Ю. О. Домбровский «Факультет ненужных вещей»

Главный герой — археолог, попадающий в сталинский застенок по обвинению в преступной халатности: пропало золото из раскопок. Из него выбивают признание, однако маховик террора ещё не раскрутился, ему удаётся уцелеть физически и духовно. 

В романе, основанном на истории реального ареста Домбровского, помимо арестанта — «хранителя древностей» — выведены и другие главные герои эпохи: осведомитель и следователи-палачи. «Факультетом ненужных вещей» называет парадоксальным образом следовательница НКВД факультет права; в широком смысле «ненужными вещами» при сталинском режиме оказываются вся прежняя жизнь, прежние нравственные принципы, христианские ценности, самая человеческая память — в новом мире существует только «социалистическая целесообразность».

Комментарии

  1. прочитано полностью
    Главным героем произведения является Георгий Николаевич Зыбин. Зыбин. «Добряк, бессребреник, книго- чей, мечтатель, для которого любая музейная, археологическая «пылинка» способна ... населить мир образами давно ушед-ших людей, заставить пережить их судьбы». Он сотрудник алма-атинского историко-краеведческого музея, обладает автобиографическими сертами автора и из-за ложных обвинений он оказывается в НКВД. Он хотел, уговаривал себя жить «правильно»: «тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть — я хранитель древностей, и только!». Сотрудники НКВД пытаются присвоить главному герою похищение золота из музея и так же заговор, чтобы организовать большой процесс. Георгий Зыбин в неволе осознаёт ценность свободы внешний, но ещё больше внутренней. Поэтому не смотря ни на что он пытается её сохранить застенках, отказывается сознаться в не своей вине, а присвоенной ему. Главный герой даже начинает издеваться над следователями, он хитрый и может обвести всех пальцем. Георгий умный и хитрый, у него получается отводит вину, не предавать товарищей и в конечном итоге, после смены правительства и НКВД его отпускают. Его стойкость, уверенность и правдивость настолько удивляют некоторых работников, что в последствии они сами помогают ему, чтобы его освободили когда выяснили, что это правда был не он. Герой свои переживания высказываете слова Пушкина : « Так вот где таилась погибель моя» и Сенеки «Да будет мне позволено молчать – какая есть сво-бода меньше этой».
    Конфликтом в произведение является столкновение разных взглядов. Получается внешний конфликт. Борьба между культурой, историй и хранением и памятью этого против власти, которая считает что она самая гениальная и лучшая. Герои сталкиваются с тоталитарной системой. И этой системе, государству противостоит только один человек, наш главный герой. Но в конфликте участвуют все герои произведения: те, кто сами захотели уничтожить человека, те кто показывают свою слабость и становятся предателями и те кто готовы противостоять.
    Темой произведения является как власть пытается проявить себя, что она главней и важней всего, что она сила и сломает любого. Власть везде одинаковая, везде могут быть большие разбирательства, а не только в Москве и к ним привлекут любого, даже того кто не виновен и не связан с процессом. Получатся темой является тоталитарная власть, которая хочет подсинить себе все.
    Идей произведения является противосияние этой власти. Что не смотря ни на что, ни на мучения, ни на пытки, надо отстаивать свои права и свою верность, делать нравственный выбор и не становится предателем. Всегда найдутся люди , которые слабее и сильнее, так вот кто-то из них сдастся, а кто-то сможет восстать и доказать свою правоту в и добиться справедливость. Главное оставаться человеком верным себе, чтобы тебе не было потом стыдно перед собой и близкими.
    Композиция произведения: экспозиция: знакомство с героями, их быт. Завязка: нахождение золота, его приносят в музей. Кульминация: пропажа золота и арест Зыбина НКВД, обвинение в краже. Развязка : допросы главного героя, он отвергает свою вину. Финал: смена власти и НКВД, освобождение Зыбина.
    Файл не выбран
    Ещё

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Роман Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» прочитан полностью. Произведение на тему политики, свободы. Существует множество мнений по поводу Сталина и государства. Кто-то уверяет, что Сталин строился замечательный коммунизм, всё было хорошо и становилось, а кто-то приравнивает его к Гитлеру, да и что хуже, Гитлер который пошёл против своего же народа. Действия в романе происходят в 37-м году. Главный герой Зыбин. пытавшийся жить тихо и незаметно:
      «Тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть — я хранитель древностей, и только!»
      Он становится виноватым в том, чего не делал. Его обвиняют в краже найденного золота.
      Его пытаются арестовать уже только за то, что он оказался в здании НКВД, где обычные люди получают статус "ненужной вещи". Зыбин становится противником государственного упора и отрицает любые обвинения.

      Идея: отстаивание своих прав и уверенность в силе правды служит примером для других. Майор следователь Яков Абрамович Нейман, поражён Зыбиным. Он становится причиной его перерождения, майор находит золото и способствует освобождению ложно обвинённого.

      Композиция. Экспозиция: нас знакомят с героями. с Археологами. Завязка: Археологи находят золото и приносят его в музей. Кульминация: Золото исчезает, Зыбина арестовывают и обвиняют. Развязка: Упорное противостояние Зыбина, отказ от вины. Финал: Смена власти, освобождение Зыбина.

      В произведения заложен конфликт между правдой и ложью, между диктатурой и свободой. Где побеждает и правда и свобода.

      У романа два эпиграфа. Один принадлежит Карлу Марксу:
      "Новая эра отличается от старой эры главным образом тем, что плеть начинает воображать, будто она гениальна."

      Другой Рэй Брэдбери:
      Когда спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, поэтому мы в конце концов непременно победим; когда-нибудь мы вспомним так много, что выроем самую глубокую могилу в мире."

      В принципе, в этом заложена вся основная идея произведения. Человечество, его память, победить "плеть" (государственную машину). Зыбин уже смог не сдаться. Противоборство человека и государственной машины, носит бытовой характер. Человек творчески всегда ориентировал на преодоление рамок, появляющихся от государственной машины. Человек устремлён жить на другой стороне от машины, с другим человеком, с культурой и историей. Государство важно глупое творчество, бессмысленное и слепое, его цель подрывать начинания и таланты. Противоборство равно жизни человечества. Вся система персонажей романа вовлечена в это конфликт. Мы видим тех, кто принимает участие в ликвидации человека по собственные воли. Воля в этом участии по трактовке автора живёт в идеологической слепоте, либо в желании властвовать, либо в желании выживать внутри системе.

