Правила ведения читательского дневника
Здравствуйте, уважаемые студенты! Перед тем, как приступить к ведению читательского дневника, необходимо ознакомиться со следующими требованиями: 1. В меню блога Вы находите список, выбираете одно из произведений и переходите к его описанию. Заполнять читательский дневник нужно в виде комментариев под описанием данного произведения. 2. Каждый комментарий должен иметь следующую форму: Сколько страниц прочитано из общего количества (например, 25 страниц из 325) Анализ прочитанных эпизодов и сцен (характеристика главного героя, композиция, тема, конфликт, идея) Не менее 3 цитат из текста. 3. Объём комментария должен быть не менее 2700, но не более 4090 печатных знаков вместе с пробелами . 4. Комментарии не должны пересказывать сюжет произведения и повторяться слово в слово как у других авторов (нужно перефразировать). 5. Нельзя вступать в полемику и дискуссию, то есть запрещается комментарировать чужие комментарии. Критерии оценивания читательского дневника: 1...
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалить«Сказание о Борисе и Глебе» рассказывает о конфликте между детьми князя Владимира, который в свое время крестил всю Русь. Святополк после кончины отца намеревается взять всю власть себе. Он совершает недобрые поступков, по отношению к собственным братьям. Борис и Глеб, выросшие по христианским законам, узнают о планах Святополка, но они не готовы вступить с ним в борьбу, так как он им является братом, которого они ценят и любят. Борис и Глеб выбирают добровольные страдания и гибель.
Во «Сказании о Борисе и Глебе» отсутствует вступительная риторическая часть. Или, можно отметить, она сведена к минимуму: «Господи, благослови, Отче! Род праведных благословится,- говорил пророк,- и потомки их благословенны будут». И затем идёт повествование о князе Владимире и 12 его сыновьях: «Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире».
Основная часть «Сказания» - рассказ о убийстве князя и о том, как он «претерпел страсти» пред гибелью. Третья часть композиции – похвала святому. В «Сказании» похвала святому восходит к народно-песенной традиции, а не к книжно-церковной. В сказание введены несколько плачей, наиболее лиричных мест произведения: это плач Бориса по погибшему отцу, плач священника и отрока по Борису, плач Глеба по отцу и Борису, плач Глеба перед смертоубийством, в котором он упрашивает убийц помиловать его. Помимо этого, молитвы, с которыми обращаются герои к Господу и погибшим сродникам, тоже очень эмоциональны и по своему трагическому накалу подобны плачу, но никак не молитве. К Примеру, такое обращение к Господу: «Узри с высоты святости твоей и узри боль сердца моего, которую претерпел я от родственника моего» - говорил Борис.
Автор «Сказания» много цитирует Новый Завет. Борис и Глеб укрепляют себя словами с послания Апостола Павла к Коринфянам. Фрагменты из 13 главы цитируются трижды: «Любовь долготерпелива, всему верит, не завидует и не превозносится», «В любви нет страха, настоящая любовь изгоняет страх», «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Но кроме того дважды цитируются стихотворение из 10 главы Евангелия от Матфея, где Христос даёт приказ ученикам своим: «Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретёт и сохранит её в жизни вечной». Текст «Сказания» очень чувственен, он насыщен эпитетами и сравнениями, дающими авторскую оценку героям и действиям. Борис «богоблаженный», «святой», «блаженный»; тело его «честное» и «многомилостливое». Глеб «святой», «блаженный»; заклан был «как агнец непорочный и невинный». Злодеи же равно как «свирепые звери напали», шёпот у них «зловещий», уста «прескверные», голос «злобный», слуги «злые», «безжалостные кровопийцы». Святополк «окаянный», «треклятый».
В сказании намного драматичнее описываются действия, ярко представлены эмоциональные переживания героев.
Автор житийного произведения, рассказывая о первых русских святых, на их примере утверждал, то что моральный долг и общественно-политическое служение – единые определения. Правительство, которое стоит на преступлении, никак не может являться справедливым и вечным. Любовь к близкому, самопожертвование, всепрощение – основное в взаимоотношениях между людьми, будь то правители или холопы. Данные высоконравственные законы обязаны находиться в основе общественно-политического служения и единства государства.
Проблема произведения, шире, чем описание их действий и доблестной смерти, однако данные события занимают основное место в житие. На Сегодняшний День крайне редко повстречаешь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз подобные люди. Они - примеры чистоты и непорочности. Они по собственной воле приняли мученическую гибель, отказавшись отправиться войной против собственного старшего брата. Борис и Глеб попросту никак не могли отнять власть силой. В "Сказание о Борисе и Глебе" утверждаются идеи христианства и патриотизма.
Произведение прочитано полностью
ОтветитьУдалитьЖитие Бориса и Глеба – это историческое произведение, повествующее нам о княжеских междоусобицах, о битве за Киевский престол. Было создано оно в середине 11 века летописцем Нестором.
В начале произведение говориться о сыновьях князя Владимира. (“Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын — Вышеслав, после Изяслав, третий — Святополк, который и замыслил это злое убийство”). От жены болгарки – Борис и Глеб.
