В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота»

Действие романа происходит сразу в двух временных измерениях — в середине 1990-х и во время Гражданской войны. 

Поэт-декадент Пётр Пустота сходится с Чапаевым, командиром дивизии Красной армии, вместе с тем периодически Пётр осознаёт себя пациентом психиатрической клиники 90-х и присоединяется к коллективным галлюцинациям других больных. Этот множественный сон заселён образами масскульта — от фурмановских персонажей до Шварценеггера. Персонажи выступают проводниками дзен-буддистской философии, что придаёт происходящему комический эффект. Именно благодаря «Чапаеву и Пустоте» Пелевина узнаёт и признаёт широкая аудитория.

Комментарии

  1. Прочитано 250 страниц из 416.
    Пока я разбиралась, Чапаев – автор или герой книги про Чапаева, сошла немного с ума. Потом я сошла с ума от огромного количества аллюзий, как будто все писатели всех времен в одной книге поместили кусочки своих произведений. Книга похожа на очень сильно затянувшуюся иронию. Все же попробуем применить план анализа к этому произведению.

    С этой книгой нельзя вообще ничего утверждать, поэтому будет много «отсебятины».

    Петр Пустота существует одновременно в двух плоскостях: во время Гражданской войны в 1919 году и в психбольнице в 1990-е. В нем соединяются поэт-декадент, комиссар, шизофреник. Говорящая фамилия Пустота созвучна идее романа о том, что мирозданье - пустота, все относительно, не имеет формы. То есть герой тяготеет к восточному мировосприятию. Цель героя: осознать собственное «Я». Кто Петр Пустота? «Совокупность привычек, памяти и опыта или что-то большее».- задает он себе этот вопрос. Петр Пустота похож на протагониста.
    Автор поднимает социальную проблему потерянного поколения. Люди, родившиеся в советское время, были запрограммированы на одно, а, оказавшись, в новой реальности после распада союза, вынуждены привыкать к новым условиям. Поэтому образ психбольницы и героев шизофреников символичны. Автор предлагает решить эту проблему через «алхимический брак России с Востоком». Отсюда много отсылок к буддийской религии, эзотерике.
    Достоинства: владение критическим мышлением, осознанность, любопытство
    Он – дитя эпохи, заложник обстоятельств, вымышленный персонаж, находящийся в небытие, как он это в итоге понимает.
    Все пациенты психбольницы подключены к коллективному бессознательному. Петр Пустота видит галлюцинации Марии и других больных, что подчеркивает факт об общей проблеме всего поколения. Проблема ориентирования в этом мире.
    Идея произведения заключается в диалогах Чапаева и Петра Пустоты о сущности мирозданья: Мир – иллюзия, сон, мираж. Смерть , память, мысль – нематериальны,а значит это всё – пустота.

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитано 6 частей из 10

    Сюжет романа похож на сюжет психоделического боевика.
    Главный герой - Пётр встречает своего бывшего однокурсника чекиста фон Эрнена, тот приглашает его в новую квартиру (конфискованную). За разговором выясняется, что Петра хотели арестовать чекисты за его стихотворения. Фон Эрнен так же пытается его арестовать, но Пётр убивает товарища, надев его куртку. После в эту квартиру вламываются матросы, увидев куртку они признают в Петре фон Эрнена. Пётр и матросы идут в кабаре, где пётр замечает странного мужчину, который его пугает. У Петра начинается паранойя, что этот мужчина с «законченными вверх усами» знает все. Выйдя из кабаре Пётр садится в машину и засыпает. Когда Пётр просыпается - он находится уже в 90х в психбольнице, а действия романа начинались в в 1918!!! В больнице Петра лечили от раздвоения личности, при помощи альтернативной реальности. На сеансах Пётр ощущал себя Марией из мексиканской оперы, которую Арнольд Шварцнеггер запускает на ракете в останкинскую телебашню. После сеанса Пётр засыпает и просыпается опять на квартире фон Эрнена, где встречает того пугающего мужчину из бара, который представился Чапаевым. Чапаев приглашает Петра комиссаром в конную дивизию и они отправляются на поезде. В поезде после ужина Пётр ложится спать и (кто бы мог подумать) просыпается в холодной ванне психиатрической больницы. В больнице Пётр проникает в кабинет своего лечащего врача, где находит историю своей болезни, в которой узнаёт, что симптомы начали проявляться ещё в детстве из-за философии о пустотах: «Считает себя единственным наследником великих философов прошлого.»
    Дальше Пётр случайно принимает участие в драке, где ему сильно прилетает по голове и он теряет сознание. Очнувшись, Пётр находит Чапаева, которому объясняет, что все что с ним происходит - плод его воображения, а сам он давно находится в пустоте. Чапаев поит Петра и торопясь отключается. Пётр просыпается уже в альтернативной реальности, где устраивается на работу в японскую фирму, где позже делает сэппуку и просыпается в психбольнице.
    Роман безумно интересный, и когда-нибудь я точно дочитаю его.

    Композиция параллельная: действия происходят одновременно в 90е годы в и 1919 году.
    Характеристика героя:
    Пётр. Тяжело анализировать этого человека, поскольку трудно догадаться, в какие моменты он является настоящим.
    Плюсы: смелый, способный здраво мыслить, творческий, интеллектуально развитый человек.
    Минусы: не способен разобраться в себе.

    Тема и проблематика:
    Человек против обстоятельств, человек против себя, человек против эпохи. Человек против бесконечно-вечного.
    Пётр Пустота - Пётр-Пустота.

    Идея: Все сущее и не сущее - пустота. Все иллюзорно.

    В заключение скажу, что это, наверное, самое интересное произведение в читательском дневнике.

