Правила ведения читательского дневника
Здравствуйте, уважаемые студенты! Перед тем, как приступить к ведению читательского дневника, необходимо ознакомиться со следующими требованиями: 1. В меню блога Вы находите список, выбираете одно из произведений и переходите к его описанию. Заполнять читательский дневник нужно в виде комментариев под описанием данного произведения. 2. Каждый комментарий должен иметь следующую форму: Сколько страниц прочитано из общего количества (например, 25 страниц из 325) Анализ прочитанных эпизодов и сцен (характеристика главного героя, композиция, тема, конфликт, идея) Не менее 3 цитат из текста. 3. Объём комментария должен быть не менее 2700, но не более 4090 печатных знаков вместе с пробелами . 4. Комментарии не должны пересказывать сюжет произведения и повторяться слово в слово как у других авторов (нужно перефразировать). 5. Нельзя вступать в полемику и дискуссию, то есть запрещается комментарировать чужие комментарии. Критерии оценивания читательского дневника: 1...
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьПовесть В. П. Астафьева автобиографична и повествует о судьбе мальчика-сироты Вити Потылицына (его мама утонула в реке, отец бросил семью), которого воспитывает бабушка - Катерина Петровна. Вскоре его забирают в детский дом, отправляют в школу, где проходит курсы и отправляется на войну. Он возвращается живым с войны, повидавшись с бабушкой, едет на Урал работать. Но когда умирает бабушка, он не может приехать на похороны. Он не смог проститься с любимой бабушкой, которая оберегала его всю жизнь. Он не может себетого простить, его мучает совесть. События происходят в военный период. Автор затрагивает две темы: военную и жизнь в деревне. Повесть "Последний поклон" повествует о жизни мальчика-сироты , формировании его нравственных качеств, характера, мужания, становления как человека.
В центре событий - бабушка героя. Она уважаемый человек на селе, трудолюбива, добра, всем помогает. Имея старую швейную машинку, она умудряется одевать подсела и заработать на кусок хлеба в тяжёлое военное время.
Основная мысль произведения:
Нужно все делать вовремя, чтобы потом не жалеть о сделанном или не сделанном. Нужно ценить близких и родных пока они рядом, пока не стало поздно. Автор преподаёт урок читателю, напоминая о том, как быстро и безвозвратно течёт время.
Отсюда можно понять и смысл названия произведения: "Последний поклон" это крик, тоска по безвозвратно ушедшему. Это невозможность вернуться назад и изменить все. Это невозможность вернуть ушедших близких, попросить прощения и сказать то, что не успели.
Ещё одна тема, раскрытая в произведении - нравственность. Бабушка с детства воспитывает в Вите нравственные качества, учит его гуманности, мужественности, радоваться простым мелочам. (они спасают гусей, играют в лапту, гуляют по лесу, собирают ягоды, ловят рыбу.) Это воспитывает в Вите радость и жажду к жизни. Именно поэтому Витя вырос настоящим мужчиной, аккуратным и строгий к людям, но в тоже время готовый помочь.
Урок Вите преподносит ситуация со сбором ягод, когда друзья высмеяли его за чрезмерное послушание, и он подбивает их на то, чтобы съесть ягоды. Но бабушка быстро раскусила его ложь и даже купила вуку пряник. Витя запомнил эту ситуацию на всю жизнь. Тем самым можно сделать вывод о том, что очень легко осутупиться и сделать неправильный выбор.
Важной темой для автора является человечность. Она ярко отображены в главе "Гуси в полынье", когда ребята без сомнения и страха кинулись спасать гусей из полыньи. Это настоящее испытание на человечность. Не просто поступок, а подвиг для мальчиков.
Композиция произведения:
Произведение состоит из нескольких глав, которые имеют свою композицию. Первый рассказ - экспозиция, вводит нас в предлагаемые обстоятельства, знакомит с героями. Последующие четыре рассказа - развитие действия, повествуют о деревенской жизни, в частности Вити и бабушки, их быте и времяпровождении. Кульминация произведения в рассказе "Где-то гремит война". Этот рассказ посвящён становлению и возмужанию Вити как человека. Финал - рассказ "Последний поклон". Витя возвращается домой после войны, отправляется на работу. Его бабушка умирает, но её молитва всегда будет с ним.