Владимир посадил на княжение своих сыновей по разным землям. “Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава — в Новгороде, а Бориса — в Ростове, а Глеба — в Муроме”. Святополк решил завладеть всеми землями, убив братьев. В то время, как жизнь Владимира уже подходила к концу, на Русь напали печенеги. Против них пошел сражаться Борис. Вскоре он узнал о кончине отца своего и узнал о то, что Святополк Окаянный хочет убить его. Борис не стал этому сопротивляться, а решил прогнать брата с княжения. Это характеризует Бориса как сильного духом и мужественного человека. Зная о своей скорой смерти, он продолжал сопротивляться Святополку. Час гибели был близок, Борис лишь помолился перед смертью и попросил у убийц прощения.
Один из сыновей Владимира – Ярослав предупредил Глеба о злодеяниях Святополка. Но Глеба все же настигла смерть.( “И вдруг увидел устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного. Христова страстотерпца Бориса. “). Он также как и брат перед смертью молился. Молился о отце, о своих братьях, даже о своем убийце – Святополке Окаянном. Это говорит о его невинности и чистоте.
Святополк же был невероятно жесток и алчен, он не пожалел о содеянном и не проявил ни капли человечности. ( “ Блаженного же Бориса, обернув в шатер, положили на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце.”).
Ярослав в скором времени отомстил за братьев, он одолел Святополка, и тот бежал.
И после этого междоусобицы прекратились, Глеба похоронили с братом в Вышгороде.
Такая сила исходила от двух святых, от их могилы. Люди приходя на это место прозревали, исцелялись.
Нестор, автор произведения, преклоняется перед святыми. О невероятно полно передал духовную частоту двух братьев , об их невинности и доброте. Невероятная кротость характеров, непорочность делают из Бориса и Глеба невероятно положительных персонажей русской истории.
Смерь свою они приняли во имя Господа Бога. Не хотели они идти против ближнего своего, против брата и приняли смерь достойно. ( “ «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца»)
Тема княжеских междоусобиц невероятно жестока, убийства, заговоры, но даже в такой теме смогли найтись настоящие герои.
Нестор поведал нам о добре и зле, о правде и лжи, о раскрывающихся идеях патриотизма, христианства и настоящей, глубокой веры.
Примечание автора:
ОтветитьУдалитьСам по себе разбор произведения в жанре "жития святых", то есть перечисления фактов, которые соприкасаются с мистицизмом, довольно сух в своём итоге.
Характеристика главного героя:
Главными героями произведения являются Глеб и Борис, два брата унаследовавшие вотчины по родословной.
Достоинства и недостатки:
Главным достоинством обоих героев является целомудрие и беззлобие.
Относительно идеи автора, недостатков в обоих мучениках нет, они приняли свою смерть ещё до её прихода. Однако в них проскальзывала нужда в мирском, то выражено и в плаче Бориса о своей молодости и красоте, и в боязливости Глеба
Они оба были готовы принять смерть от руки брата, ибо считали, как изъяснялся Борис, не жаждали повторения грехов отцовых до крещения, и также не могли идти против старшего брата, который за отца теперь приходится. Слова Глеба "Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед господом моим."
Цель: Избежать междуусобицы. (при появлении конфликта)
Тайна: Исходя из функций тайны как интриги главного героя, то её можно представить как реакцию героев на их убийство, а именно их нескончаемое терпение и смирение, которое не колеблется ни разу.
Тип героя:
Маленький. Герои мстят своей идеей, своим благородством, которое сподвигло других, на физическое устранение Святополка.
Композиция
Фабула:
Экспозиция: Пред нами Русь после Крещения.
Завязка: Умирает отец. Святополк становится князем Киева.
1. Развитие действия: Путьша с мужами отправляется за Борисом.
Точка невозврата: Смерть Бориса.
2. Развитие действия: Глеб получает письмо и отправляется к отцу.
Кульминация: Смерть Глеба.
Развязка: Свержение Саятополка Ярославом.
Вид: Последовательный
Тип: Простой
Тема:
Достоинства и недостатки: Борис и Глеб хранят веру в бога и в своих братьев, готовы на самопожертвование во имя Христа.
Цель: Не допустить междоусобицы, не уйти от христианской праведности
Завязка: после того как Святополк придпринимает действия по убийству братьев.
Тайна: Неограниченная смиренность.
Точка невозврата: Смерть перовго брата Бориса.
Выбор перед кульминацией: Выбор был отдан не главному герою, а его убийцам, если не считать того, что Борис принял смерть без мольбы о пощаде, как это сделал Глеб: "Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои!"
Тематика:
Тема самопожертвования
Конфликт: Деяния и помыслы мученников, отомщены принятием со стороны общества и свердением Святополка. Переход количественного в качественное.
Внешний: Борис и Глеб мешают целям более Саятополка, который в силу своей черствости, не способен на милость перед чистым Борисом и Глебом.