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитано 6 частей из 10

    Сюжет романа похож на сюжет психоделического боевика.
    Главный герой - Пётр встречает своего бывшего однокурсника чекиста фон Эрнена, тот приглашает его в новую квартиру (конфискованную). За разговором выясняется, что Петра хотели арестовать чекисты за его стихотворения. Фон Эрнен так же пытается его арестовать, но Пётр убивает товарища, надев его куртку. После в эту квартиру вламываются матросы, увидев куртку они признают в Петре фон Эрнена. Пётр и матросы идут в кабаре, где пётр замечает странного мужчину, который его пугает. У Петра начинается паранойя, что этот мужчина с «законченными вверх усами» знает все. Выйдя из кабаре Пётр садится в машину и засыпает. Когда Пётр просыпается - он находится уже в 90х в психбольнице, а действия романа начинались в в 1918!!! В больнице Петра лечили от раздвоения личности, при помощи альтернативной реальности. На сеансах Пётр ощущал себя Марией из мексиканской оперы, которую Арнольд Шварцнеггер запускает на ракете в останкинскую телебашню. После сеанса Пётр засыпает и просыпается опять на квартире фон Эрнена, где встречает того пугающего мужчину из бара, который представился Чапаевым. Чапаев приглашает Петра комиссаром в конную дивизию и они отправляются на поезде. В поезде после ужина Пётр ложится спать и (кто бы мог подумать) просыпается в холодной ванне психиатрической больницы. В больнице Пётр проникает в кабинет своего лечащего врача, где находит историю своей болезни, в которой узнаёт, что симптомы начали проявляться ещё в детстве из-за философии о пустотах: «Считает себя единственным наследником великих философов прошлого.»
    Дальше Пётр случайно принимает участие в драке, где ему сильно прилетает по голове и он теряет сознание. Очнувшись, Пётр находит Чапаева, которому объясняет, что все что с ним происходит - плод его воображения, а сам он давно находится в пустоте. Чапаев поит Петра и торопясь отключается. Пётр просыпается уже в альтернативной реальности, где устраивается на работу в японскую фирму, где позже делает сэппуку и просыпается в психбольнице.
    Роман безумно интересный, и когда-нибудь я точно дочитаю его.

    Композиция параллельная: действия происходят одновременно в 90е годы в и 1919 году.
    Характеристика героя:
    Пётр. Тяжело анализировать этого человека, поскольку трудно догадаться, в какие моменты он является настоящим.
    Плюсы: смелый, способный здраво мыслить, творческий, интеллектуально развитый человек.
    Минусы: не способен разобраться в себе.

    Тема и проблематика:
    Человек против обстоятельств, человек против себя, человек против эпохи. Человек против бесконечно-вечного.
    Пётр Пустота - Пётр-Пустота.

    Идея: Все сущее и не сущее - пустота. Все иллюзорно.

    В заключение скажу, что это, наверное, самое интересное произведение в читательском дневнике.

    ОтветитьУдалить
  4. прочитано полностью
    Действия романа захватывает Гражданскую войну и постперестроечную Россию середины 1990. Роман идёт сразу между двумя мирами как-будто, получается композиция параллельная. Экспозиция : знакомство с Василием Чапаевым, их отъезд на фронт Гражданской войны.
    Сюжет довольно изящный. Есть поэт Пётр Пустота, который волей судьбы становится связан с Василием Чапаевым, который потихоньку пинает его сапожками в сторону просветления. Где-то рядом маячит демиург Котовский, а вокруг — война. Этот Петька видит сны, в которых он Пётр Пустота в 1996 году. И есть этот самый Пётр Пустота 1996 года, который лежит в психиатрической лечебнице, и его глючит, что он тот самый Петька. Врачи пытаются его вылечить, а пациенты-«соседи» делятся своими чудными историями сумасшествия. Чем ближе финал романа, тем плотнее переплетаются «миры» Тимура Тимуровича и Чапаева. Последний даже поддерживает идею Тимура Тимуровича о том, что Петьке надо записывать свои сны, на что Пустота отвечает: «Даже и непонятно, что правда на самом деле. Коляска, в которой мы сейчас едем, или тот кафельный ад, где по ночам меня мучают бесы в белых халатах». Читателю, пережившему перестройку, всё как раз очень понятно.
    Главный герой поэтом-декадентом Петром Пустотой, находящимся сразу в обоих временных отрезках и Чапаев. Пустота — это и фамилия главного героя романа, и описание его подлинной природы, которую ему предстоит осознать, выйдя из дома умалишённых на свободу — в буквальном смысле, выписавшись из лечебницы, и в переносном, о котором говорит Петру барон Юнгерн: покинув мир иллюзорных чувственных форм, «оказавшись в «нигде» ещё при жизни». В финале каждой главы Пётр Пустота просыпается, обнаруживая себя то в послереволюционном прошлом, то в постсоветском настоящем; какое время для него реально, а какое ему снится? Чапаев в книге - мистик, маг и философ, лишь изображающий "человека из народа" во время нечастых солдатских митингов. Анна - загадочная и недоступная аристократка. Да и сама Гражданская война протекает в книге по сценарию весьма далекому от классических представлениях о ней.Одним из вопрос является пустота это и фамилия героя и просто пустота, что она обозначает. «Эх, Петька, — сказал Чапаев, — объясняешь тебе, объясняешь. Любая форма — это пустота. Но что это значит? <…> А то значит, что пустота — это любая форма».
    Темой является воплощение всего ненавистного в постсоветской прозе. Автор писал о том, как люди были против общества и против себя.
    Идей является то, что надо жить реальной жизни, а не галлюцинациями, в которых тебе хорошо и в которых тебя любят. Важно понимать и уметь разграничивает эти миры: настоящий и нереальный, вымышленный. Главным вопрос героя является "Реальна ли в принципе наша жизнь или это просто игра воображения?"