прочитано полностью
ОтветитьУдалитьЭкспозиция: главный герой после Великой Отечественной войны возвращается к бабушке, вся деревня изменилась . Завязка: она просит его о том, чтобы он приехал и похоронил ее, он даёт обещание. Кульминация: бабушка умирает, но к сожалению нашего героя не отпускают с работы, потому что у них отпускали только на похороны родителей. Развязка: героя мучает совесть за то, что он не смог выполнить обещание данное бабушке.
Темой приведения является родная земля и родственники. То есть то, что так близки для нашего сердца, то что является очень родным для нас. Семья это самое главное для людей, это надо ценить и как можно больше проводить времени вместе с ними. Бабушка, с которой ты провидишь мало времени и сначала думаешь, что ещё успеешь все это вернуть, но наша жизнь играет по другим правилам и лучше делать сейчас.
Главные герои – бабушка по линии матери Катерина Петровна Потылицына и ее внук Витя Потылицын.
Мальчишка, не смотря на военное положение, остается ребенком, и мы видим как он играет, вытворяет шалости. Витя « Человек седой, угрюмый, преклонный годами, он был из тех людей, что если уж полезут на дерево, то сперва выберут дерево по силам и тогда непременно взберутся до самой вершины». Мы видим восторг мальчишки, когда он получает свои первые новые штаны – ему перешила бабушка из старых тряпок. Бабушка «генерал в юбке» , трудолюбивая «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают» , оптимистка, неустанно работает, дабы обеспечить пропитанием себя и внука даже в самые голодные годы. Всю работу бабушка делает с любовью и энтузиазмом, что мы видим не обычные будничные дела, а самый настоящий праздник жизни. Бабушка учит мальчика радоваться простым вещам – прогулкам по лесу, игра в лапту, и учит аккуратности – собирать ягоды, ловить рыбу. Именно эти мелочи жизни, если их проживать полностью, и составляют обычное человеческое счастье. Образ Вити раскрывается во взаимоотношениях с окружающими его людьми, прежде всего с бабушкой, в его отношении к природе и родной земле. Благодаря окружающим людям, мальчик-сирота нашел свое место в крестьянском мире.
Конфликт в произведение идёт как раз от нравственных выбор бабушки, очень часто ее выборы не совпадали с другими и отсюда начинались конфликты. То есть мир меняется и нравственные выборы и приоритеты тоже меняются, то что было раньше привальным и ценным, со временем уже не имеет смысла. Столкновение с личными взглядами и с государством. Главной идея произведения является в том, что тем кем мы становится в возрасте это все зависит от нашего детства, от того, кто его воспитывал и как. Потому что как наши приоритеты, нравственные выборы и ценности все это идёт от семьи, от их воспитания.
Рассказ Астафьева «Последний поклон» является автобиографическим. Главным героем является Витя, так и зовут самого автора. Действия происходят в военное и послевоенное время. Описывается тяжелый быт простых людей и их выживание. «Ничего в жизни даром не даётся и не происходи».
ОтветитьУдалитьМальчик Витя воспитан в замечательной честной и небогатой семье. Поэтому главный герой так сильно радуется мелочам. Революция, бедность, обстоятельства, смерть близких - сильно затронули семью рассказчика, и позже он отправляется на фронт. Вернувшись, Витя, получивший орден Красной Звезды, первым делом хочет навестить главного друга и учителя - свою бабушку. Герой замечает, как сильно поменялась его родина, как постарела бабушка. Старушка говорит Вите, что уже скоро умрет и просит только об одном - чтобы он ее похоронил. И немного позже наступает ее время - она умирает. По стечению обстоятельств у Вити не получается схоронить бабушку. Он винит себя за эту случайность, но факт остаётся фактом - он не исполнил обещание. Единственное, что может сделать рассказчик - это узнать о бабушке как можно больше. И он узнаёт. Узнаёт как тяжело ей было во время войны, узнаёт, что она все время молилась за него, даже когда Витя был совсем далеко, но главное - узнаёт, что бабушке удалось сохранить свою человечность.