Внутренний: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А все это преходящее и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда?"
Вид понимания конфликта:
Узкий: Братья ведут междоусобные войны, выигрывает сила, коварство и ум.
Широкий: Целомудрие, вера и добро способны пережить злодияния, выбор каждого должен быть между суетой и праведностью, материальным и духовным.
Идея: Войну(Зло) остановит смирение
5/5 страниц.
ОтветитьУдалить1. Главные герои – Борис и Глеб. Сразу отмечу, что это церковное произведение о святых, поэтому явных недостатков у этих героев нет – все - таки поклонение. Два брата унаследовали земли от отца – князя Владимира. Смиренные, тихие, принимающие и смерть, и несправедливость Святополка ради всеобщего мира, не желающие поднять руку на старшего брата, повторить грехи отца. Борис готов к своей смерти. Он обречен и знает это, и с этим знанием ждет своего последнего часа. Интересна «беззащитная юность Глеба», когда он молит о пощаде: «Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого!». К хоть каким – то земным качествам можно отнести боязливость и неуверенность Глеба и плачи Бориса о прошедшей молодости и утерянной красоте, постоянной тревоге о вере и смерти, после которой его охватывала печаль: «сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая, и страшная: как претерпеть мучение и страдание, и окончить жизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук Вседержителя». Свое спасение герои находят в молитве. Тайна: «святость» и отношение к богу, степень мученичества братьев. Цель: исключить семейный конфликт.
2. Простая последовательная композиция. Экспозиция – описание детей Владимира, завязка – смерть Владимира, восхождение Святополка на престол, первое развитие действия – подосланные Святополком убийцы отправляются к Борису, точка невозврата – убийство Бориса, второе развитие действия – письмо – обманка от отца и отправление Глеба к нему, кульминация – убийство Глеба, развязка – недовольство народа, свержение Святополка.
3. Тема: у князя Владимира сыновей было достаточно, после его смерти земли были поделены между ними. Престол же занял Святополк, решившей также устранить главных конкурентов в лице Бориса и Глеба. Они же смеренные и отдавшие жизнь свою в руки Богу не стали соперничать с братом и приняли судьбу свою, лишь бы не было войны между родными. Борис смерть встретил молча и тихо, тревога его мучала только во сне, а Глеб, опечаленный и непонимающий такого конца своего, молил о пощаде, но и над ним пролетел смертельный клинок.
4. Внешний конфликт между братьями, основа которого в землях и во власти. Борис и Глеб хотели избежать междоусобицы, их намерения были чистыми, но в итоге победило коварство и неугомонность Святополка, которого в конце все равно сверг Ярослав, и только после него настал какой – то покой: «И с тех пор прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую». Ярослав отомстил за смерть Бориса и Глеба, выходит, что месть в данном случае – положительный катализатор зла. Внутренний конфликт Бориса и Глеба. Обоих мучало беспокойство по поводу смерти, они не знали, примет ли их Бог, поэтому постоянно молились: «Не отвергай слез моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов твоих и разделю жребий со всеми святыми твоими, ты Бог милостивый, и славу тебе возносим вовеки! Аминь». Однако Бог принял, хотя их жертва все равно оказалось напрасной, зато очень показательной для других.
5. Идея: месть во смирении.
ГАТАУЛЛИНА ДИЛЯРА
ОтветитьУдалитьПрочитано полностью
Борис и Глеб- младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича, первые святые, канонизованные Русской Церковью.
Святой Борис был хорошо образован, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.
Композиция является простой последовательной. В экспозиции пред нами описание главных героев- Бориса и Глеба-; в завязке – смерть их отца Владимира, восхождение их старшего брата Святополка на престол; первое развитие действия заключается в отсылке подосланных убийц к Борису Святополком; убийство Бориса является точкой невозврата; второе развитие действия – это обманка от отца и отправление Глеба к нему; кульминация – убийство Глеба, развязка – недовольство народа, свержение Святополка.
Тема: соперничество и взаимоотношения между братьями- сыновьями князя Владимира.
Конфликт произведения- Внешний- между братьями. Борис и Глеб не хотели междоусобицы, так как в них не было злобы, жажды крови и власти. Их намерения были чистыми, но они проиграли жестокости и коварству их брата Святополка, которого в конце все равно сверг Ярослав, и только после него настал какой – то покой: «И с тех пор прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую». Ярослав отомстил за смерть Бориса и Глеба, выходит, что месть в данном случае – положительный катализатор зла. Внутренний конфликт Бориса и Глеба. Обоих мучало беспокойство по поводу смерти, они не знали, примет ли их Бог, поэтому постоянно молились: «Не отвергай слез моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов твоих и разделю жребий со всеми святыми твоими, ты Бог милостивый, и славу тебе возносим вовеки! Аминь». Однако Бог принял, хотя их жертва все равно оказалось напрасной, зато очень показательной для других.