      Удалить
  3. Домбровский повествует о Георгие Зыбине - мужчине средних лет, работающем в краеведческом музее историком. Зыбина не устраивает его жизнь и он считает, что если он станет ещё тише и невзрачнее - то жизнь наладится. Георгий решает стать ещё более обычным человеком, чем был до этого. Зыбин живет довольно неплохой и без того спокойной жизнью: у него есть работа, друг-собутыльник и возлюбленная. Но с момента, как он пожелал жить «тихо-тихо» как раз таки все и идёт под откос. У него начинаются постоянные ссоры с людьми на работе: то ссоры с безграмотными, то с людьми «сверху». Зыкина пишет статейки с газете, за которые его так же постоянно упрекают, видя в них упреки. Однажды он заступается за ложно обвинённого «немецкого шпиона». Начальство сверху говорит ему, чтобы тот сидел потише: «Не партизань, будь повежливее». После этого Зыбина обклеивают кошмары: ему снится (кто бы мог подумать) сам Сталин. Из разговоров с Иосифом он окончательно перестаёт верить в человечность и все хорошее в человеке, понимая, что прогресс - за насилием.
    Однажды и без того уже нервный зыбкие находит старые золотые бляшки, которые позже пропадают...
    Зыбина берет НКВД под арест. Как известно - без доказательств, без свидетелей. Но есть же старое доброе ультранасилие!
    Георгия все уговаривают принять вину, для упрощения срока. Но Зыбыин стоит на своём и все отрицает. Позже Георгий выйдет на свободу, с новыми друзьями, полностью довольный собой. Спокойная жизнь не удалась, а вот интересная - уж очень.

    Характеристика героя:
    Георгий Зыбин
    Достоинства: сильный и смелый человек, имеет характер, умеет постаять за себя, не боится защищать как других, так и себя от политического беспредела, даже в такое время...
    Недостатки: хочет абстрагироваться от всего ужасного, что есть в мире, не принимает его, быть «серой мышкой» и этими желаниями только притягивает к себе все самое страшное
    Цель: как уже упоминалось много раз - забиться в уголочек
    Тайна: сильный человек, за казалось бы слабенькой оболочкой.

    Конфликт:
    Человек против общества
    Зыбин является жертвой обстоятельств и заложником системы. Единственное, чего желает герой - жить в спокойствии. Но общество не даёт: «Ведь жизнь-то, она не твоя, а государства, а вот горе, оно уже точно твоё и больше ничьё.»

    Тема: Выбора: добра и зла, Человечности
    Несмотря на все трудности, Зыбин остаётся собой и остаётся человеком, окрепшим человеком.
    «Легкой жизни просим мы у бога, легкой смерти надо бы просить» .

    ОтветитьУдалить
  4. Домбровский повествует о Георгие Зыбине - мужчине средних лет, работающем в краеведческом музее историком. Зыбина не устраивает его жизнь и он считает, что если он станет ещё тише и невзрачнее - то жизнь наладится. Георгий решает стать ещё более обычным человеком, чем был до этого. Зыбин живет довольно неплохой и без того спокойной жизнью: у него есть работа, друг-собутыльник и возлюбленная. Но с момента, как он пожелал жить «тихо-тихо» как раз таки все и идёт под откос. У него начинаются постоянные ссоры с людьми на работе: то ссоры с безграмотными, то с людьми «сверху». Зыкина пишет статейки с газете, за которые его так же постоянно упрекают, видя в них упреки. Однажды он заступается за ложно обвинённого «немецкого шпиона». Начальство сверху говорит ему, чтобы тот сидел потише: «Не партизань, будь повежливее». После этого Зыбина обклеивают кошмары: ему снится (кто бы мог подумать) сам Сталин. Из разговоров с Иосифом он окончательно перестаёт верить в человечность и все хорошее в человеке, понимая, что прогресс - за насилием.
    Однажды и без того уже нервный зыбкие находит старые золотые бляшки, которые позже пропадают...
    Зыбина берет НКВД под арест. Как известно - без доказательств, без свидетелей. Но есть же старое доброе ультранасилие!
    Георгия все уговаривают принять вину, для упрощения срока. Но Зыбыин стоит на своём и все отрицает. Позже Георгий выйдет на свободу, с новыми друзьями, полностью довольный собой. Спокойная жизнь не удалась, а вот интересная - уж очень.

    Характеристика героя:
    Георгий Зыбин
    Достоинства: сильный и смелый человек, имеет характер, умеет постаять за себя, не боится защищать как других, так и себя от политического беспредела, даже в такое время...
    Недостатки: хочет абстрагироваться от всего ужасного, что есть в мире, не принимает его, быть «серой мышкой» и этими желаниями только притягивает к себе все самое страшное
    Цель: как уже упоминалось много раз - забиться в уголочек
    Тайна: сильный человек, за казалось бы слабенькой оболочкой.

    Конфликт:
    Человек против общества
    Зыбин является жертвой обстоятельств и заложником системы. Единственное, чего желает герой - жить в спокойствии. Но общество не даёт: «Ведь жизнь-то, она не твоя, а государства, а вот горе, оно уже точно твоё и больше ничьё.»

    Тема: Выбора: добра и зла, Человечности
    Несмотря на все трудности, Зыбин остаётся собой и остаётся человеком, окрепшим человеком.
    «Легкой жизни просим мы у бога, легкой смерти надо бы просить» .