    ОтветитьУдалить
  5. Дудкина Татьяна
    Произведение В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота» прочитано на 70-80 процентов.
    Сам процесс в интриге совершается в течение таким образом именуемых 2-ух сферах: 1-ый – соединение основного героя Чапаева, данное совершается в промежуток Гражданской битвы в Российской Федерации (1918-1919 годы); 2-ое – жилье с целью сумасшедших, в таком случае имеется во неистовом здания, данное совершается в период «Лихих девяностых» (половина 1990 лет). Книга проходит одновременно среди 2-мя обществами равно как-будто бы, выходит структура синхронная.Процесс наступает с этого, то что некто, избавляясь с гонения, убегает с новаторского Петрограда в Столицу. Здесь некто сталкивается собственного прежнего одноклассника согласно гимназии, Обстановка Эрнена. Этот как оказалось работником ЧК согласно кличке Гриша Фальшивый, что едва лишь никак не схватил основного богатыря.
    Характеристика главных героев:
    • Петр Пустота - данный термин никак не попросту имя основного героя, данное также идея события, ее начало, апогей также один очевидный значение. ... Тут ведь совершается ознакомление с основным победителем, вид коего, в совокупном-в таком случае, остается постоянным в течение целого романа: Петя Пустота — грустный эгхэд также писатель, что, безусловно, никак не обладает ровным счетом ничего единого со действительно имеющимся Петькой, товарищем Чапаева. Он пытается обрести внутреннюю и внешнюю свободу.
    3 вопроса Чапаева, его знаменитых:
    1. где? - никуда.

    2. когда? Никогда.

    3. кто? - Я не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Композиция:
      • Экспозиция:
      Встреча главного героя с Эрнен.
      • Завязка:
      «Пустота» засыпает по пути из музыкального учреждения "Музыкальной табакерки" .
      • Точка невозврата:
      Петя выяснит об методе излечения собственной болезни.
      • Кульминация:
      «Пустота» идет в лес с Володиным.
      • Развязка:
      Отчет с больницы.
      • Финал:
      Петя в обществе внутренней Монголии
      Тема:
      Главный герой против обстоятельств.
      Идея:
      Все без Исключения настоящее также никак не настоящее - опустошение. Все без Исключения обманчиво.
      Конфликт:
      Конфликт показан в цитате: "Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума".

      Удалить
  6. В.О. Пелевин <>
    Произведение прочитано полностью.

    В своем романе <> Виктор Пелевин решил сделать главным героем молодого комиссара, шизофреника, поэта - некого Петра с необычной фамилией Пустота.
    О характеристике главного героя известно следующее:
    Петр Пустота-проводник основного сюжета произведения. Герой постоянно страдает, но живет с целью: обрести свободу. Петр бунтующий тип героя. Во время прочтения романа, я заметила, что герой постоянно путешествует внешне и внутренне своих мыслей, чтобы обрести себя. У Пустоты есть тайна: невозможность "истинного учения". Его достоинством можно считать-стремление понять себя, а недостатком считается-полная несамостоятельность. За внутренний конфликт героя можно считать цитату: "Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума".
    Композиция романа:
    Экспозиция - встреча Петра и его одноклассника.
    Завязка - дремота Пустоты.
    Точка невозврата – открытие способа лечения заболевания.
    Кульминация – отправление Петра и Володина в лес.
    Развязка - выписка из лечебницы.
    Финал – Петр Пустота и мир внутренней Монголии.
    Сам роман Пелевина можно назвать критическим. В нем читатель может рассмотреть модель эстетики постмодернизма, многомерность безграничного мира, непознаваемость и шанс. Автор преподносит современный мир в романе, как новое поколение, техногенный прогресс. Несомненно, весь роман-это настоящие восточно-философские представления. Одно из доказательств философии романа-говорящая фамилия главного героя. Пустота-относительности всего сущего в романе. «Каждая форма пуста ... Пустота - это любая форма». Еще одно доказательство присутствующей философии в романе заключается в вопросе, который постоянно задают герои: “Реален ли мир?”. Мир вокруг-это всего лишь наше представление о нем. «Ты и есть абсолютно все, что только может быть, и каждый в силах создать собственную вселенную». Герои романа приходят к одному мнению-мир вокруг нереален.
    В самом начале романа действие начинается интересным образом. Главный герой хочет скрыться от преследования революционного Петрограда, поэтому решает сбежать в Москву. Петру выпадет неожиданная возможность встретиться с его бывшим одноклассником, с которым они вместе учились когда-то в гимназии. Фон Эрнен-так звали друга из прошлого, а кличка его была-Григорий Фанерный. Одноклассник чуть не арестовывает Петра. Уверенно можно сказать, что главный герой не имеет ничего общего с реально существующим героем романа, главным соратником Чапаева-Петькой.
    Стоит отметить, что Пелевин интересным образом подошел к созданию действия, так как оно происходит в разное время, но одновременно в двух местах-в сумасшедшем доме 90-ых и в отделе Чапаева 1919 года. Герои романа имеют возможность перемещаться в разные миры. Например, они перемещались в современный мир из эпохи Гражданской войны. Гражданскую войну автор решил показать иначе. Она не наполнена героизмом и отвагой. Автор описывает моряков, которые надевают пулеметные ремни, будто бюстгалтер, пьют чай с кокаином, ученик Чапаева- Котовский: кокаин, Ильич-ходячий маразматик, племянница Чапаева-Анка: эмансипированная в вечернем платье, а сам Чапаев- мистик и оккультист. Пелевин считает, что: «Вы абсолютно все, что можете, и у каждого есть сила создать свою собственную вселенную».
    Составляющим данного произведения являются три вопроса и ответы на них(где? – нигде. Когда? - никогда. Кто? – я не знаю.). «Свобода - это только когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «я не знаю».