«Житие Бориса и Глеба» прочитано полностью. Это произведение, написанное в тысяча сто пятнадцатом году, рассказывает о конфликте детей князя Владимира за престол Руси. Святополк возомнил себя самым достойным наследником и захотел взять всё себе. Он боялся двух старших братьев - Бориса и Глеба, но те не собираются противостоять Святополку, ведь они любят своего брата, так ещё и христиане. Также у него было множество других братьев, ведь у князя Владимира было двенадцать сыновей. Святополк изловчается планами, убивает обоих старших братьев, не понимая, что это было не нужно.
ОтветитьУдалитьЭто произведение церковное, Борис и Глеб – святые. Они знают о желании брата унаследовать престол и готовы отдать ему всё, лишь бы не творить зло в семье. Например, Глеб молит о пощаде:
«Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого!».
Борис ждал смерти:
«сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая, и страшная: как претерпеть мучение и страдание, и окончить жизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук Вседержителя».
Композиция произведения простая и последовательная. В экспозиции происходит описание детей Владимира. В завязке смерть и восхождение Святополка на престол. Первое развитие действие – убийцы которые направляются к Борису. Точка невозврата – смерть Бориса. Второе развитие действие – план по убийству Глеба и кульминация – его смерть. Развязка – свержение Святополка, воцарение Ярослава.
Тема семейного сплоченности, тема власти, посягательство на желаемое. Так, Святополк ради своих желаний пошёл против семьи. Но братья его были бесстрашные и честные. Герои. Не зря их потом назвали святыми.
Тема самопожертвования, так как поступок братьев стал героическим действием.
В произведении внешний конфликт основанный между братьями за землю, за власть. Борис и Глеб не хотели семейной, кровной войны, они были открыты и чисты, но неугомонность Святополка их погубила. Обидно, что он все равно был свергнут Ярославом:
«И с тех пор прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую».
Внутренний конфликт братьев Глеба и Бориса. Религиозные люди боялись своей чистоты, примет ли их Господь Бог всевышний?:
«Не отвергай слез моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов твоих и разделю жребий со всеми святыми твоими, ты Бог милостивый, и славу тебе возносим вовеки! Аминь».
Идея произведения – это месть в смирении. Ярослав отомстил, а Святополк братоубийством нарек на себя только беды и презрение. Не убивайте своих братьев!
"Житие Бориса и Глеба"
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано полностью.
Характеристика главного героя:
Главный герой произведения - святой Борис является протогонистом , он симпатизирует автору.
Святой Борис соответственно имеет больше положительных качеств. Он добр, щедр, милостив. Не конфликтует. Он уважает и любит своего отца и братьев. И даже если его брат Святослав решил его убить, то он не менял своё отношение к нему, а сразу стал готовиться к смерти. С одной стороны, это его достоинство, что он не стал клеветать на своего брата и не пошëл на него войной, но с другой стороны, он даже не попытался спасти свою жизнь и решил, что нужно делать так, как велит судьба - умереть от рук воинов брата.
Характеристика героя:
Достоинства - просветлённый, праведный
Недостатки - излишне самокритичен
"Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами,"
Цель - паломничество в святую землю
"Борис же с радостью пошел, говоря: «Готов я пред очами твоими свершить, что велит воля сердца твоего». О таких Приточник говорил: «Был сын отцу послушный и любимый матерью своею»."
"Так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед господом моим, и примет душу мою владыка»"
"«Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца»"
Композиция (линейная):
Экспозиция: рассказ о роде праведных
Завязка- желание посетить Святую землю, и рассказать об этом людям
Точка невозврата: Владимир умирает от недуга, решение Святополка убить своих братьев ради власти;решение о поездке
Развязка - встреча со Старцем, который более разумен, и добросовестнее прошлых роводников
Кульминация: убийство Бориса и Глеба Святополком.
Развязка: смерть Святополка во время побега, похвала святым мученикам
Тема- Паломничество в святые земли
Конфликт- Внутренний - между желанием увидеть святые земли, и материальным сложностями. (герой перебарывает этот конфликт ещё в завязке)
Внешний - между человеком с большим желанием и потерянными людьми. (Игумен и проводники, которые его обманули)
5. Идея.
Идея альтруизма.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить«Житие Бориса и Глеба» прочитано полностью.
ОтветитьУдалить«Житие Бориса и Глеба» – это историческое произведение, рассказывающее о конфликте сыновей князя Владимира, и о их битве за Киевский престол. Произведение было написано в середине XI века летописцем Нестором.
В экспозиции произведения рассказывается о сыновьях князя Владимира. «Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын — Вышеслав, после Изяслав, третий — Святополк, который и замыслил это злое убийство». От жены болгарского происхождения у него родились два сына - Борис и Глеб. Владимир отправил на княжение Бориса и Глеба по разным землям. «Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава — в Новгороде, а Бориса — в Ростове, а Глеба — в Муроме». Но их брат Святополк хотел завладеть всеми землями Руси и при этом убив своих братьев. К тому моменту, когда Владимиру оставалось жить совсем немного, на Русь напали печенеги. Сражаться против печенегов отправился Борис. Спустя некоторое время, Борис узнал о смерти своего отца и узнал о том, что Святополк желает его смерти. Борис решил не противиться этому, а принял решение выгнать брата с княжения. Этот поступок охарактеризовывает Бориса как сильного и мужественного человека, не только телом, но и духом. И даже зная о своей скорой гибели, Борис продолжал бороться со Святополком. Момент смерти уже приближался, и Борис лишь только помолился перед смертью и попросил у убийц прощения.