    ОтветитьУдалить
  5. Произведение прочитано полностью.
    Юрий Домбровский написал роман "Факультет ненужных вещей" в 1978 году. Роман повествует о жизни интеллегента (сотруднике алма-атинского историко-краеведческого музея Георгие Николаевиче Зыбине) во времена сталинских репрессий. Он начальник экспедиции археологический раскопок в Центральном музее Казахстана. Со своей архалогической группой он находит женские золотые украшения, которые стоят огромных денег. Но практически сразу же украшения пропадают и подозрения падают на руководителя экспедиции. События романа очень масштабны и повествуют о Большом терроре в городе Алма-Ата: "В лето от рождения вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год".
    Выбирая название для своего романа Домбровский подразумевал юриспруденцию того времени. Зыбин попадает под суд уже обвиненным. Он не принимает обвинений, но его всеми силами пытаются заставить это сделать. Суд опирался на конституцию. Фактически получилось, что бесчеловечный произвол(пытки, допросы) прикрывается законом и справедливостью.("прикарманивать при обысках деньги, материться, драться, шантажировать, морить бессонницей, карцерами, голодом, вымогать, клясться честью или партбилетом, подделывать подписи, документы, протоколы, ржать, когда упоминали о Конституции").
    В произведении главный конфликт - политический. Автор сталкивает две стороны: приверженцев социализма (следователи Нейман, Долидзе, Хрипушин) и приверженцев гуманизма, борющихся за свободу во взглядах и решениях (Зыбин). Автор симпатизирует Зыбину, который готов умереть, нежели принять лжеобвинения в свой адрес. Домбровский показывает, как жалок социализм и его приверженцы: Тамара Долидзе после окончания ГИТИСа мечтает бороться с несправедливостью, с врагами власти, а по факту видит лишь замученных и ни в чем невинных людей("Произошло что-то такое, что у неё было только однажды, когда она заболела малярией. Всё словно вздрогнуло и расплылось. Словно кто-то играл ею — играл и смотрел с высоты, как это получается. Она чувствовала неправдоподобие всего, что происходит, как будто участвовала в каком-то большом розыгрыше. Всё казалось тонким, неверным, всё дрожало и пульсировало, как какая-то радужная плёнка, тюлевая занавеска или последний тревожный сон перед пробуждением"; Нейман понимает, что Зыбин не виноват, но ему важнее лишь его карьера.
    Композиция произведения:
    Экспозиция: рассказывается о Георгие Николаевиче Зыбине и его археологической группе, которая занимается раскопками.
    Развитие действия: археологическая группа находит старинные золотые женские украшения.
    Кульминация: Зыбина арестовывают, пытают, угрожают, предъявляют ложные обвинения в краже золота. Его шантажируют близкими людьми (его заместитель Владимир Корнилов; его возлюбленная Полина; подсобный рабочий Родионов)
    Спад действия: золото находится в отделении НКВД. Там, где никто не ожидал его найти.
    Финал:Зыбина, замученного, отпускают. В НКВД возникает конфликт.

    ОтветитьУдалить
  6. Дудкина Татьяна
    Роман Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» прочитан полностью.
    Произведение рассказывает об существования интеллигента -сотруднике алма-атинского историко-краеведческого музея Георгие Николаевиче Зыбине в период сталинских репрессий. Некто руководитель экспедиции древний раскопок в Основном музее Казахстана. С собственной археологической командой некто обретает дамские янтарные декорации, какие обходятся больших наличных средств. Однако почти мгновенно ведь декорации исчезают также сомнения опускаются в управляющего экспедиции. Действия романа весьма масштабны также рассказывают об Крупном терроре в городке Алма-Ата: "В лето от рождения вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год". Роман четко указывает на фамилию Достоевского  “Достоевский — вот это да? Этот понимал!.. Мысль — преступна. Вот что он знал?..”
    Характеристика главного героя:
    Георгий Зыбин:
    Его достоинства: мощный также отважный индивид, обладает сильной направленностью и стальным характером.Может постаять ради себя, никак не опасается охранять точно иных, таким образом также себе с общественно-политического беспредела, в том числе и во подобное период...
    Его недостатки: желает отвлечься в целом жуткого, то что имеется внутри общества, никак не воспринимает его, оставаться «серой мышкой» также данными вожделениями только лишь привлекает для себя все без исключения наиболее ужасное
    Композиция:
    • Экспозиция:
    повествуется об Георгие Николаевиче Зыбине также его раскопной команде, что увлекается раскопками.
    • Развитие действия:
    археологическая категория обретает древние янтарные дамские декорации.
    • Кульминация:
    Зыбина арестовывают, пытают, грозят, предъявляют фальшивые предъявление обвинения во краже золота.
    • Спад действия:
    благородный металл располагается во филиале НКВД. Далее, в каком месте ни один человек никак не ждал его отыскать
    • Финал:
    Зыбина, изведенного, выдают. Во НКВД появляется разногласие.
    Тема:
    Добро или зло, а может человечность? Человек сам решает в какую сторону ему идти.
    Идея:
    цель преданности эталонам также ценностям,
    Конфликт:
    Индивид вопреки сообщества
    Зыбин считается жертвой факторов также заложником концепции. Только Одно, чего же хочет персонаж - существовать в полном покое. Однако социум никак не предоставляет:«Ведь жизнь-то, она не твоя, а государства, а вот горе, оно уже точно твоё и больше ничьё.»

    ОтветитьУдалить
  7. Данное произведение раскрывает, что происходит с идеей, когда она становится действительностью, описывается жизнь людей в эпоху безвременья и страха, показывает судьбу человека, прошедшего все круги сталинского ада.

    Археолог Зыбин проживает, его окружают разные люди, занимается своим делом. Жизнь идет своим чередом. Выявляется потеря золота. Зыбина обвиняют во вредительстве, по преступной халатности он якобы упустил золото. Но герой в этом не виноват. Из него пытаются выбить признания, объявить его политическим преступником. Нейман, сотрудник органов, находит золото. Зыбин освобождается.

    Вроде бы сюжет романа прост, но для автора не это главное, а важно раскрыть мировосприятие героев – почему люди поступают именно так, о чем они думают, как они воспринимают страну, в которой они живут, и как влияет отпечаток идеи этого государства на их мироощущение.

    Ю.Домбровский прямо указывает на связь с Достоевским. «Достоевский – вот это да? Этот понимал! Мысль - преступна. Вот что он знал?» Так Нейман ходит по проспекту изумительно прямому и правильному, а людей в советской стране пытаются сделать одинаковыми и делали « в такт»:

    - Ну вот стена – бейтесь об нее горловой, что выйдет?

