народам земли.

    Идея равенства.

    ОтветитьУдалить
  8. Прочитано полностью

    Митрополит Иларион написал произведение как религиозное проповедование.
    Композиция состоит из трёх частей.
    1. Раскрытие взаимоотношений нового завета со старым. Как-бы, что из этого вернее. Иларион отдаёт свои предпочтения новому завету, ведь Иисус искупил своей смертью все грехи людей и нужно следовать учению сына господне:
    «Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел – да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых. Ибо кто Бог так великий, как Бог [наш]! Он единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати – да обвыкнет в нем человеческое естество, от многобожия идольского уклоняясь, в единого Бога веровать; да, как сосуд оскверненный, человечество, омытое водою, законом и обрезанием, примет млеко Благодати и Крещения. Ибо Закон – предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать – служители Будущего Века, Жизни Нетленной.»

    1. Русское христианство. Господь спас Русь крестив её через князя Владимира, что значит его любовь к земле русской! Приняв её, Бог дал ей величие:

    «Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли.»

    3. Воспевание русских князей, в первую очередь дань князю Владимиру:

    «Сей славный, рожденный от славных, благородный – от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных – миром, а непокорных – мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую.»
    Тема «Слова» - социальна. Тема о равноправии народов, в противовес мнению об избранности богом определенного:
    «…через Сына Своего все народы спас, Евангелием и Крещением вводя их в обновление пакибытия, в Жизнь Вечную.»
    Через всё содержание автор прославляет русь, её людей, землю и князя Владимира. Уж, очень патриотически у него получается. Но текст несёт не национальный характер, поскольку Иларион всё же понимает, что русские – часть человечества. Получается космополитский посыл, но с идей сверх цели для народа.

    Тема: Русский священнослужитель обращается к единомышленникам , он приводит образы для толкования своей темы.

    Конфликт: понятий «правильно» и «неправильно»
    произведение посвящено противостоянию Закона и Благодати. Закон-то, что идет от человеческого разума. Закон связан с темой рабства, он ограничен деятельностью одного народа. Благодать идет от Бога. Он связана со свободой. Безгранична и обращена ко всем народам земли.

    Идея равенства.

    ОтветитьУдалить
  9. Произведение прочитано полностью.
    "Слово о Законе и Благодати"
    Фактически это не является литературным произведением, а представляет собой речь митрополита киевского Иллариона после Крещения Руси и посвящена князю Владимиру и его сыну Ярославу Мудрому. Представляет собой памятник древнерусской литературы.Повествование ведётся от лица Иллариона ("Бе презвутеръ, именем Ларионъ, мужь благъ, книженъ и постникъ")
    " Слово и Законе и Благодати" начинается с заглавия: "О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей".
    Оно имеет черты проповеди, торжественности, летописи и основано на историческом событии (Крещение Руси). Автор отсылается на Ветхий и Новый Завет, на учения апостола Павла. То есть" Слово" уникально тем, что совмещает в себе разные формы и обширностт знаний и событий.
    Отсюда можно сделать вывод, что "Слово" религиозно-пафосное и носит нравоучительно-нравственный характер. Его пафос выражается в гордости за свою родину и её прославление.
    Тема произведения - объединение и прославление русского народа. Увековечивание его истории в веках.
    Из-за смешения форм, композиция "Слово о Законе и Благодати" делится на три части:
    Первая часть посвящена непосредственно сравнению Ветхового и Нового Завета. Илларион акцентирует внимание на страданиях Господа за людей и его мученическую смерть ("Ибо к живущим на земле человекам, в плоть облекшись, пришел, к сущим же во аде чрез распятие и положение во гроб сошел – да познают те и другие, живые и мертвые, (день) посещения своего и Божиего пришествия и уразумеют: крепок и силен Бог живых и мертвых"). Он наставляет людей не отрекаться от Господа Бога и следовать истинному пути.
    Вторая часть посвящается зарождению христианства на Руси (Крещение Руси) и чествование князя Владимира. (" Сей славный, рожденный от славных, благородный – от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей")
    Третья часть посвящена подвигам и деяниям князя Владимира. (это и является кульминацией "Слова") В понимании Иллариона он пример идеального князя, который дал новый виток в истории русского народа и прославил его. Князь Владимир является главным героем. (" не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли. ")
    То есть эти части произведения как бы вытекают друг из друга, образуя последовательную композицию.