Один из сыновей Владимира – Ярослав предупредил Глеба о злых намерениях Святополка. Но несмотря на предупреждение брата, Глеб все равно погибает. «И вдруг увидел устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного. Христова страстотерпца Бориса». И точно так же как и его брат Борис, Глеб молился перед своей гибелью. Молился об отце, о своих братьях, даже о своем убийце – Святополке Окаянном. Это показывает его невинность и душевную чистоту.
Святополк в свою очередь невероятно жестокий, беспощадный и алчный человек, у него не было никаких угрызений совести о совершенных им поступков, и он не проявил никакого милосердия к своим братьям. «Блаженного же Бориса, обернув в шатер, положили на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце».
Их брат Ярослав очень скоро отомстил Святополку за Бориса и Глеба, и Святополк бежал.
После победы над Святополком междоусобная война закончилась, а Глеба и Бориса похоронили в Вышгороде.
Нестор невероятно точно передал духовную чистоту Бориса и Глеба, их доброту и непорочность. Невероятное беззлобие и мягкость характеров, невинность делают из Бориса и Глеба одними из самых положительных персонажей русской истории.
Свою смерть они приняли во имя Бога. Братья не хотели заполучить престол, они не хотели идти против своего брата и приняли смерь достойно. «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца»
Тема княжеских междоусобных войн очень зверская и жестокая, в ней как правило присутствуют убийства и заговоры, но даже в такой теме смогли найтись настоящие герои.
В произведении говорится о добре и зле, о правде и лжи, о патриотизме, о христианстве и настоящей глубокой вере.
Экспозиция – рассказ про детей Владимира
Завязка – гибель Владимира, восшествие Святополка на престол
Первое развитие действия – отправление Святополком убийц к Борису
Точка невозврата – убийство Бориса
Второе развитие действия – план по убийству Глеба
Кульминация – убийство Глеба
Развязка – свержение Святополка.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьИдея произведения: мученичество - форма святости.
Характеристика героев:
Борис и Глеб - протагонисты. Они смиренные, покорные судьбе, внутри ощущают приближающуюся смерть, но не предпринимают никаких решений, чтобы спастись, а принимают Божью волю. Глеб осознавал опасность, но надеялся на то, что брат сжалиться. Более того, судьба Бориса также была предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем — это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей обреченностью князя. В предсмертные минуты праведники (Борис и Глеб) читали молитвы, настойчиво просили Бога простить их губителя, замаливали их грех.
Глеб, осознав предательство брата Святополка, промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». – В этой цитате выражается покорность Глеба судьбе. В душе Глеба смешиваются два чувства — скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.
Святополк-антагонист. Жестокий и властолюбивый, ради мощи и власти готов на братоубийство, после его поступка имя Святополк считается нарицательным для злодея. В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет "окаянный", при его изображении не жалеет черных красок. Святополк — "треклятый", "второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом", у него "прескверные уста", "злой глас".
Внешний конфликт: между Святополком и братьями (Ярославом, Глебом и Борисом) за правления на землях. Святополк был одержим идеей единовластия, хотел присвоить земли своих братьев, он перешел христианский закон. Можно сказать, что это конфликт между добром и злом.
Внутренний конфликт происходит у протагонистов. Глеб,с одной стороны, скорбит о своей скорой смерти, но с другой, испытывает радость в ожидании мученического конца, что сделает его приближенным к Богу.
Фабульные точки:
Завязка: После смерти князя Владимира власть захватывает его пасынок- Святополк.
Точка невозврата: Святополк убивает Бориса.
Кульминация: в бою Ярослав отомстил Святополк за убийство братьев ( Святополк скончался от безумства).
Развязка: Междоусобные войны прекратились, Ярослав стал князем великим.
прочитано полностью
ОтветитьУдалить«Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми. Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество. И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании».
Анализ произведения следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.
Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе".
Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой
Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.
Фабульные точки:
Экспозиция: Двенадцать сыновей князя Владимира
Завязка: Нападение печенегов, убийство Владимира
Точка невозврата: Убийство Глеба
Кульминация: Бегство Святополка
Развязка: Княжение Ярослава
Внешний конфликт между братьями, основа которого в землях и во власти.