    - У одного вышло, - усмехнулся Зыбин.

    - Что?

    -Сдох!»

    В романе борются два мира - «живые» и «мертвые» души, «бытие» и «небытие». «Небытие - это и бездушная канцелярия, и мрак тюрьмы, и мертвые – те, кто обитают в «сером»» доме, зависит от него. А «бытие» - это горная река, южное море под палящим солнцем и люди, которые сохраняют чувство собственного достоинства, не соглашающиеся на сотрудничество с органами. Но человек может переступить грань между «бытием» и «небытием», как это произошло с Корниловым. Предательство Корнилова началось с благого намерения спасти отца Андрея. Он писал «По вашему поручению…» и «Считаю своим долгом довести до вашего сведения…», стал сексотом, получив кличку»Овод».Героический псевдоним он заработал предательством. Физически был жив, но духовно мертв, так как был не свободен.

    Зыбин не стал предателем. Он противостоял угрозам, побоям, страху мысль о свободном духе . Любовь и все что с ней связано - море, сломанная нога, краб и даже кладбище, помогают герою хотя бы во сне унестись из мрачной атмосферы тюрьмы.

    «Факультет ненужных вещей» написана в эпоху фарса, когда самые необходимые человеческие ценности – добро, жалость, совесть, любовь, культура, традиции,

    свобода, право - стали «ненужными вещами». Только немногие пытались сохранить их в душе, становясь «хранителями древностей».

    «Ненужной вещью» стала и человеческая память, ее как и фантазию не удалось уничтожить. Автор часто в своем произведении возвращается в собственное прошлое, также и культурным истокам. А память ведь опасна. Она «способна вырыть самую глубокую могилу в мире» (Р.Бредбери).

    «Факультет ненужных вещей»- это ужасная действительность 1937 года, страшное время нашей страны. Конечно, нет будущего у народа, который хоть однажды позволит сотворить с собой такое, отказаться от совести, жалости, любви, народных традиций.

    ОтветитьУдалить
  8. Произведение прочитано полностью.

    Главный герой- Георгий Зыбин - мужчина средних лет, работает в краеведческом музее историком. Зыбина не устраивает его жизнь и он считает, что если он станет ещё тише и невзрачнее - то жизнь наладится. Поэтому он решает стать ещё более обычным человеком, чем был до этого. Зыбин живет довольно неплохой и без того спокойной жизнью: у него есть работа, друг-собутыльник и возлюбленная. Но всё идёт под откос с момента, как он пожелал жить «тихо-тихо». У него начинаются постоянные ссоры с людьми на работе: то ссоры с безграмотными, то с людьми «сверху». Он пишет статейки в газете, за которые его так же постоянно упрекают. Однажды он заступается за ложно обвинённого «немецкого шпиона». Начальство сверху говорит ему, чтобы тот сидел потише: «Не партизань, будь повежливее». После этого Зыбина обклеивают кошмары: ему снится Сталин. Из-за этого он перестаёт верить в человечность, понимая, что прогресс - за насилием.

    Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей» — произведение о том, “что происходит с идеей, когда она становится действительностью”, что делает с людьми эпоха безвременья и страха. Автор в книге описал то, что знал лучше всех, — свою жизнь, судьбу человека, прошедшего все круги сталинского ада.

    Конфликтом в произведении является столкновение разных взглядов- внешний конфликт. Борьба между культурой, историй и хранением и памятью этого против власти. Герои сталкиваются с тоталитарной системой. И этой системе, государству противостоит только один человек,- главный герой. Но в конфликте участвуют все герои произведения: те, кто сами захотели уничтожить человека, те кто показывают свою слабость и становятся предателями и те кто готовы противостоять.
    Тема произведения- проявление силы власти тоталитарным способом. Власть жаждет подчинить себе всё и всех, способна наказать невиновного.
    Идея произведения заключена в следующем: ты можешь добиться справедливости, противостоять власти, и отстоять свои права, оставшись верным себе. Несмотря на мучения и пытки сделать нравственный выбор.
    Композиция произведения:
    Экспозиция- рассказывается о Георгие Николаевиче Зыбине и его археологической группе, которая занимается раскопками.
    Развитие действия- археологическая группа находит старинные золотые женские украшения.
    Кульминация- Зыбина арестовывает НКВД, пытают, угрожают, предъявляют ложные обвинения в краже золота. Его шантажируют близкими людьми (его заместитель Владимир Корнилов; его возлюбленная Полина; подсобный рабочий Родионов)
    Спад действия- золото находится в отделении НКВД. Там, где никто не ожидал его найти.
    Финал- Зыбина, замученного, отпускают. В НКВД возникает конфликт.

    В романе борются два мира: “живые” и “мёртвые” души, “бытие” и “небытие”, что связывает «Факультет ненужных вещей» и «Мастера и Маргариту» М.Булгакова. “Небытие — это и бездушная канцелярия, и мрак тюрьмы, и “мёртвые” — те, кто обитает в “сером” доме, зависит от него.

    Для автора, кажется, главное — не сюжет, а мировосприятие героев: почему поступают так или иначе, как и о чём думают; они живут в стране, которая накладывает определяющий отпечаток на мироощущение, – понимают ли они это?