Характеристика героя:
Плюсы: Благодаря воспитанию, Вите всегда удавалось быть хорошим человеком. Его научили труду, патриотизму, доброте, терпению, а главное - не винить судьбу в случившемся и всегда идти вперёд.
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота»
Минусы: Единственное, что Витя не мог сделать, в чем сам долго винил себя - это то, что так и не сдержал обещание. Возможно из-за страха потерять работу, если ослушается приказ. Но в мире есть вещи куда важнее бытовых проблем - это семья.
Проблематика:
1. Человек против общества: Витя и его семья стали жертвами множества обстоятельств, которые описывались ране, из-за этих обстоятельств (эгоистичности людей, вредных привычек, войны) многое в их жизнях уже никогда нельзя было изменить.
2. Человек против себя: Витя не смог переступить через приказ, в следствии чего не смог выполнить обещание. Бабушка бы точно простила Витю, ведь ситуация вполне понятная и будь все по-другому Витя бы исполнил обещание. Но на подсознательном уровне он чувствует свою вину, и сам себя простить уже не может.
Тема
В рассказе поднимается множество понятных тем:
Тема счастья, родины, патриотизма, добра и зла, помощи, правды, но главное - это тема семьи.
Идея
И главной идеей автора является именно никогда не забывать о семье. О самом важном, что у нас есть в жизни. Единственных людях, которые всегда помогут. О родных, о которых никогда нельзя забывать. «Как прекрасно утроен человек! Какой великий дар ему даден - память!»
Рассказ тяжелый, к сожалению правдивый и очень правильный. Считаю его очень важным для русской литературы.
Рассказ В. П. Астафьева "Последний поклон" прочитан полностью.
ОтветитьУдалить«Последний поклон» - очень важное произведение в творчестве В.П. Астафьева. Оно сочетает в себе две основные темы для писателей: как тему деревни, так и тему войны.
В действии автор пишет о своей жизни, делится тем, что он помнит, где каждая история описывает разные события из его жизни.
С большим чувством любви Астафьев описывает картинки детских забав, непринужденные беседы дома, повседневные заботы.
Главный герой-мальчик Витя, который очень рано остался без мамы, его воспитывает бабушка. Даже первая новая пара брюк была для мальчика огромнейшей радостью, ибо ему вечно перешивают их из старья. Он очень трепетно и аккуратно относится к хлебушку и деньгам, порядочный и трудолюбивый юноша. Детство мальчика проходит в деревне. Подрос и отправился Виктор в город, где стал свидетельством предательства отца. В этом же городе он испытал все невзгоды жизни подростка, в том числе поход на войну, ее конец и возвращение героя в свою родную деревню.
Огромную роль в этом произведении сыграла бабушка Вити-Екатерина Петровна. Она очень уважаемый человек в деревне, ее трудолюбие не раз подчеркивают руки: “В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают”, – говорит бабушка. В тяжелые годы старая швейная машинка помогла семье выжить и получить кусок хлеба, ведь именно на ней бабушка умудрялась обшивать половину села. Она могла быть строгой, могла быть доброй. Бабушка всех любит, за всеми присматривает.
"Последний поклон"-о возвращении героя в свой дом, где его ждет бабушка, о возвращении с войны на родину солдата с глубоким чувством благодарности. Одна из главных сцен повести - сцена, где мальчик Витя сажает лиственницу вместе с бабушкой. Герой думает, что дерево скоро вырастет, станет большим и красивым и принесет много радости.
Много тем раскрывается в произведении, из них и тема счастья, любви к родине, тема семьи и патриотизма. Произведение о правде жизни, этим оно и тяжеловато для прочтения, но очень полезное. В нашей жизни перестали ценить и время, и семью, и дом родной. У каждого свои желания, но мало кто вспоминает о самом ценном в этой жизни.