Тема: «Coздaниe кyльтa Бopиca и Глeбa, пoтpeбoвaвшee нaпиcaния житий, им пocвящeнныx, пpecлeдoвaлo двe цeли. C oднoй cтopoны, кaнoнизaция пepвыx pyccкиx cвятыx пoднимaлa цepкoвный aвтopитeт Pycи (пpeждe вceгo пepeд лицoм peвнивo cлeдившeй зa coxpaнeниeм cвoeгo глaвeнcтвyющeгo пoлoжeния cpeди пpaвocлaвныx cтpaн Bизaнтии), cвидeтeльcтвoвaлa o тoм, чтo Pycь «пoчтeнa пpeд бoгoм» и yдocтoилacь cвoиx «cвятыx yгoдникoв».
Идея: вражда во благо.
прочитано полностью
ОтветитьУдалить«Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми. Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество. И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании».
Анализ произведения следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.
Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе".
Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой
Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.
Фабульные точки:
Экспозиция: Двенадцать сыновей князя Владимира
Завязка: Нападение печенегов, убийство Владимира
Точка невозврата: Убийство Глеба
Кульминация: Бегство Святополка
Развязка: Княжение Ярослава
Внешний конфликт между братьями, основа которого в землях и во власти.
Тема: «Coздaниe кyльтa Бopиca и Глeбa, пoтpeбoвaвшee нaпиcaния житий, им пocвящeнныx, пpecлeдoвaлo двe цeли. C oднoй cтopoны, кaнoнизaция пepвыx pyccкиx cвятыx пoднимaлa цepкoвный aвтopитeт Pycи (пpeждe вceгo пepeд лицoм peвнивo cлeдившeй зa coxpaнeниeм cвoeгo глaвeнcтвyющeгo пoлoжeния cpeди пpaвocлaвныx cтpaн Bизaнтии), cвидeтeльcтвoвaлa o тoм, чтo Pycь «пoчтeнa пpeд бoгoм» и yдocтoилacь cвoиx «cвятыx yгoдникoв».
Идея: вражда во благо.
Произведение прочитано полностью:
ОтветитьУдалитьХарактеристика героев:
Борис и Глеб - протагонисты. Они смиренные, покорные судьбе, внутри ощущают приближающуюся смерть, но не предпринимают никаких решений, чтобы спастись, а принимают Божью волю. Глеб осознавал опасность, но надеялся на то, что брат сжалиться. Более того, судьба Бориса также была предрешена заранее: он знает об ожидающей его смерти и готовится к ней; все происходящее в дальнейшем — это лишь растянутая во времени гибель обреченного и смирившегося со своей обреченностью князя. В предсмертные минуты праведники (Борис и Глеб) читали молитвы, настойчиво просили Бога простить их губителя, замаливали их грех.
Глеб, осознав предательство брата Святополка, промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». – В этой цитате выражается покорность Глеба судьбе. В душе Глеба смешиваются два чувства — скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.
Святополк-антагонист. Жестокий и властолюбивый, ради мощи и власти готов на братоубийство, после его поступка имя Святополк считается нарицательным для злодея. В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет "окаянный", при его изображении не жалеет черных красок. Святополк — "треклятый", "второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом", у него "прескверные уста", "злой глас".
Композиция: последовательная
Идея: правда в смирении
Тема заговоров и подковерных интриг в княжеской семье
Внешний конфликт: Святополк и братья
Внутренний конфликт: Глеб и осознание скорой смерти
Морозов Юрий
УдалитьПроизведение прочитано полностью
ОтветитьУдалить"Житие Бориса и Глеба" является образцом древнерусского книжного жития. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба,убитых братом Святополком в борьбе за киевский престол.
Борис и Глеб - герои-протагонисты. Ощущение близкой кончины не покидает их, но они покорны и смиренны и подчиняются воле судьбы. Происходящее для них-воля Божья. Размышляя о том, могу больше симпатизирует автор, наверное, стоит назвать Бориса. Борис имеет больше положительных качеств. Он добр, щедр, милостив, безконфликтен. Ему присуще уважание и любовь к своему отцу и братьям. И даже, невзирая на то, что его брат, Святослав, решил его убить, то он не изменил своего отношение к нему и относился к нему с мудростью.
Примеру Бориса следовал и Глеб. Он, как и брат, тоже стремился быть благочестивым, однако, Глеб более слаб и менее внутренне свободен: он боится смерти, его "беззащитная юность" имеет для него значение. Его мольба о пощаде указывает на его слабость:
о пощаде:
«Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого!».
Композиция:
Экспозиция-жизнь детей Владимира, Завязка – смерть Владимира, восхождение Святополка на престол
Развитие действия – подосланные Святополком убийцы отправляются к Борису, убийство Бориса, письмо и ссылка Глеба к отцу,
Кульминация-убийство Глеба,
Развязка-недовольство народа, свержение Святополка.
Конфликт:
Внешний: Борьба за власть, междоусобная война. Борис и Глеб мешают целям Святополка, который в силу своей черствости, не способен на принятие нравственно чистых людец.
Внутренний: "Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения."
Тема: самопожертвование ради сохранения семейных уз.
Идея: сила в смирении.