    ОтветитьУдалить
  9. Произведение Ю. О. Домбровского прочитано полностью.
    Роман "Факультет ненужных вещей" написан с 10 декабря 1964 года — по 5 марта 1975 года. Почти все события романа, не считая флешбэков и авторских экскурсов в древнюю историю, происходят в Алма-Ате в середине 1937 года, в разгар Большого террора, «в лето от рождения вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год».
    Историк Георгий Николаевич Зыбин — «хранитель древностей», главный экспедиции Центрального музея Казахстана. При раскопках он и его сотрудники отыскивают курган с дамскими трупами и украшениями из золота. Золото почти что разом исчезает: подозрение опускается на рабочих, а ответственность обязан нести директор музея и Зыбин.
    Сотрудники НКВД берут Зыбина в арест: они намереваются сфабриковать масштабный примерный процесс, похожий на тот, который совершаются в данное время в Москве, и втягивают в него будто своих Зыбину близких людей (его зама, археолога Владимира Корнилова; его любимую Полину; вспомогательного пролетария Родионова), так и приблизительно людей, напрямую с ним не связанных (имевшийся поп Андрей Куторга). Однако золото внезапно находится, а в алма-атинском филиале НКВД появляется серьезный внутренний конфликт. Задуманный примерный процесс свинчивается, а измученного, однако преодолевшего от мала до велика проверки Зыбина выпускают на свободу.
    Конфликт: личность идет наперекор обществу. Зыбин просто хочет жить в мире и спокойствии, а свобода, право стали "ненужными вещами" в обществе.
    Композиция:
    Экспозиция: Георгий Николаевич Зыбин. Характеристика героя и его команды, которая увлекается раскопочками.
    Развитие действия: нашли дамские украшения при раскопках, какое счастье.
    Кульминация: Арест бедного Зыбина, его пытки за «кражу золота».
    Спад действия: Вуоля, золото-то нашли.
    Финальчик: Бедного Зыбина отпускают. Но в НКВД разрастается разногласие.
    Цитаточки:
    «Да, да, – вздохнул Зыбин, – совершенно правильно! Слышал, слышал! Факультет ненужных вещей. Право – это факультет ненужных вещей. В мире существует только социалистическая целесообразность! Это мне моя следовательница внушала.»
    «Послушайте, раз так, то я вам дам действительно ценный совет: твердо помните три тюремных правила – ничего не бойся, ничему не верь, ничего не проси! Если вы будете им следовать, то все образуется.»
    «самое-то главное – не смей никому говорить, что не знаешь, за что тебя забросили сюда. Должен знать! Обязан! И переживать свою вину тоже обязан! А главное – каяться должен! И вздыхать! Иначе же ты нераскаянный. Ничего не понял. А знаете, как теперь допрашивают? Первый вопрос: «Ну, рассказывайте». – «Что рассказывать?» – «Как что рассказывать? За что мы вас арестовали, рассказывайте». – «Так я жду, чтобы вы мне это рассказали». – «Что? Я тебе буду рассказывать? Да ты что? Вправду ополоумел! Ах ты вражина! Ах проститутка! А ну-ка встань! Как стоишь? Как стоишь, проститутка?» – там это слово особенно любят. «Ты что, проститутка, стоишь, кулаки сучишь? В карцер просишься? У нас это скоро! А ну рассказывай!» – «Да что, что рассказывать?» – «Что? Мать твою! Про свою гнусную антисоветскую деятельность рассказывай! Как ты свою родную советскую власть продавал, вот про что рассказывай!» И матом! И кулаком! И раз по столу! И раз по скуле! Вот и весь разговор.»

    ОтветитьУдалить
  10. 235/235 страниц.

    1. Главный герой – Георгий Зыбин. Археолог. «Хранитель древностей». Жизнелюбивый, искренний. Смелый, полон стремления идти наперекор властям. Честный. Любовь и счастье в окружающих мелочах: флирт с сотрудницами, прогулки с друзьями, пикники. Ни допросы, ни ссылка не сломили его. Интересуется юриспруденцией. За истину. При виде несправедливости, мнимой шумихи не может успокоиться. Конфликтный человек: ссоры на работе, претензионные статьи. Способен к состраданию. Развита интуиция. Теряет веру в понятие «человек». Окружающее вокруг вызывает непонимание: «А что такое честность? Большая советская энциклопедия до этой буквы еще не дошла...» Цель: изменить жизнь, стать тише, удобнее, обычнее: «тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть — я хранитель древностей, и только!» Тайна: страшные сны, главная роль которых отведена Сталину.
    2. Простая линейная композиция. Экспозиция – описание жизни Зыбина, завязка – появление ученого и начало раскопок, первая часть развития действия – конфликты Зыбина на работе и в газете, сны со Сталиным, первые аресты, точка невозврата – потеря клада, вторая часть развития действия – НКВД, допросы, заключение, кульминация – обнаружение золота, внутренний конфликт в НКВД, развязка – освобождение Георгия.
    3. Тема: ученый – археолог Георгий Зыбин работает тихо и по правилам. За окном – Сталинские репрессии. Главный герой чувствует надвигающуюся бурю и решает еще больше уйти в тень, не привлекая к себе лишнего внимания. Конечно, этого сделать у него не получается. Найденное на раскопках золото пропадает из музея. Главный подозреваемый – Георгий Зыбин. Работники украли, отвечает начальник. Вот только археолог не из тех, кто будет терпеть несправедливость. Он не крал, а значит – идти до конца. Георгий Зыбин попадает на допрос уже заведомо виноватым (в краже золота и, значит, во вредительстве), ему нужно только вслух признать свою вину. Но он сразу отказывается это сделать, из-за чего попадает в почти бесконечный цикл пыток, унижений и допросов. Сталинское время – сущий ад. Своей жизни больше не существует: «Ведь жизнь-то, она не твоя, а государева, а вот горе, оно уж точно твое и больше ничье. Никому ты его не спихнешь, потому что тебе-то смерть, а всем-то смех!» Смех и позже. НКВД пыталось сломать Георгия, а итоге – случилась поломка внутри их системы.
    4. Внешний конфликт герой – среда. Гуманизм и социалистическая упрощенность. Зыбин и следователи. Нейман знает, что Зыбин не виновен, но его обвинение залог успешного повышения. А главный герой прост: он за справедливость и человечность. Лучше умрет, чем признается. Жизнь и смерть. Идея с идеей: свободное творчество и страх сталинских репрессий.
    5. Идея: репрессивная свобода.

    ОтветитьУдалить
  11. КЛЕЙМЕНОВ МАКСИМ
    Произведение прочитано полностью.

    "Факультет ненужных вещей" –произведение о том, “что происходит с идеей, когда она становится действительностью”.
    Георгий Николаевич Зыбин является главным героем данного романа Юрия Осиповича Домбровского. Зыбин – тридцатилетний историк, сотрудник краеведческого музея в Алма-Ате, археолог, "хранитель древностей".