    ОтветитьУдалить
  7. КЛЕЙМЕНОВ МАКСИМ
    Произведение прочитано полностью.
    Петр Пустота является главным героем данного романа Виктора Пелевина. "Чапаев и Пустота" – очень интересное по своей структуре и по своим персонажам произведение. Сюрреалистичность и спонтанность данного романа отлично раскрывается в этом отрывке: "Где? – нигде. Когда? - никогда. Кто? – я не знаю". 

    Характеристика главного героя:
    Петр Пустота – проводник основного сюжета произведения. 
    Тип – бунтующий( страдающий ), так как он на протяжении всего произведения путешествует в надежде обрести самого себя.
    Достоинства: желает понять собственную индивидуальность, найти себя; творческий и очень способный человек.
    Недостатки: отсутствие самостоятельности, шизофреник.
    Тайна: Невозможность "истинного учения".
    Цель: Стать свободным. ("Свобода - это только когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «я не знаю»").
    Также следует изучить фамилию главного героя – Пустота. Через данную фамилию автор передаёт свою главную мысль, которую он хочет донести до нас: в нашем мире абсолютно ничего нет на самом деле. Все, что мы видим на протяжении всей нашей жизни– это плод нашего воображения("Все, что мы видим, находится в нашем сознании, Петька. Поэтому сказать, что наше сознание находится где-то, нельзя. Мы находимся нигде просто потому, что нет такого места, про которое можно было бы сказать, что мы в нем находимся. Вот поэтому мы нигде"). Из чего следует, что автор, скорее всего, не считает своих героев психически больными. Они просто ищут себя во всевозможных мирах, пытаются найти свое место, свой идеал. Виктор Пелевин пишет о том, что у каждого человека своя собственная действительность, которой не обязательно нужно совпадать с другими.

    Композиция:
    Произведение состоит из своеобразных «вставных историй», которые окружают общий сюжет( путь Петра Пустоты к собственному просветлению и осознанию ).
    Экспозиция: Петр Пустота встречается с поэтом фон Эрненом.
    Завязка: выехав из кабаре Петр засыпает.
    Развитие действия: Пётр просыпается в психиатрической больнице в 1990-ых.
    Точка невозврата: Пустота узнает о том, как лечить собственную болезнь.
    Кульминация: Петр Пустота и Володин идут в лес.
    Развязка: главного героя выписывают из лечебницы.
    Финал: "скоро вокруг уже шуршали пески и шумели водопады" внутренней Монголии поэта.

    Конфликт:
    Внутренний конфликт, о котором в открытую говорит главный герой:"Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума".

    Тема:
    В 1919 году Поэт-шизафреник знакомится с  командиром дивизии Красной армии, постепенно осознавая, что он является пациентом психиатрической лечебницы другого временного промежутка (1990-ых). В больнице главного героя лечат от раздвоения личности, попутно он попадает в альтернативные реальности.

    Идея:
    Иллюзорная реальность.

    ОтветитьУдалить
  8. Произведение прочитано полностью.
    Виктор Пелевин – современный российский читатель, его произведения достаточно популярны и каждое имеет свой глубокий смысл. На мой взгляд, все его произведения содержат в себе глубокую философию, которую поймет далеко не каждый. А чтобы ее понять, необходимо хорошенько проанализировать роман. Роман «Чапаев и Пустота» не является исключением.
    Само действие в романе происходит в так называемых двух мирах: первый – дивизия главного героя Чапаева, это происходит в период Гражданской войны в России (1918-1919 года); второе – дом для душевнобольных, то есть в сумасшедшем дома, это происходит во времена «Лихих девяностых» (середина 1990 годов).
    Композиция:
    Экспозиция - встреча Петра и Эрнен
    Завязка - по пути из "Музыкальной табакерки" Пустота засыпает
    Точка невозврата - герой узнает о способе лечения своего заболевания
    Кульминация - Петр отправляется в лес с Володиным
    Развязка - выписка из лечебницы
    Финал - Петр в мире внутренней монголии

    1)Герой как проводник сюжета.
    2) бунтующий (страдающий). Данный герой на протяжении всего романа путешествует как внешне, так и внутри своих мыслей, для того чтобы обрести себя.
    3) цель: обрести свободу
    4) тайна: невозможность "истинного учения"
    5) достоинства: стремление понять себя
    6) не самостоятельность

    Главный герой повести – Петр Пустота. Действие начинается с того, что он, спасаясь от преследования, сбегает из революционного Петрограда в Москву. Тут он встречает своего бывшего одноклассника по гимназии, Фон Эрнена. Тот оказывается сотрудником ЧК по кличке Григорий Фанерный, который едва не арестовал главного героя.
    "Пустота" — это слово не просто фамилия главного героя, это и лейтмотив истории, её завязка, кульминация и единственный явный смысл. ... Здесь же происходит знакомство с главным героем, характер которого, в общем-то, остается неизменным на протяжение всего романа: Петр Пустота — печальный интеллектуал и поэт, который, конечно, не имеет ничего общего с реально существующим Петькой, соратником Чапаева.
    Роман построен как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению (сатори).
    Главная проблема Пустоты - как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке.

    Конфликт: внутренний."Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума".