Кондратьева Юлия
УдалитьКондратьева Юлия
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалить"Сказание о Борисе и Глебе" (другое название "Житие Бориса и Глеба" ) написано приблизительно в 9 веке и является памятником древнерусской литературы. Сказание охватывает и описывает события периода после смерти князя Владимира, когда власть захватил князь Святополк и хотел убить старших сыновей Владимира - Бориса и Глеба. Борис отказывается от престола, аргументируя тем, что не хочет вражды между братьями, но его убивают копьями ("Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца"). Обманом, убивают и Глеба. Он понимает это и принимает свою участь. ("Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы").
Житием называют это произведение потому, что раньше книги были доступности только в церкви. И по скольку Борис и Глеб были причислены к лику святых, а о простых людях не писали, то это и называют житием. Они страдали и мученически погибли (одного закололи копьями в палатке, другого убивает повар ножом). А мучения в христианстве является высшей формой святости. Исходя из этого Святополк является врагом (поэтому и прозвали Окаянным) , а Борис и Глеб причисляются к лику святых.
Одна из тем произведения - братство и братопочитание. Борис и Глеб младшие братья и они подчиняются воли Святополка, не смея его ослушаться. Житие выступает как похвала, поучение к послушанию, смирению, почитанию старших. В этом и является главное положительное качество главных героев - Бориса и Глеба. Но и из-за него они лишаются жизни.
Их смирение заключается в том, что они знали, что скоро умрут. Но не бежали от смерти, а приняли её. Они оба готовы были пожертвовать собой во избежание междуусобной войны между братьями, не хотят брать на свою душу грех.
Конфликт как раз и заключается в том, что один брат хочет забрать престол и устраняет других наследников. Конфликт между родными братьями.
Решением конфликта и является смерть двух братьев.
Тема произведения: самопожертвоварие во имя мира.
Композиция произведения:
Экспозиция: рассказ о Руси после Крещения её Владимиром.
Завязка: смерть князя Владимира. Святополк Окаянный решает занять престол и устранить прочих наследников. ("Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел он перебить всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть.")
Развитие действия: Глеб и Борис узнают о смерти отца. Им приходят ложные вести. ("Так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед Господом моим, и примет душу мою Владыка")
Кульминация: смерть Бориса и Глеба ("милый мой брат и господин! Если твои молитвы доходят до Господа, помолись о моей печали, чтобы и я сподобился такое же мучение восприять и быть вместе с тобою, а не на этом суетном свете";"пронзен был, как без жалости убит, как не от врага, но от своего брата смерть воспринял? Увы мне! Лучше бы мне умереть с тобою, нежели одинокому и осиротевшему без тебя жить на этом свете. ")
Финал: Святополка свергает с престола Ярослав.
ОтветитьУдалитьВ «Повести Бориса и Глеба» отсутствует вступительная риторическая часть. Или, можно заметить, что оно сведено к минимуму: «Господи, благослови, батюшка! Род праведников будет благословен, - сказал пророк, - и их потомки будут благословлены. «А еще есть рассказ о князе Владимире и 12 его сыновьях:« Так случилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской страны Владимире ».
Основная часть «Повести» - это рассказ об убийстве князя и о том, как он «переносил страсти» перед смертью. Третья часть композиции - хвала святому. В Повести прославление святого восходит к традиции народной песни, а не книжно-церковной традиции. В легенде было внесено несколько причитаний, наиболее лирических отрывков произведения: оплакивание Бориса по покойному отцу, оплакивание священника и юноши о Борисе, оплакивание Глеба об отце и Борисе, плач Глеба перед убийством, в котором он умоляет убийц пощадить его. Более того, молитвы, которыми герои обращаются к Господу и своим умершим родственникам, также очень эмоциональны и по своей трагической силе напоминают плач, но не молитву. Например, такой призыв к Господу: «Взгляни с высоты святости Твоей и увидишь сердечную боль, которую я перенес от родственника», - сказал Борис.
Автор легенды много цитирует из Нового Завета. Борис и Глеб подкрепляются словами из послания апостола Павла коринфянам. Отрывки из 13 главы цитируются трижды: «Любовь терпима, всему верит, не завидует и не возвышает», «В любви нет страха, настоящая любовь изгоняет страх», «Кто говорит:« Я люблю Бога, «но ненавидит, что брат его лжец». Но, кроме того, дважды цитируется стихотворение из 10-й главы Евангелия от Матфея, где Христос заповедует своим ученикам: «Кто бы ни пожертвовал своей душой за меня и мое учение, тот будет найти и сохранить в вечной жизни ». Текст« Повести »очень чувственный, он полон эпитетов и сравнений, дающих авторскую оценку героев и поступков. Борис« блаженный »,« святой »,« блаженный » «; его тело« честное »и« милосердное ». Глеб« святой »,« блаженный »был убит« как агнец невинный и невинный ». Злодеи, как« напали свирепые звери », их шепот« зловещий », рот «противный», голос «плохой», слуги «плохие», «беспощадные кровопийцы». Святополк «проклят», «проклят».
В легенде гораздо драматичнее описаны действия, ярко представлены переживания героев.