Вы должны делать все в нужное время, чтобы потом не сожалеть о том, что сделали или не сделали. Вам нужно ценить близких и родственников, пока они есть, пока не стало слишком поздно. Автор преподает читателю урок, напоминая, как быстро и неизменно проходит время.
Идея:
Цените семью. Цените время. Цените жизнь.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьРассказ автобиографичен. В нём описывается тяжелый быт простых людей и их выживание. Спойлер: автор преподает читателю урок, напоминая, как быстро и неизменно проходит время.
Экспозиция- возвращение главного героя после Великой Отечественной войны. Он приезжает к бабушке в деревню.
Завязка- бабушка, чувствуя скорую кончину, просит внука о том, чтобы он приехал и похоронил ее. Он даёт обещание.
Кульминация- бабушка умирает, но Витю не отпускают с работы.
Развязка: герой мучается из-за невыполненного обещания бабушке.
Главные герои – бабушка по линии матери Катерина Петровна Потылицына и ее внук Витя Потылицын.
Мальчишка по-прежнему остается ребенком, хоть на дворе тяжелейшие времена,- он шалит, как и положено ребёнку. Это «Человек седой, угрюмый, преклонный годами, он был из тех людей, что если уж полезут на дерево, то сперва выберут дерево по силам и тогда непременно взберутся до самой вершины». Катерина Петровна- «генерал в юбке» , работяга «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают» ,неунывающая женщина, стремящаяся обеспечить пропитанием себя и внука даже в эти голодные годы. Бабушка учит внука радоваться простым вещам – прогулкам по лесу, игре в лапту, сама наслаждается от работы и не занимается чем-либо без энтузиазма. Образ мальчика раскрывается во взаимоотношениях прежде всего с бабушкой, в его отношении к миру. Окружающие его люди помогли мальчику найти свое место в крестьянском мире.
Нравственный конфликт развивается в бабушке. Сталкиваются личные взгляды и взгляды государства. Мир и приоритеты меняются и многое теряет свою ценность и значимость.
Есть также и внутренний конфликт Вити: он винит себя за то, что не настоял перед самим собой на выполнении обещания бабушке. За это он не может себя простить.
Главной идеей рассказа я бы выделила следующее: семья- основа нашей жизни, которая должна стоять превыше всего перед человеком.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалить1. Главный герой: бабушка Катерина Петровна- протагонист. Достоинства: способность к самопожертвованию, трудолюбивая, кроткая, волевая и мужественная. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», — говорит бабушка. От нее веет теплом и заботом, ее пироги с капустой, стиранное белье, вымытые полы говорят о хозяйственность этой женщины. В тяжелые военные годы ей помогает прокормить себя старенькая швейная машинка, которая обшивает полсела. В общем-то, образ Катерины Петровный -собирательный. Он вбирает в себя все лучшие качества крестьянских женщин. Цель героини: поддержить домашний уют в непростое время, сохранять гармонию в семье, которая правда состояла из двух человек. Ее тайна: органичное существование с природой. Она ведет идеальный , по мнению автора, человеческий образ жизни. Она- существо героическое. Она питает нацию оптимизмом и добротой. Она - само воплощение РОДИНЫ.
Антагонистом является Витя, внук Катерины Петровны. Недостатки: малодушие, отстуствие воли и нравственного стержня. Достоинства: добрый, благодарный, патриот. В нем нет бесстрашия. Он не смог отстоять свои интересы и принял распоряжение начальства. Цель героя:
2. Композиция: линейная
Фабульные точки:
Завязка- Витя возвращается с Отечественной войны в родную деревню
Точка невозврата- Витя дает обещание бабушке, что приедет на ее похороны
Кульминация- Бабушка умирает, но Витя не приезжать на похороны
Развязка- герой сожалеет о своем поступке
3. Тема: Витя, верный своей родине и добрый юноша, возвращается в родную деревушку, где ждет его бабушка Катерина Петровна. Он дает ей обещание приехать на ее возможные в ближайшее будущее похороны. Витя возвращается в армию , узнав о смерти бабушки, просит отпустить его у начальства отправиться домой. Но его не отпускают, объясняя это тем, что разрешение дают только на похороны родителей. Сдержит ли Витя обещания или служба и долг сильнее отеческих чувств?