    ОтветитьУдалить
  9. Произведение прочитано полностью (71 страница из 71 в электронной книге)
    Главный герой этого произведения Петр Пустота. Является проводником сюжета, ведь он путешествует внешне и в своих мыслях (внутренне) с посылом нахождения себя. В данном случае, выделяя тайну, можно сказать: обрести свободу и найти себя. Тайной является невозможность "истинного учения". "Пустота" — это не просто рандомная фамилия, а говорящая. Это является проводником всего сюжета начиная от завязки, заканчивая финалом. Если говорить о его достоинствах и недостатках, то следует заметить, что он обладает сильнейшим желанием познать себя, но к сожалению, он не самостоятелен. Он очень опечален, интеллектуален. В душе поэт и философ.
    У нашего героя выраженная шизофрения из-за детских травм, что привело к раздвоению личности. А тот самый Петр будто бы находиться на пересечении этих двух личностей. Чапаев же будто, как учитель, наставник для Петра. Он такой же странненький, он сторонник всяких мифических мировоззрений. «Чапаев — один из самых глубоких мистиков, которых я когда-либо знала. Я полагаю, что в вашем лице он нашёл благодарного слушателя и, возможно, ученика.» Он очень открыт Пустоте, делиться всеми мыслями и чувствами с ним. А Пустота запутался какой из этих двух миров реально существует, или может он и вовсе не осознает, что это лишь его фантазия.
    Очень оригинально, автор пытается донести до читателя, что у каждого своя реальность и видение на неё, так называемое собственное «Я». Роман «Чапаев и Пустота» заставляет задуматься читателей над смыслом существования жизни и в целом существования реального мира.
    Произведение состоит из трех важных элементов, которые символизируют все:
    1.Где? — Нигде.
    2. Когда? — Никогда.
    3. Кто? — Не знаю.
    «Свобода бывает только одна, когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «не знаю». Автор заявляет нам в этом романе, что два мира существуют и эти разграничения только в нашей голове. А реальны ли они? Спросите вы. Я отвечу: «Да, реальны! Но не каждый способен увидеть потусторонний».
    Вообще, читая роман, очень резкое идет перемещение из одного мира в другой. Так и композиция сложена из разных историй. Главный герой неоспоримо бунтующий герой, который хочет избавиться от всего ненужного в своей душе. Композиция романа такова: в экспозиции Петр наткнулся на бывшего однокурсника и поэта фон Эрнена. Завязкой считается путь из «Музыкальной табакерки» и дремота главного героя. Точка невозврата наступает, когда Петр узнает, как его необходимо лечить. Кульминация наступает в тот момент когда они отправляются в лес. Ну, и в финале Пустота уже в мире внутренней Монголии. "Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума", этих строчках кроется внутренний конфликт.

    ОтветитьУдалить
  10. прочитано целиком
    Воздействия романа охватывает Штатскую борьбу также постперестроечную Российскую Федерацию половины 1990. Книга проходит одновременно среди 2-мя обществами равно как-будто бы, выходит структура синхронная. Выставка : ознакомление со Василием Чапаевым, их выезд в область Штатской битвы.
    Содержание достаточно изысканный. Имеется писатель Петя Опустошение, что властью участи делается сопряжен со Василием Чапаевым, что постепенно пинает его сапогами во сторонку просветления. В Каком Месте-в таком случае вблизи виднит творец Котовский, но около — борьба. Данный Петька наблюдает дремы, во каковых некто Петя Опустошение во 1996 г.. Также имеется данный наиболее Петя Опустошение 1996 годы, что находится во психиатрической больнице, также его глюкает, то что некто этот наиболее Петька. Доктора стараются его излечить, но больные-«соседи» разделяются собственными дивными ситуациями безумия. Нежели поближе конец романа, этим компактнее переплетаются «миры» Тимура Тимуровича также Чапаева. Завершающий в том числе и удерживает мысль Тимура Тимуровича об этом, то что Петьке необходимо фиксировать собственные дремы, в то что Опустошение соответствует: «Даже также неясно, то что разумеется в самый-самом процессе. Колясочка, во каковой я в настоящее время двигаемся, либо этот изразцовый преисподняя, в каком месте согласно ночам меня терзают демоны во белоснежных халатах». Читателю, пережившему перестройку, все без исключения равно как один раз весьма очевидно.
    Основной персонаж стихотворцем-декадентом Петром Пустотой, пребывающим одновременно во двух скоротечных отрезках также Лбищевск. Опустошение — данное также имя основного богатыря романа, также представление его истинной натуры, какую ему ожидает понять, сойдя с здания душевнобольных в независимость — во дословном значении, выписавшись с больницы, также во портативном, об коем свидетельствует Петру баронет Юнгерн: оставив общество ирреальных эмоциональных конфигураций, «оказавшись во «нигде» еще присутствие жизни». Во конце любой руководителя Петя Опустошение пробуждается, показывая себе в таком случае во послереволюционном минувшем, в таком случае во постсоветском реальном; тот или иной период с целью него действительно, но тот или иной ему грезится? Лбищевск во книжке - духовидец, чародей также мыслитель, только имитирующий "лица с народа" в период редких воинских митингов. Аня - таинственная также неприступная знатница. Безусловно также самостоятельно Штатская борьба проходит во книжке согласно сценарию крайне дальнему с традиционных суждениях об ней.Один с проблема считается опустошение данное также имя богатыря также попросту опустошение, то что возлюбленная означает. «Эх, Петька, — заявил Лбищевск, — изъясняешь тебе, изъясняешь. Каждая модель — данное опустошение. Однако то что данное означает? <…> Но в таком случае означает, то что опустошение — данное каждая форма».
    Проблемой считается олицетворение в целом неприятного во постсоветской прозе. Писатель слагал об этом, равно как общество существовали вопреки сообщества также вопреки себе.
    Мыслей считается в таком случае, то что необходимо существовать настоящей существования, но никак не галлюцинациями, во каковых тебе хорошо также во каковых тебя предпочитают. Немаловажно подразумевать также обладать способностью разделяет данные вселенные: данный также фантастический, выдуманный. Основным проблема богатыря считается "Возможна единица во убеждении наша жизнедеятельность либо данное попросту забава воображения?"