    Характеристика главного героя:
    Достоинства:
    Очень "живой" человек, имеет собственное мнение, довольно смелый и искренний, борется за справедливость, способен идти против политического беспредела.
    Недостатки:
    Не принимает всех ужасных вещей, которые происходят вокруг него, делает вид, что не замечает их. Является  довольно конфликтной личностью.
    Цель:
    Цель главного героя полностью раскрывается в данной цитате: "Тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть — я хранитель древностей, и только!"
    Тайна:
    Очень пугающие сны, в которых главную роль играет Иосиф Сталин.

    Композиция:
    Простая линейная.
    Экспозиция:
    Знакомство читателя с Георгием Зыбиным, с его окружением (команда по раскопкам).
    Завязка:
    Из Москвы в музей приезжает молодой ученый – Корнилов, раскопки.
    Первая часть развития действия:
    Конфликтные ситуации с Зубиным, ночные полубредовые сны со Сталином ("А вдруг вы правы, мир уцелеет и процветёт. Тогда, значит, разум, совесть, добро, гуманность — все, что выковывалось тысячелетиями и считалось целью существования человечества, ровно ничего не стоит. Чтобы спасти мир, нужно железо и огнемёты, каменные подвалы и в них люди с браунингами... А я, и подобные мне, должны будем припасть к вашим сапогам, как к иконе...").
    Точка невозврата:
    Незнакомые рабочие приносят в музей  часть найденного ими клада. Убедившись, что найденное ими действительно археологическое золото, рабочие бесследно исчезают. Клад для музея потерян.
    Вторая часть развития действия:
    Арест Зыбина. Ему предъявлено обвинение в антисоветской пропаганде, хищении ценностей и попытке бежать за границу. Основные события в НКВД.
    Кульминация:
    Зыбину в присутствии полковника и прокурора показывают найденное золото и объявляют, что дело его закрыто. Григорий Николаевич свободен.
    Развязка:
    Зыбин, Нейман и Корнилов собираются выпить в парке. Их рисует художник.

    Конфликт:
    Внешний конфликт ( Герой – среда ). Григорий Зыбин против следователей (энкэвэдэшинков). Нейман прекрасно понимает, что Зыбин не виноват, но иначе он не получит повышение в НКВД. Григорий Николаевич же, в отличие от Неймана, идет по пути справедливости и честности.

    Тема:
    Главный герой — археолог, попадающий в сталинский застенок по обвинению в преступной халатности: пропало золото из раскопок. Из него выбивают признание, однако маховик террора ещё не раскрутился, ему удаётся уцелеть физически и духовно. 

    Идея:
    Правда – не ровня власти.

    ОтветитьУдалить
  12. Произведение прочитано полностью (129 страниц из 129 электронной книги). Автор Ю. Домбровский, который написал произведение «Факультет бесполезных вещей» Хотел донести читателю, что это какая-то занятость над тем, «что случается с мыслью, когда она делается реальностью», именно, собственно что эпоха безвременья и страха готовит людей. Сам писатель в книге описал то, именно собственно что он знал чем какого-нибудь иного: личную ситуацию жизни повествование о человеке, который переступил сквозь все препятствия посланные самим Сталиным. В произведении борются 2 мира это души живых людей и уже усопших, имеющие место быть и потерянные.
    Ключевым героем произведения считается Жора Николаевич Зыбин. Зыбин. «Добряк, бессребреник, книгочей, мечтатель, для которого каждая музейная, археологическая «пылинка» способна ... населить вселенная видами давным-давно ушед-ших людей, вынудить протянуть их судьбы». Он работник алма-атинского историко-краеведческого музея, владеет автобиографическими сертами создателя и по причине неверных обвинений он как оказалось в НКВД. Он желал, убеждал себя существовать «правильно»: «тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не зацепить — я хранитель древностей, и только!». Работники НКВД пробуют присвоить основному герою похищение золота из музея и например же комплот, дабы осуществить большущий процесс. Жора Зыбин в неволе понимает значение свободы наружный, но еще более внутренней. В следствие этого не глядя ни на собственно что он пробует её сберечь застенках, отрешается признаться в не собственной вине, а присвоенной ему. Ключевой герой в том числе и начинает глумиться над следователями, он коварный и имеет возможность обнести всех пальцем. Жора мудрый и коварный, у него выходит отводит вину, не изменять друзей и в конечном результате, впоследствии замены правительства и НКВД его выпускают. Его стойкость, уверенность и честность так поражают кое-каких сотрудников, собственно что в последствии они сами могут помочь ему, дабы его освободили когда проверили, собственно что это не все был не он. Герой собственные треволнения высказываете текста Пушкина : « Например вот где скрывалась смерть моя» и Сенеки «Да станет мне позволено не произносить ни звука – какая есть сво-бода меньше этой».
    Инцидентом в произведение считается конфликт различных взоров. Выходит наружный инцидент. Борение меж культурой, ситуаций и сбережением и памятью сего напротив власти, которая считает собственно что она исключительно феноменальная и наилучшая. Герои сталкиваются с тоталитарной системой.

    И данной системе, государству противоборствует лишь только раз человек, наш ключевой герой. Но в инциденте принимают участие все герои произведения: те, кто сами захотели истребить человека, те кто демонстрируют собственную бессилие и делаются предателями и те кто готовы противостоять.
    Темой произведения считаетсяявляется как администрация пробует выразить себя, собственно что она главней и важней всего, собственно что она мощь и сломает всякого. Администрация всюду одна и та же, всюду имеют все шансы быть гигантские разбирательства, а не лишь только в Столице и к ним заинтересуют всякого, в том числе и такого кто не виновен и не связан с ходом. Выйдут темой считается тоталитарная администрация, которая желает подсинить для себя все.
    Мыслях произведения считается противосияние данной власти. Собственно что не глядя ни на что, ни на мучения, ни на пытки, надобно защищать собственные права и собственную преданность, создавать высоконравственный выбор и не делается предателем. Всякий раз отыщутся люд , которые слабее и посильнее, например вот некто из их сдастся, а некто может восстать и обосновать собственную правоту в и достичь верность. Ключевое оставаться человеком правильным для себя, дабы для тебя не было затем неудобно перед собой и близкими.
    Композиция произведения: экспозиция: знакомство с героями, их быт. Завязка: нахождение золота, его навевают в музей. Кульминация: пропажа золота и арест Зыбина НКВД, обвинение в краже. Развязка : допросы головного героя, он отторгает собственную вину. Конец: смена власти и