    ОтветитьУдалить
  10. Морозов Юрий. Произведение прочитано полностью
    1. Главный герой: Князь Владимир является протагонистом. Он идеальный князь.Спас Русь от иделопоклононничества и принес Благодать -православное христианство. Он не только сам принял православие, но и в Днепре крестил свой народ. Он утвердил национальное самосознание. Достоинства: деятельный созидатель, праведный, милосердный ( "просящим давал, нагил одевал, болящим всяким утешение посылал"), посланник Божий, мудрый, сильный правитель.
    2. Композиция: линейная
    Фабульные точки:
    Завязка: сопоставление Закона и Благодати
    Точка Невозврата: похвала Владимиру, который христил Русь, завершается похвала авторским обращение к князю с призывом встать из гроба, отряхнуть сон.
    Кульминация: прославленное современному Иллариону правителю Руси и его деятельности
    Развязка: молитвенное обращение к Богу "от всея земли нашая"
    3. Тема: Русский священнослужитель обращается к единомышленникам , он приводит образы для толкования своей темы. Образом закона и благодати являются Агарь и Сарру. Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму «войти» к рабыне Агари и родить от неё. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей ещё не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон. Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и даёт Моисею Закон, который автор называет «тень, а не истина». Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошёл в утробу Девицы, и она приняла Его. Бог «разомкнул утробу» Сарры, и она рожает сына Исаака. Свободная женщина рожает свободного ребёнка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака. Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.
    Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит ещё одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств. Заключительная часть «Слова» посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришёл к христианству и привёл к нему весь свой народ.

    4. Конфликт: произведение посвящено противостоянию Закона и Благодати. Закон-то, что идет от человеческого разума. Закон связан с темой рабства, он ограничен деятельностью одного народа. Благодать идет от Бога. Он связана со свободой. Безгранична и обращена ко всем народам земли. В этом конфликте побеждает Благодать. Закон меркнет перед Благодатью, как мир тленный перед миром вечным. Закон связан с ветхозавестной иудейской традицией, а Благодать с новозаветным учением. Более того, автор произведения, митрополит Илларион выяснил, что закон не спасает человека, а лишь осуждает и наказывает, тогда как Благодать освобождает. Поэтому человек спасается по Благодати, а не по Закону.
    5. Идея: равноправие всех народов.

    ОтветитьУдалить
  11. Темой «Слова» Илариона стало рассуждение о «законе» и «благодати». По мысли автора, закон, который был дан богоизбранному народу иудеев и определял всю их жизнь, потерял силу и необходимость с пришествием в мир благодати через Иисуса Христа. Тем самым митрополит противопоставлял Ветхий Завет всей Библии в целом, включавшей и Новый Завет. Он образно уподоблял иудаизм одного конкретного народа старшему сыну Авраама Измаилу, а христианство, распространяемому по всей земле, - Исааку. Он не соглашался с идеей богоизбранности одного народа или государства, утверждая по сути равенство народов, которые через Евангелие и крещение были спасены Богом.

    Прославляя благодатное христианство, Иларион подробно излагает сущность православия, это было понятно, учитывая, что страна крестилась совсем недавно – в конце Х в. Много внимание он уделяет богочеловеческой природе Христа.

    Далее митрополит говорит о самой Руси и принятии ею христианства. Однако хвалит Иларион не только крестителя Владимира, но и бывших до него языческих князей – Игоря и Святослава, отмечая их храбрость и силу тогдашней Руси. Достаточный авторитет и самостоятельность последней митрополит отмечает, говоря и о деяниях равноапостольного князя Владимира. Он подчеркивает, что тот обратился в веру не под политическим влиянием Византии, а свободно приняв благодать и по собственной воле крестив свой народ. Тем самым Иларион утверждает мысль об определенной независимости Руси от Константинополя, о ее равноправии с Византией и другими народами. Эта идея отражала реалии Руси времен Ярослава, благодаря которому Древнерусское государство приобрело больший вес и авторитет на международной арене. О том же свидетельствует и факт поставления русского, а не греческого митрополита в Киеве, самого автора «Слова». Примечательно, что в «Слове» впервые употребляются такие понятия, как русская земля и русский народ, что также указывает на рост самосознания молодого народа.