    ОтветитьУдалить
  11. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  12. Прочитано полностью.

    В 1996 году Виктор Олегович Пелевин написал свой третий роман «Чапаев и Пустота», который стал культовым, как и предыдущие произведения автора, «Омон Ра» и «Жизнь насекомых». По словам критиков это произведение можно отнести к постмодернизму. Однако Пелевин относил свои произведения к турбореализму. Такие произведения соединяют в себе «обычную» литературу и фантастику.Например в такой манере писали братья Стругацкие.
    Как писал сам автор : « Это первый роман в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Он утверждал, что нет никакого истинного учения: « свобода бывает только одна, когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «не знаю».».
    Роман происходит в двух временных отрезках – 1918 год ( Гражданская война) и середине 1990- х годов. Рассказ ведётся от лица поэта Петра Пустоты, который одновременно присутствует в том и этом времени. Он знакомится с Василием Чапаевым в революционном Петрограде и едет с ним на фронт, но в реальности ( девяностые годы) он находится в психиатрической больнице на лечении, под наблюдением профессора Канашникова. Помимо Пустоты в палате присутствуют ещё персонажи. Это Сюрдюк или Просто Мария и новый русский – бандит Владимир Володин. В романе много второстепенных персонажей, но они очень важны для повествования. Пётр Пустота – главный герой романа, шизофреник с раздвоением личности. Он то является поэтом – символистом, то пулемётчиком, который с Анкой громит вселенную из глиняного пулемёта. Пустота, засыпая в дивизии, просыпается в сумасшедшем доме, но думает, что больница – это его вымысел, а реальность – это Гражданская война. Чапаев же утверждает, что оба мира не реальны и Петру нужно проснуться. Итогом такого бытия героя, становится ощущение пустоты повсюду вокруг него: «- Всё, что мы видим, находится в нашем сознании, Петька. Поэтому сказать, что наше сознание находится где- то, нельзя. Мы находимся нигде просто потому, что нет такого места, про которое можно было бы сказать, что мы в нём находимся. Вот поэтому мы нигде.». Особое внимание привлекает персонаж по имени Мария, 18 летний юноша, который в сознании образа « Просто Марии» бредит о романе с Арнольдом Шварцнеггером и считает, что попал в больницу по причине удара об Останкинскую телебашню. Этот пациент олицетворяет молодое поколение, которое утеряло индивидуальность и слепо следует моде голливудских боевиков, трансвеститов и однополой любви.
    Пелевин говорит в романе о том, что нет существенной разницы между обществом в начале и в конце века. Петр Пустота не может различить посетителей литературного кафе в 1919 и кабака 90- м году.
    Если посмотреть в глубь произведения, то становится понятно, что автор пытается поднять вопрос осознания собственного «Я» и взаимодействия его с окружающей действительностью.
    Отзывы о романе не однозначны. Есть отрицательные отзывы ( кинорежиссёр Александр Сокуров и писатель Александр Солженицын) и положительные, например критик Глеб Шиловский сказал так: « Роман бесподобен, с какой страницы вы ни начали чтение. …Его книги – это курс лечения, терапия сознания.».
    По мотивам романа в 2015 году был снят фильм ( Россия, Германия, Канада), названный создателями « Мизинец Будды». А так же на театральной сцене выходит спектакль, поставленный режиссёром Павлом Урсулом.
    Многие критики советуют читать роман тем, кто имеет представление хотя бы об основах буддизма, истории России и периодах развития её культуры.
    Конечно, произведение заслуживает внимания, и ещё много отзывов будет написано о « Чапаеве и Пустоте» и они будут , скорее всего не однозначны.

    ОтветитьУдалить
  13. Роман В. Пелевина "Чапаев и Пустота"

    Произведение прочитано наполовину Действие романа развивается в двух пространственно — временных плоскостях: в дивизии Чапаева (1919 год) и в сумасшедшем доме (90-е годы). Соединяет их образ Петра Пустоты, комиссара, поэта, шизофреника. У него с детства свихнутая психика, а запоем прочитанные в юности труды Юма, Беркли, Хайдеггера завершили процесс раздвоения личности. Он мнит себя то поэтом — декадентом начала века, то в болезненном воображении расстреливает с Анкой из глиняных пулеметов Вселенную. Так впервые в тексте появляется ключевое слово пустота, утверждается относительность всего сущего. «Любая форма — пустота ... Пустота — это любая форма». Бытие равно мышлению, а мир вокруг нас это лишь наше представление о нем.

    Раздробленное сознание современного человека воспринимает мир как ряд фрагментов со своими приметами и штампами. Пелевин развенчал миф о героизме гражданской войны, он все подвергает пародированию и переосмыслению. Революционные матросы пьют «балтийский чай» с кокаином, носят пулеметные ленты как бюстгальтеры. Ильич — маразматик, Котовский — кокаинист, Анка — декадентка — эмансипе в бархатном вечернем платье. Воспетые Буниным сеновалы автор называет трипперными, Христос в поэме Блока безвольно плетется за патрулем, а главные герой Чапаев — мистик, оккультист, гуру для своего ученика Петьки, которому он внушает сокровенные мысли о мире и человеке. Если Бытие равно мысли о нем, то сознание есть проект мира, и мы его сами творим. «Ты и есть абсолютно все, что только может быть, и каждый в силах создать собственную вселенную». По Пелевину, в силу иллюзорности самих понятий «Пространство» и «Время», у человека нет прописки в одном из миров. В пределах одного предложения автор соединяет прямо противоположные понятия и советы (нужны — но надо избавиться; используй — чтоб освободиться), что является приметой постмодернизма, так же, как сближение эпох и стирание их граней в границах одного художественного текста.