Автор агиографического труда, говоря о первых русских святых, на их примере утверждал, что нравственный долг и общественно-политическое служение - это одни и те же определения. Правительство против преступности никогда не может быть справедливым и вечным. Любовь к любимому человеку, жертва, прощение - главное в отношениях между людьми, будь то правители или рабы. Эти самые нравственные законы должны лежать в основе общественного и политического служения и единства государства.
Проблема произведения шире, чем описание их поступков и мужественной смерти, но эти события занимают главное место в жизни. Сегодня крайне редко можно встретить доброго и доброго человека, не задумываясь. Борис и Глеб как раз такие люди. Они являются образцом чистоты и порядочности. Они добровольно приняли смерть мученика, отказавшись вести войну против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли взять власть силой. История Бориса и Глеба утверждает идеи христианства и патриотизма.
Прoизведение прoчитaнo пoлнocтью.
ОтветитьУдалитьХaрaктериcтикa глaвнoгo герoя:
Глaвный герoй прoизведения - cвятoй Бoриc являетcя прoтoгoниcтoм , oн cимпaтизирует aвтoру.
Cвятoй Бoриc cooтветcтвеннo имеет бoльше пoлoжительных кaчеcтв. Oн дoбр, щедр, милocтив. Не кoнфликтует. Oн увaжaет и любит cвoегo oтцa и брaтьев. И дaже еcли егo брaт Cвятocлaв решил егo убить, тo oн не менял cвoё oтнoшение к нему, a cрaзу cтaл гoтoвитьcя к cмерти. C oднoй cтoрoны, этo егo дocтoинcтвo, чтo oн не cтaл клеветaть нa cвoегo брaтa и не пoшëл нa негo вoйнoй, нo c другoй cтoрoны, oн дaже не пoпытaлcя cпacти cвoю жизнь и решил, чтo нужнo делaть тaк, кaк велит cудьбa - умереть oт рук вoинoв брaтa.
Хaрaктериcтикa герoя:
Дocтoинcтвa - прocветлённый, прaведный
Недocтaтки - излишне caмoкритичен
"Я, недocтoйный игумен Дaниил, худший из вcех мoнaхoв, cмиренный, oдержимый мнoгими грехaми,"
Цель - пaлoмничеcтвo в cвятую землю
"Бoриc же c рaдocтью пoшел, гoвoря: «Гoтoв я пред oчaми твoими cвершить, чтo велит вoля cердцa твoегo». O тaких Притoчник гoвoрил: «Был cын oтцу пocлушный и любимый мaтерью cвoею»."
"Тaк пoмышлял в cердце cвoем бoгoблaженный Бoриc и гoвoрил: «Знaл я, чтo брaтa злые люди пoдcтрекaют нa убийcтвo мoе и пoгубит oн меня, и кoгдa прoльет крoвь мoю, тo буду я мученикoм перед гocпoдoм мoим, и примет душу мoю влaдыкa»"
"«Не мoгу я пoднять руку нa брaтa cвoегo, к тoму же еще и cтaрейшегo, кoтoрoгo чту я кaк oтцa»"
Кoмпoзиция (линейнaя):
Экcпoзиция: рaccкaз o рoде прaведных.
Зaвязкa: желaние пocетить Cвятую землю, и рaccкaзaть oб этoм людям
Тoчкa невoзврaтa: Влaдимир умирaет oт недугa, решение Cвятoпoлкa убить cвoих брaтьев рaди влacти; решение o пoездке
Рaзвязкa: вcтречa co Cтaрцем, кoтoрый бoлее рaзумен, и дoбрocoвеcтнее прoшлых прoвoдникoв.
Кульминaция: убийcтвo Бoриca и Глебa Cвятoпoлкoм.
Рaзвязкa: cмерть Cвятoпoлкa вo время пoбегa, пoхвaлa cвятым мученикaм.
Кoнфликт:
Внутренний - между желaнием увидеть cвятые земли, и мaтериaльным cлoжнocтями. (герoй перебaрывaет этoт кoнфликт ещё в зaвязке).
Внешний - между челoвекoм c бoльшим желaнием и пoтерянными людьми. (Игумен и прoвoдники, кoтoрые егo oбмaнули).
Темa: «Coздaниe кyльтa Бopиca и Глeбa, пoтpeбoвaвшee нaпиcaния житий, им пocвящeнныx, пpecлeдoвaлo двe цeли. C oднoй cтopoны, кaнoнизaция пepвыx pyccкиx cвятыx пoднимaлa цepкoвный aвтopитeт Pycи (пpeждe вceгo пepeд лицoм peвнивo cлeдившeй зa coxpaнeниeм cвoeгo глaвeнcтвyющeгo пoлoжeния cpeди пpaвocлaвныx cтpaн Bизaнтии), cвидeтeльcтвoвaлa o тoм, чтo Pycь «пoчтeнa пpeд бoгoм» и yдocтoилacь cвoиx «cвятыx yгoдникoв».
Идея: врaждa вo блaгo.