    ОтветитьУдалить
  13. Произведение прочитано полностью.
    • Домбровский повествует о Георгие Зыбине - мужчине средних лет, работающем в краеведческом музее историком. Зыбина не устраивает его жизнь и он считает, что если он станет ещё тише и невзрачнее - то жизнь наладится. Георгий решает стать ещё более обычным человеком, чем был до этого. Зыбин живет довольно неплохой и без того спокойной жизнью: у него есть работа, друг-собутыльник и возлюбленная. Но с момента, как он пожелал жить «тихо-тихо» как раз таки все и идёт под откос. У него начинаются постоянные ссоры с людьми на работе: то ссоры с безграмотными, то с людьми «сверху». Зыкина пишет статейки с газете, за которые его так же постоянно упрекают, видя в них упреки. Однажды он заступается за ложно обвинённого «немецкого шпиона». Начальство сверху говорит ему, чтобы тот сидел потише: «Не партизань, будь повежливее». После этого Зыбина обклеивают кошмары: ему снится (кто бы мог подумать) сам Сталин. Из разговоров с Иосифом он окончательно перестаёт верить в человечность и все хорошее в человеке, понимая, что прогресс - за насилием.
    Однажды и без того уже нервный зыбкие находит старые золотые бляшки, которые позже пропадают...
    Зыбина берет НКВД под арест. Как известно - без доказательств, без свидетелей. Но есть же старое доброе ультранасилие!
    Георгия все уговаривают принять вину, для упрощения срока. Но Зыбыин стоит на своём и все отрицает. Позже Георгий выйдет на свободу, с новыми друзьями, полностью довольный собой. Спокойная жизнь не удалась, а вот интересная - уж очень. Композиция:
    Экспозиция:
    повествуется об Георгие Николаевиче Зыбине также его раскопной команде, что увлекается раскопками.
    • Развитие действия:
    археологическая категория обретает древние янтарные дамские декорации.
    • Кульминация:
    Зыбина арестовывают, пытают, грозят, предъявляют фальшивые предъявление обвинения во краже золота.
    • Спад действия:
    благородный металл располагается во филиале НКВД. Далее, в каком месте ни один человек никак не ждал его отыскать
    • Финал:
    Зыбина, изведенного, выдают. Во НКВД появляется разногласие.
    Тема:
    Добро или зло, а может человечность? Человек сам решает в какую сторону ему идти.
    Идея:
    цель преданности эталонам также ценностям,
    Конфликт:
    Индивид вопреки сообщества
    Зыбин считается жертвой факторов также заложником концепции. Только Одно, чего же хочет персонаж - существовать в полном покое. Однако социум никак не предоставляет:«Ведь жизнь-то, она не твоя, а государства, а вот горе, оно уже точно твоё и больше ничьё.»
    Характеристика героя:
    Георгий Зыбин
    Достоинства: сильный и смелый человек, имеет характер, умеет постаять за себя, не боится защищать как других, так и себя от политического беспредела, даже в такое время...
    Недостатки: хочет абстрагироваться от всего ужасного, что есть в мире, не принимает его, быть «серой мышкой» и этими желаниями только притягивает к себе все самое страшное
    Цель: как уже упоминалось много раз - забиться в уголочек
    Тайна: сильный человек, за казалось бы слабенькой оболочкой.

    ОтветитьУдалить
  14. Главный герой романа: Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» — сотрудник алма-атинского историко-краеведческого музея Георгий Николаевич Зыбин, обладающий рядом автобиографических черт. Следователи стремятся навесить на него обвинение в хищении пропавшего из музея золота, а потом уже пытаются сделать его участником мнимого заговора, чтобы организовать большой алма-атинский процесс, наподобие громких московских политических процессов.
    Проблематика произведения: Во всей нашей печальной истории нет ничего более страшного, чем лишить человека его естественного убежища — закона и права... Падут они и нас унесут с собою. Мы сами себя слопаем. Нет в мире более чреватого будущими катастрофами преступленья, чем распространить на право теорию морально-политической и социальной относительности. Оно — вещь изначальная. Оно входит во все составы нашей личной и государственной жизни. Пало право, и настал 1937 г. Он и не мог не настать... Если уничтожать не за что-то, а во имя чего-то — то и остановиться нельзя... Убивая, убивай и убивай! И остановиться невозможно. Просто не на ком. Каждый труп врага — начало твоей смерти».
    Конфликт: хорошо отлаженной машине государственного террора противостоит один Зыбин. Он в неволе еще лучше сознает ценность свободы, не только внешней, гражданской, но и внутренней, духовной, и сохраняет ее, несмотря на все муки, отказываясь признать свою несуществующую вину. Герой Домбровского даже находит силы издеваться над следователями. Зыбина пытаются склонить к признанию и посулами и угрозами, «злые» следователи сменяются «добрыми», и наоборот. Однако подследственный умело водит всех их за нос, иногда «признается» в малом, чтобы отвести от себя политические обвинения и иметь возможность потом отказаться от «признания» в народном суде, а не попасть под бессудный приговор Особого совещания.
    Идея: ненужными вещами в произведении становятся честь, совесть, достоинство. Герой книги Георгий Николаевич Зыбин отстаивает истину хранителя древностей, хранителя человеческой памяти.