    ОтветитьУдалить
  14. Герои легко перемещаются из одного мира в другой, из эпохи гражданской войны в современную действительность. Приметы 90-х годов у Пелевина «рассыпаны» по всему роману: бухой президент, Беловежское соглашение, Филипп Киркоров как образец эрзац — культуры, расстрел Белого дома. Г. Ишимбаева считает, что Пелевин верно поставил диагноз бывшему советскому человеку, всему поколению, которое было запрограммировано на жизнь в одной социально — культурной парадигме, а оказалось в совершенно другой, — шизофрения на почве раздвоения ложной личности.

    Граждане «нового демократического государства», сошедшие с ума и ставшие пациентами клиники Тимура Тимуровича, — это тоже знак времени, который не требует расшифровки. Директор, занятый написанием диссертации, наблюдает за четырьмя подопечными, каждый из которых является обобщенным выражением отдельного социального слоя российского общества.

    Петр Пустота (ПП) представляет творческую интеллектуальную богему, Владимир Володин (ВВ) — «новых русских» с криминальной крышей, Семен Сердюк (СС) — спившуюся интеллигенцию. Особняком в их ряду стоит и потому заслуживает особого внимания 18–летний юноша по имени Мария. Названный «продвинутыми родителями» в честь полузапрещенного в советское время Ремарка, он представляет причудливую мешанину эпох и культур. Себя он называет «Просто Мария», бредит в её образе бурным романом с Арнольдом Шварценеггером, а причиной пребывания в клинике считает удар об Останкинскую телебашню. Это у Пелевина духовный портрет молодого поколения, одурманенного недоброкачественными СМИ, в основе сознания которого смесь из мексиканско-бразильских «мыльных опер», голливудских боевиков и полное отсутствие индивидуального. Ну, а имя — знак современных мужественных женщин, безвольных мужчин, вошедших в моду трансвеститов и однополую любовь. Он, однако, из всех пациентов самый нормальный и первым выписывается из больницы, то есть автор не лишает молодежь возможности духовного выздоровления.
    Композиция:
    Тема:
    Идея :
    Характеристика главного героя :
    Композиция
    Экспозиция - встреча Петра и Эрнен
    Завязка - по пути из "Музыкальной табакерки" Пустота засыпает
    Точка невозврата - герой узнает о способе лечения своего заболевания
    Кульминация - Петр отправляется в лес с Володиным
    Развязка - выписка из лечебницы
    Финал - Петр в мире внутренней монголии

    1)Герой как проводник сюжета.
    2) бунтующий (страдающий). Данный герой на протяжении всего романа путешествует как внешне, так и внутри своих мыслей, для того чтобы обрести себя.
    3) цель: обрести свободу
    4) тайна: невозможность "истинного учения"
    5) достоинства: стремление понять себя
    6) не самостоятельность

    Главный герой повести – Петр Пустота. Действие начинается с того, что он, спасаясь от преследования, сбегает из революционного Петрограда

    Внутренний конфликт выявлен в словах героя: "Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума".

    ОтветитьУдалить
  15. Морозов Юрий. Произведение прочитано полностью.
    Характеристика главного героя: Петька Пустота - пример потерянного в жизни человека, который никогда не найдёт связь с реальностью. При этом, ему единственному открыта правда о "пустоте" и устройстве вселенной, что свойственно любому психапату. Плюсы: способен критично и здраво рассуждать в экстремальной ситуации. Минусы: закрыт и не способен на диалог с людьми, не понимающими его теории "Пустоты". Цель героя - осознать себя в пространстве и времени(и у него не получается). Тайна - он боится пустоты, о которой всё время говорит.
    Композиция: параллельная
    Тема: В попытке осознать себя в бесконечной иллюзорности и лжи окружающей действительности, Герой мечется от поэзии до самоубийства через харакири, так и не найдя ответ в стенах псих больницы
    Идея: жизнь в иллюзии = жизнь в пустоте

    ОтветитьУдалить
  16. Произведение прочитано полностью.
    Роман Виктора Пелевина "Чапаев и пустота" признан эталоном постмодернизма. Он совмещает в себе технологии,рок, дурь, наркотики, грибы, современное сознание современного человека. Автор словно смеётся над этими людьми: Филипп Кирокоров как образец для подражания, эталон культуры, пьяный президент, расстрел Белого дома... Но при всем этом, Пелевин поднимает вечные вопросы человечества, на которых нет ответа. Люди бьются в пустоте ища разгадку. На протяжении всего романа присутствуют три вопроса:1. Где? — Нигде.
    2. Когда? — Никогда.
    3. Кто? — Не знаю.
    Но чёткого и ясного ответа на них нет.
    В романе есть три главных героя, которые являются проводниками сюжета:
    1. Пётр Пустота - представитель творческой интеллегенции.
    2. Владимир Володин - "новый русский" (отсылка к культуре 90х годов) с криминальным прошлым.
    3. Семён Сердюк - бывшего представителя интеллегенции. Алкоголик (как бы олицетворение умершей культуры).
    Также в романе фигурирует юноша - Мария (в честь писателя Эрих Марии Ремарка). Он выступает в роли символа объединения/мешанины всех эпох. ("С Россией всегда так, подумала Мария, водя руками по холодной стали – любуешься и плачешь, а присмотришься к тому, чем любуешься, так и вырвать может")
    Композиция произведения:
    События романа происходят в двух параллельных мирах: дивизия Чапаева во времена Гражданской войны в России;второй - психлечебница где лечят людей "Лихих девяностых".
    Эти миры не переплетаются между собой, но в романе присутствуют "вставки" из этих миров,котоыре ведут Петра Пустоту к осознанию и просветлению.
    Экспозиция: встреча Петра Пустоты с поэтом фон Эрненом.
    Завязка: их пьяная посиделка в кабаре, его сон. Пётр Пустота оказывается в больнице для душевнобольных, знакомятся с Чапаевым.
    Развитие действия: его пробуждение в псих больнице. Он узнает о своей болезни.
    Точка невозврата: Пустота понимает как вылечить свою болезнь.
    Кульминация:побегв лес Петра Пустоты и Володина.
    Финал: Пётр "излечился" от своей болезни и выписывается из больницы.
    Тема произведения заключается в том, что душевнобольной поэт пытается вылечиться от раздвоение личности и прийти к осознанию и понятию себя. Он попадает в альтернативные реальности, путешествует по мирам. (" С возрастом я понял, что на самом деле слова «прийти в себя» означают «прийти к другим», потому что именно эти другие с рождения объясняют тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму")
    Идея выражается в создании иллюзорно мира самим собой.
    Конфликт внутренний и выражается в раздвоение личности самого героя, его осознании и восприятии ("Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума")