4. Внешний конфликт: столкновение личных интересов и интересов общества, в данном случае вышестоящего начальства в армии. Витя хочет поехать, но не смеет ослушаться правил. Значит, он не свободен внутренне. С одной стороны, он сохранил хорошее положение в армии, но ,с другой, нарушил нравственный закон.
5. Идея: семья-карма человека. Витя , не сдержав обещание, будет до конца жизни об этом жалеть.
280/280 страниц.
ОтветитьУдалить1. Главный герой - Витя Потылицын. Сирота. Рос с бабушкой. Отец бросил семью, мать утонула в реке. Приучен к труду: собирает ягоды, носит воду. Ответственно относится к выполнению заданий. Мыслит нестандартно, очень развито воображение: пряник в виде коня представляется ему не просто лакомством, а живым существом: «Детская память, конечно же, колодец, и колодец со светлой водой, в которой отражается не только небо, не только все самое яркое, но прежде всего поразившее воображение». Этим он отличается от других детей. Для Вити окружающий мир полон красок, он живой, он дышит и ярко цветет. В силу своей инфантильности и возраста главный герой не замечает окружающего ужаса и мерзости взрослого мира. Любое незначительное событие – праздник. Например, покупка пряника. Легко поддается влиянию (тот же Санька). Совестлив. Заботлив. Восторженное восприятие действительности (например, новые штаны). Любит шалости, энергичен и подвижен. Счастье видит в мелочах. Цель: выполнить обещание. Тайна: малодушие, из – за которого Витя с легкостью может пойти против себя.
2. Простая зеркальная композиция. Разное время и отношение к событиям прошлого и настоящего. Экспозиция – возвращение главного героя с войны, быт деревни – уже не так, как прежде, завязка – обещание главного героя похоронить бабушку, первое развитие действия – детство в деревне, точка невозврата – обман главного героя, урок от бабушки, второе развитие действия – возвращение к реальному времени, кульминация – смерть бабушки, герой не смог попасть на ее похороны развязка – совесть за невыполненное обещание.
3. Тема: война закончилась. Все изменилось, и родной дом обветшал и сгорбился. А тянет все равно туда: «Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…» герой возвращается к бабушке и дает обещание быть на ее похоронах. Вокруг него места, пропитанные детством. Рассказчик вспоминает детство. Тот маленький Витя остался сиротой, но сердце его сохранило детскую искренность и непоседливость. Он играл, работал, радовался каждому мгновению. И любимая бабушка была рядом, все чему учила она – сохранилось и в мальчике. Вот только война не прошла бесследно. И наивного лучезарного Витю она изменила: «Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…»
4. Внешний конфликт герой – среда. Витя, как воплощение веры в добро и будущее, и люди с их страшными обстоятельствами, как невозможность этих событий. Война и герой. Дети и герой. Вокруг – эгоизм, потеря родственных связей, а главный герой – помнит и сохраняет в себе детство.
Внутренний конфликт желания и возможностей. Невыполненное обещание. Почему? Работа. Внешнее обстоятельство – внутренняя мука.
5. Идея: если уйдешь – остаться.
Как итог: семья и родина, а что еще остается. У человека мало счастья и жизни, почти ничего не помнит. Но детство и все родное – навсегда в памяти.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьОсновной персонаж - Виктор Потылицын. Круглая) Сирота. Поднимался со бабулей. Папа кинул взяв семь раз, мама потонула во реке. Приучен ко труду: составляет ягоды, вынашивает водичку. Серьезно принадлежит ко осуществлению задач. Думает неординарно, весьма сформировано фантазия: пряничек во варианте лошади является ему никак не попросту угощением, но активным созданием: «Детская воспоминания, безусловно ведь, скважина, также скважина с ясной водою, во каковой отображается никак не только лишь небеса, никак не только лишь все без исключения наиболее красочное, однако в первую очередь в целом оглушившее воображение». Данным некто выделяется с иных ребенка. С Целью Вити находящийся вокруг общество полный красок, некто активный, некто веет также наглядно расцветает. Во мощь собственной инфантильности также года основной персонаж никак не отмечает находящегося вокруг страха также гадости старшего общества. Каждое небольшое явление – праздничный день. К Примеру, приобретение пряника. Просто поддается воздействию (этот ведь Санька). Совестлив. Внимателен. Романтичное понимание реальности (к примеру, новейшие брюки). Предпочитает шалости, энергичен также мобилен. Благополучие наблюдает во деталях. Задача: осуществить обязательство. Секрет: трусость, с – из-за коего Виктор со воздушностью способен отправиться вопреки себе.