    ОтветитьУдалить
  15. Произведение Юрия Осиповича Домбровского “Факультет ненужных вещей” прочитано в полном объеме. Это роман о свободе и политике, в котором повествуется жизнь, во времена сталинских репрессий, сотрудника алма-атинского историко-краеведческого музея Георгие Николаевиче Зыбине. Действие происходит в 1937 году, , “в лето от рождения вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от Рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год”, в разгар Большого Террора.
    Главным героем произведения является историк Георгий Николаевич Зыбин. Он - “хранитель древностей”, главный в экспедиции Центрального музея Казахстана - музея в котором он работает. В произведении же дается следующее описание главного героя: “Добряк, бессребреник, книгочей, мечтатель, для которого любая музейная, археологическая «пылинка» способна ... населить мир образами давно ушедших людей, заставить пережить их судьбы”. С ним случается удивительная история - при раскопках сотрудники музея отыскивают курган с дамскими трупами и украшениями из золота. И вдруг, всё золото почти что разом исчезает: подозрение опускается на рабочих, но ответственность и наказание за это обязан нести директор музея и Зыбин.
    Главный герой же - Георгий Зыбин осознаёт ценность внешней и внутренней свободы именно в неволе. Именно поэтому не смотря ни на что он пытается её сохранить застенках, отказывается сознаться в не своей вине, а присвоенной ему. Он начинает некую “игру”, “издёвку” над следователями, поскольку хитрый и может обвести всех пальцем. Благодаря его личным качествам у него получается отвести вину, при этом не предать товарищей. Именно из-за этого- из-за стойкости и уверенности главного героя, после смены правительства и НКВД его отпустили. Это удивило и некоторых работников, которые потом и сами помогали ему доказать свою невиновность.
    Композиция произведения простая:
    Экспозиция - знакомство с археологами, героями.
    Завязка - археологи находят золото и приносят его в музей.
    Кульминация - золото пропадает, а главного героя Зыбина арестовывают и обвиняют в том, что он не совершал.
    Развязка - настойчивое противостояние Зыбина и отказ от вины.
    Финал - смена власти и НКВД, а также справедливое освобождение Зыбина.
    Конфликт произведения: человек против общества. Власть пытается давить на главного героя, желая выбить из него ответственность за то, что он не делал, но главный героя справляется с давлением и отстаивает свои позиции до конца. Именно это доказывает эпиграф, в котором отражены слова Карла Маркса: "Новая эра отличается от старой эры главным образом тем, что плеть начинает воображать, будто она гениальна."
    Тема произведения: добро и зло, но не в банальном бытовом проявлении, а в проявлении и связи с властью.
    Идея: человечность вознаграждается.

    ОтветитьУдалить
  16. Произведение прочитано полностью
    Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей» — произведение о том, “что происходит с идеей, когда она становится действительностью”, что делает с людьми эпоха безвременья и страха. Автор в книге описал то, что знал лучше всех, — свою жизнь, судьбу человека, прошедшего все круги сталинского ада.
    В романе борются два мира: “живые” и “мёртвые” души, “бытие” и “небытие”, что связывает «Факультет ненужных вещей» и «Мастера и Маргариту» М.Булгакова. “Небытие — это и бездушная канцелярия, и мрак тюрьмы, и “мёртвые” — те, кто обитает в “сером” доме, зависит от него.
    Предательство Корнилова началось с благого намерения спасти отца Андрея. Потом он уже писал: “По вашему поручению...” и “Считаю своим долгом довести до вашего сведения...” – стал сексотом, получив псевдоним. “Овод. Видишь, какой псевдоним мы тебе выбрали. Героический! Народный!.. Такое имя заслужить надо!” Он его и заслужил — предательством. “Он умер и сейчас же открыл глаза. Но был он уже мертвец и глядел как мертвец” (Гоголь): он отрёкся от чести, совести и любви. Физически он жив, но духовно мёртв, ибо несвободен.
    Зыбин не стал предателем. Он противопоставил угрозам, побоям, страху мысль — и, выиграв, осознал, что в этой смертельной схватке победит свободный духом, как Каландарашвили, который отправил письмо Сталину. Он не благодарил вождя за счастливое детство внуков, не жаловался, не выпрашивал, а просил Сталина вернуть долг. Он писал своё послание в зоне. Вопреки его уверенности, последовала за такой дерзостью не казнь, а свобода.
    “Спасительное презрение” Георгия было ненадолго подорвано появлением женщины-следователя, которая пытается его погубить. Но Зыбина спасает образ Лины. Воспоминания о любви, обо всём, что было с ней связано: о море, о сломанной ноге, о крабе, о кладбище и скульптуре, — помогают герою хотя бы в снах унестись из мрачной атмосферы тюрьмы. Интересно, что Маргарита, желая воссоединиться с Мастером, приходит к Сатане, а Лина, стремясь облегчить участь Зыбина, появляется в “сером” доме. Каждая из них прибегает к помощи самого страшного, только Сатана оказывается более гуманным, чем сотрудники НКВД.
    В романе глубоко поставлена проблема добра и зла.
    Повествование ведется от 3 лица. Прежде всего, это спор о добре и зле.
    Герой книги Георгий Николаевич Зыбин отстаивает истину хранителя древностей, хранителя человеческой памяти. Он живет с открытым сердцем. Мечтает написать диссертацию об истоках христианства в античной психологии. Зыбин, юрист по образованию, историк, археолог по профессии, философ по складу ума, предстает в романе Домбровского как истинный интеллигент, хранитель высоких нравственных ценностей. Подлинную культуру, живую мысль, нравственное сознание нельзя победить насилием -- такова главная идея романа.
    Композиция:
    Экспозиция: Георгий Николаевич Зыбин. Характеристика героя и его команды, которая увлекается раскопками.
    Развитие действия: нашли дамские украшения при раскопках, какое счастье.
    Кульминация: Арест бедного Зыбина, его пытки за «кражу золота».
    Спад действия: Золото находят в отделении НКВД.
    Финал: Бедного Зыбина отпускают. Но в НКВД разрастается разногласие.
    Конфликт: Индивид вопреки сообщества
    Зыбин считается жертвой факторов также заложником концепции. Только Одно, чего же хочет персонаж - существовать в полном покое. Однако социум никак не предоставляет: «Ведь жизнь-то, она не твоя, а государства, а вот горе, оно уже точно твоё и больше ничьё.»

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Правила ведения читательского дневника