    ОтветитьУдалить
  17. Произведение прочитано полностью
    В романе Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота" главным героем представлен – Петр Пустота. Действие начинается с того, что он, спасаясь от преследования, сбегает из революционного Петрограда в Москву. Тут он встречает своего бывшего одноклассника по гимназии, Фон Эрнена. Тот оказывается сотрудником ЧК по кличке Григорий Фанерный, который едва не арестовал главного героя.
    "Пустота" — это слово не просто говорящая фамилия главного героя, это и лейтмотив истории, её завязка, кульминация и единственный смысл. Где происходит знакомство с главным героем, характер которого, в общем-то, остается неизменным на протяжение всего романа: Петр Пустота — печальный интеллектуал и поэт, который, конечно, не имеет ничего общего с реально существующим Петькой, соратником Чапаева.
    Роман собран из частей, как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению (сатори).
    Главная проблема Пустоты - как выкинуть эти невыносимые мысли и чувства самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке.
    Главный герой выступает, как проводник сюжета. Он является бунтующим (страдающим) типом. Данный герой на протяжении всего романа путешествует как внешне, так и внутри своих мыслей, для того чтобы обрести себя. Пустота приследует цель : обрести свободу. Он также имеет тайну: невозможность "истинного учения". Но его достоинства в том, что он стремиться понять себя. Но его недостаток, это не самостоятельность.
    Композиция романа:
    Экспозиция - встреча Петра и Эрнен.
    Завязка - по пути из "Музыкальной. табакерки", дремота Пустоты.
    Точка невозврата - Петр узнает о способе лечения своего заболевания.
    Кульминация - Пустота отправляется в лес с Володиным.
    Развязка - выписка из лечебницы.
    Финал - Петр в мире внутренней Монголии.
    Внутренний конфликт выявлен в словах героя: "Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума".

    ОтветитьУдалить
  18. Этот критический роман рассматривает модель эстетики постмодернизма. Шанс, непознаваемость, многомерность бесконечного мира наиболее подходящим образом выражены в этом тексте. В. Пелевин, который называет себя «турбо-реалистом», рассматривает современный мир как взрывную смесь техногенной мысли, восточной философии, компьютерных технологий, рок-музыки и «допинга» (наркотики, ядовитые грибы и т. Д.). , В то же время человечество неустанно борется за решение вечных вопросов о значении опыта и опыта. Общее сознание современного человека, однако, не способно понять мир. Пелевин предлагает не врезаться в стену, а любить и принимать ее - и стена станет проницаемой. Три знаменитых чапаева в тексте:
    1. где? - никуда.

    2. когда? Никогда.

    3. кто? - Я не знаю.

    Таким образом, в эстетике постмодернизма устраняется проблема пространства, времени, героя и реализуется авторская идея принципиальной невозможности «истинного учения». «Свобода - это только когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «я не знаю».
    Роман развивается в двух пространственно-временных плоскостях: в отделе Чапаева (1919) и в сумасшедшем доме (90-е годы). Совмещает в себе их образ Петра Пустоты, куратора, поэта, шизофреника. «Каждая форма пуста ... Пустота - это любая форма». Бытие равносильно мышлению, и мир вокруг нас - это только наша идея об этом.
    Пелевин развеял миф о героизме гражданской войны, пародирует и переосмысливает все. Революционные моряки пьют «Балтийский чай» с кокаином, надевают пулеметные ремни, как бюстгальтеры, Ильич - маразматик, Котовский - кокаин, Анка - декадент, эмансипированный, одетый в бархатное вечернее платье. Автор называет песню в исполнении Бунина штаперными, стихотворение Христа в Блоке хромает за патрулем, а главный герой Чапаев - мистик, оккультист, гуру для своего ученика Петки, которому он внушает глубокие мысли о мир и человек. Если Бытие равно мысли об этом, то сознание является проектом мира, и мы создаем его сами. «Вы абсолютно все, что можете, и у каждого есть сила создать свою собственную вселенную». По словам Пелевина, из-за иллюзорности понятий «пространство» и «время» человек не имеет вида на жительство в одном из миров.
    Герои легко перемещаются из одного мира в другой, из эпохи гражданской войны в современную реальность. Предзнаменование Бухи, Беловежское соглашение, Филипп Киркоров в качестве примера культуры эрзаца, съемки Белого дома были распространены вокруг романа Пелевина.

    Композиция:
    Экспозиция - встреча Петра и Эрнен.
    Завязка - по пути из "Музыкальной табакерки" Пустота засыпает.
    Точка невозврата - герой узнает о способе лечения своего заболевания.
    Кульминация - Петр отправляется в лес с Володиным.
    Развязка - выписка из лечебницы.
    Финал - Петр в мире внутренней монголии.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Правила ведения читательского дневника