2. Элементарная отражающяя структура. Различное период также подход ко действиям минувшего также данного. Выставка – возврат основного богатыря со битвы, уклад жизни села – ранее никак не таким образом, равно как в первую очередь, начало – обязательство основного богатыря захоронить бабулю, 1-ое формирование воздействия – детские годы во селе, место невозвращения – ложь основного богатыря, занятие с бабули, 2-ое формирование воздействия – возврат ко действительному периода, апогей – гибель бабули, персонаж никак не сумел оказаться в ее погребение финал – ответственность из-за неисполненное обязательство.
3. Проблема: борьба завершилась. Все Без Исключения поменялось, также свой жилье устарел также сгорбился. Но влечет все без исключения точно также тама: «Все протекает: влюбленность, сострадание об ней, скорбь утрат, в том числе и страдание с академия протекает, однако ни разу-ни разу никак не протекает также никак не погасает уныние согласно родине…» персонаж вернется ко старушке также предоставляет обязательство являться в ее похоронах. Около него зоны, напоенные малолетством. Повествователь упоминает детские годы. Этот небольшой Виктор сохранился сиротой, однако душа его сберегло младенческую честность также подвижность. Некто исполнял, трудился, ликовал любому мгновению. Также обожаемая бабуля существовала вблизи, все без исключения чему обучала возлюбленная – сохранилось также во мальчишке. Смотри только лишь борьба никак не миновала без следа. Также доверчивого блестящего Витю возлюбленная поменяла: «Все протекает: влюбленность, сострадание об ней, скорбь утрат, в том числе и страдание с академия протекает, однако ни разу-ни разу никак не протекает также никак не погасает уныние согласно родине…»
4. Внешний Вид разногласие персонаж – сфера. Виктор, равно как олицетворение религии во благо также перспективу, также общество со их жуткими факторами, равно как неосуществимость данных происшествий. Борьба также персонаж. Ребята также персонаж. Около – самолюбие, утрата близких взаимосвязей, но основной персонаж – не забывает также хранит во для себя детские годы.
Внутрений разногласие стремления также способностей. Неисполненное обязательство. По Какой Причине? Деятельность. Наружное факт – внутренняя порошок.
5. Концепция: в случае если покинешь – остаться.
Равно Как результат: семейство также родной край, но то что еще остается. Около лица не достаточно счастья также существования, практически ровным счетом ничего никак не не забывает. Однако детские годы также все без исключения близкое – насовсем во памяти.
Произведение прочитано полностью (279 страниц из 279)
ОтветитьУдалитьКлючевой герой - Витя Потылицын. Сирота. Рос с бабулей. Основатель кинул семью, мама утонула в реке. Приучен к труду: собирает ягоды, одевает воду. Трепетно относится к выполнению заданий. Мыслит неординарно, довольно развито фантазия: пряник в облике жеребца видется ему не элементарно сладостью, а живым существом: «Детская память, естественно же, колодец, и колодец со светлой водой, в которой отображается не лишь только небо, не лишь только все самое колоритное, но до этого всего поразившее воображение». Данным он выделяется от иных ребят. Для Вити находящийся вокруг вселенная полон красок, он актуальный, он дышит и ярко цветет. В мощь собственной инфантильности и возраста ключевой герой не отмечает находящегося вокруг кошмара и гадости зрелого мира. Каждое малозначительное мероприятие – праздничек. К примеру, приобретение пряника. Просто поддается воздействию (тот же Санька). Совестлив. Внимателен. Экзальтированное восприятие реальности (например, свежие штаны). Предпочитает шалости, энергичен и подвижен. Блаженство лицезреет в мелочах. Задача: исполнить обязательство. Потаенна: малодушие, из – за которого Витя с легкостью имеет возможность пойти напротив себя.