    ОтветитьУдалить
  12. Прочитано не полностью.
    Основной персонаж – пробст мужеского монастыря, «русьскыя территории игумен». Творение – данное его представление путешествий согласно Непорочным участкам. Праведник основательно духовный индивид. Восхищенный, доверчивый вплоть до удивительных вещей, его никак не тревожат крестовые путешествия, но занимают только лишь культовые предмета, для каковых некто забудет относительно светское. Динамичный, исключительного интеллекта. Согласно прописанными строчкам возможно отметить, то что настоятель подлинный, простой также обычный индивид. Но, об для себя некто откликается нерешительно также все без исключения – действительно обнаруживает определенные изъяны, если свидетельствует, то что странствие некто осуществил «во любой бессилия также лени, пья также едя». Секрет: взаимосвязь со Господом, способен, некто на самом деле был непорочным. Задача: изложить странствие с целью этих людишек, кто именно никак не способен побывать непорочные зоны, посетить около Гроба Господня.
    2. Элементарная поочередная структура. Либо круговая – в случае если взять во вычисление основание также окончание поездки во одной пункте – Константинополе. Журнал поделены в моменты, однако описываются согласно периода, никак не пересекаясь также никак не повторяясь. Выставка – подход вплоть до Яффы со малым отображением святынь также посещением нефтяных островов, начало – приезд во Сион, 1-ое формирование воздействия – поездка согласно Иерусалиму, задержка во хозяйство монастыря Св. Саввы, место невозвращения – поездка со силом Балдуина ко Иордану, 2-ое формирование воздействия – визит храмов также священных зон во Галилеи, апогей – визит Гроба Господня также сохранение в кремне лампадки, священный Освещение в период ливня: «Свет ведь Святый никак не тако, как огонь земленый, однако дивно иначе сияет, – несказанно», финал – обращение абсолютно всем разбирающим: «Да станет ведь абсолютно всем, разбирающим сочинение данное со верою также со любовию, покровительство с Господа, также с Св. Гроба Господня, также с абсолютно всех зон данных священных: возьмут они вознаграждение с Господа наряду со ходившими согласно участкам данным святым».
    3. Проблема: настоятель Праведник во поддержание дружины направляется во огромный путешествие – странствие согласно непорочным участкам. Его странствие раскрыло ему большое количество увлекательного, также абсолютно всем замеченным некто принимать решение поделится со народами, чьи способности никак не дают возможность осуществить подобное поездка. Подход богатыря находится посредством Россия, потом с Константинополя во Палестину, но далее во Сион также Галилею. В период путешествий игумена происходят крестовые путешествия, в какие некто, разумеется, никак не акцентирует практически никакого интереса, но дает все без исключения период исследованию также отображения священных зон, достопримечательностей также промыслов. Основная ведь задача – гранит Гроба Господня, достигнуть его Даниилу получается никак не одновременно, однако все без исключения чувства с виденного некто представляет читателю.
    4. Внешний Вид разногласие вероисповеданий (притянут из-за ушки). Крестовые путешествия практически совсем никак не препятствуют странствию Даниила, несмотря на то определенные зоны некто бывает со дозволения князя. Внутрений разногласие (кроме того притянут из-за ушки) несоответствия открытости, интеллекту также доброте игумена, какие в самый-самом процессе находились во немой, со откликами также идеями об самый-самом для себя: «не попрекните меня из-за глупость мое также дерзость мою» либо именует себе «худоумным» также «недостойным игуменом российской земли».
    5. Концепция: заметить непорочное также скончаться во Убиваю.


    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Правила ведения читательского дневника