Композиция: линейная
Фабульные точки:
Завязка- Витя воротится с Российской войны в родную деревню
Баста невозврата- Витя выделяет обязательство бабушке, собственно что подъедет на ее похороны
Кульминация- Бабка погибает, но Витя не приезжать на похороны
Развязка- герой жалеет о собственном поступке
Ключевой мыслью рассказа я бы подчеркнула надлежащее: семья- база нашей жизни, которая обязана стоять превыше всего перед человеком.
Содержание
В рассказе подымается большое количество понятных тем:
Содержание счастья, отчизны, патриотизма, добра и зла, поддержке, истины, но ключевое - это содержание семьи.
Проблематика:
1. Человек напротив общества: Витя и его семейство стали потерпевшими большого количества событий, которые описывались ране, по причине данных событий (эгоистичности людей, вредоносных привычек, войны) почти все в их жизнях уже ни разу невозможно было поменять.
2. Человек напротив себя: Витя не сумел перейти сквозь веление, в следствии чего не сумел исполнить обязательство. Бабка бы буквально простила Витю, так как обстановка абсолютно понятная и будь все иначе Витя бы исполнил обязательство. Но на подсознательном уровне он испытывает собственную вину, и сам себя извинить уже не имеет возможность.
Прочитано полностью
ОтветитьУдалить« Последний поклон» - в творчестве В.П. Астафьева является автобиографичным. Этот рассказ базируется на двух темах, которые очень важны для писателя. Это тема деревенской жизни и войны.
В центре этой повести находится судьба мальчика, который рано остался без матери и остался на попечении у бабушки. В военное время выживать бедной семье было очень трудно. Но жизненные принципы, такие как бережливость, экономия хлеба и порядочность помогают семье в борьбе со сложившимися обстоятельствами. Астафьев просто описывает обычные будни семьи в военные годы.
Не смотря на военное положение, мальчик, всё же остаётся обычным ребёнком. Он шалит и играет, искренне радуется новым штанам, которые бабушка перешила из старых тряпок. Бабушка представлена в повести оптимисткой, которая работает не покладая рук, чтобы обеспечить пропитание для себя и мальчика даже в самые голодные годы. Она уважаемый человек на селе. Она всегда говорила: « В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают».
Особенно ярко автором описывается природа. Астафьев использует яркие образы пейзажей- шорох стружки, грохот телег, стук копыт. Также передаёт запахи- зерна, леса, травы. Это своего рода лирика: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цвета куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на жёлтых зрачках». Могучая река Енисей, деревья, прекрасные цветы. Вся жизнь деревни происходит именно на берегу реки и все жители благодарят батюшку – Енисея за его вкусную водицу. Со страниц повести мы так же узнаём о том, что именно в этой реке и погибла мама писателя.
Описаны здесь и старинные русские, языческие традиции. Например, когда мальчик заболел малярией, то бабушка лечила его травяным сбором и шептала заговоры, не забывая, конечно про молитвы.
В произведении описаны самые колоритные жители села. Например учитель, который не смотря на отсутствие карандашей, учебников, тетрадей и даже парт, не опускает руки и продолжает учить детей. Мальчишки, которые спасали гусей, показывая свою гуманность и мужество. Село малонаселённое, поэтому каждый поступок человека здесь на виду.
Взаимоотношение города и деревни тоже затронуто в произведении. Пока жители деревни доставляли в город провизию всё было дружелюбно, но как только люди стали приходить с пустыми руками, город стал недружелюбным. С Болью мальчик вспоминает, как они с бабушкой отнесли последние красивые скатерти, постельное бельё и памятные вещи мамы.
Мысль произведения состоит в том, что наши моральные и нравственные корни формируются в детстве. Зависит это от окружения, того места, где ты живёшь. Бабушка приучает мальчика радоваться обычным вещам – играм, прогулкам по лесу, сбору ягод и ловле рыбы. Ведь именно эти жизненные мелочи и составляют, в совокупности, человеческое счастье.
Произведение прочитано полностью
ОтветитьУдалить«Последний поклон» — это биографическая работа, которая состоит из отдельных рассказов, что связаны одной темой. В произведении автор пишет о своей жизни, делится своими воспоминаниями, где в каждом рассказе описывается отдельный случай из его жизни. Так Астафьев поделился с нами воспоминаниями о своей родине – сибирской деревне, которая была трудолюбивой и не избалованной. Показал нам, насколько красива природа, что окружала его. Астафьев изобразил насущные проблемы людей, что жили в сложные периоды жизни.
Главным героем произведения «Последний поклон» является Витя – мальчик, что стал сиротой. На его долю выпали разные испытания, но он все выдержал и это благодаря бабушке, которая научила любви, добра, научила находить хорошее даже там, где его нет. Детство мальчика прошло в деревне, после чего Виктор едет в город к отцу, где видит его предательство, где испытывает на себе все тягости жизни бедного подростка, в том числе, уход на войну, ее окончание, и возвращение на малую родину. Бабушка в произведении Астафьева «Последний поклон» также героиня, которая сыграла немалую роль в жизни мальчика. Это «генерал в юбке». Она могла быть ворчливой, грозной, была доброй. Всех любила, за всеми ухаживала, всегда хотела быть всем полезной. Она предстает перед нами не только как воспитатель мальчика, но и как врач, как целитель. При этом главная героиня является прототипом бабушки писателя, а главный герой, это прототип самого Астафьева.
рассказ «Последний поклон» — о возвращении героя к родному очагу, где ждет бабушка, о возвращении с войны на родину солдата с глубоко осознанным чувством благодарности, с поклоном отечеству. Последние слова рассказа звучат гимном любимому и близкому человеку, память о котором «беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».
Заключительные страницы повести придают ей законченность, подытоживают художественный материал, мозаику картин природы, семейного и деревенского быта, труда и праздников. Финальный рассказ многозначителен, он играет роль развязки, отразив завершение главного события эпохи — победу над фашизмом. Завершается не только важнейший жизненный этап героя, рассказ содержит обобщение социально-исторического смысла, так как повесть Астафьева исследует источники нашей победы, социальную и нравственную силу победителей, воспитанных «во глубине России».
Стремление показать множественность и разнообразие факторов, особенности времени, среды, людей, создающих личность, делают композицию повести открытой, динамичной, позволяют расширить книгу. В 1974 году опубликованы новые четыре главы книги. Будет дополнена новыми главами и перемонтирована первая книга, в частности в ней появится новая глава о детских играх «Гори, гори ясно!». Пишется вторая книга «Последнего поклона», куда автор собирается перенести повесть «Где-то гремит война» и которую завершит рассказ «Последний поклон». Эта новая, еще не законченная композиция двух книг представит интерес для будущего исследования.
Композиция: Линейная
Экспозиция- возвращение главного героя после Великой Отечественной войны. Он приезжает к бабушке в деревню.
Завязка- бабушка, чувствуя скорую кончину, просит внука о том, чтобы он приехал и похоронил ее. Он даёт обещание.
Кульминация- бабушка умирает, но Витю не отпускают с работы.
Конфликт: Внешний конфликт: герой – среда. Витя, как воплощение веры в добро и будущее, и люди с их страшными обстоятельствами, как невозможность этих событий. Война и герой. Дети и герой. Вокруг – эгоизм, потеря родственных связей, а главный герой – помнит и сохраняет в себе детство.
Внутренний конфликт желания и возможностей. Невыполненное обещание. Почему? Работа. Внешнее обстоятельство – внутренняя мука.
Развязка: герой мучается из-за невыполненного обещания бабушке.