«Повесть временных лет»


Комментарии

  1. Полностью прочитано произведение "Повесть временных лет".
    "Повесть временных лет"- древнейшая летопись, в которой говорится о важнейших исторических событиях Древней Руси, здесь записаны легенды о происхождении славян, о создании Киева и др.
    Автор хотел донести до читателей, что очень важно объединение князей,а не их вечные споры.
    Основными героями были князья династии Рюриковичей:
    Первым киевским князем из рода Рюриковичей был Олег-родственник Рюрика, ибо Рюрик, умирая, не мог передать власть сыну Игорю, так как он был очень мал. В Новгороде Олег правил три года, после чего объединил славянские племена севера и юга, создав мощное государство-Киевскую Русь. Олег был очень мудр, поэтому его называют "вещим" Олегом. После смерти Олега «оплакивали его все люди плачем великим», а править после него стал Игорь. "Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой". Игорь желал большего богатства, и "пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его". Тогда "убили Игоря и дружинников его". Жена его Ольга с сыном Святославом в Киеве были. Жестоко отомстила Ольга древлянам за своего любимого мужа Игоря. "Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус,и много воевал". После Святослава править стал Ярополк, потом Владимир, который тоже не мало так воевал. Кстати, автор разделил полян и древлян таким образом: поляне, - мирные, порядочные жители; древляне, - разбойники и скоты.
    Композиция "Повести временных лет":
    Распадается на 2 части: сначала вводная часть, лишенная абсолютных дат(экспозиция в этой части-рассказ о разделении земли сыновьями Ноя), затем анналистич. часть, излагающая события в форме годовых статей. Также были такие статьи, где год стоял, а записи не было. Это означало, что в этот год не произошло ничего значительного, и летописец не считал нужным это записывать. Под одними годом могло быть и несколько крупных повествований.
    Тема:
    Тема истории Руси, ее могущества, объединения городов, принятия христианства.
    Идеи (по моему мнению):
    1."Независимость заменяет свободу"-про Русь.
    2. "Сила в единстве"-тоже про Русь.
    Таким образом, летопись, написанная Нестором Летописцем, "Повесть временных лет" важнейший исторический источник событий Руси.


    ОтветитьУдалить
  2. Произведение прочитано полностью.
    «Повесть временных лет» считается одним из более ранних из дошедших до нашего периода памятников исторической древнерусской письменности.
    «Повесть временных лет» создана с целью того, чтобы продемонстрировать роль русского народа среди других народов мира. В ней повествуется о возникновении русской земли. В Летописи присутствует как эпическое, так и поэтическое описание исторических событий.
    «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»
    Произведение является памятником древней Руси. Поэтическое и историческое начало находятся в постоянном взаимодействии на страницах данной летописи. Данное произведение было создано на основе устных рассказов. В основе повести лежит историческое начало, в то время историзм подразумевал идеализацию, по этой причине в произведении отсутствуют портреты героев, нет их характеров. Автор проводит оценку описываемых происшествий.
    Главной мыслью «Повести временных лет» было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям.
    «Повести временных лет» помогло объединить историю Русской земли с мировой историей. Летопись представляет собой памятник русской культуры. Значительно её воздействие на русскую литературу многих периодов. Сюжеты из летописи были взяты многими поэтами и писателями.
    Основной темой повести является порицание автором распрей между князьями, призыв к объединению.
    «И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов сорок тысяч, и пошел на Святополка, призвав бога в свидетели своей правды и сказав: «Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба.»
    Русский народ показан летописцем как равный среди других христианских народов. Интерес к истории диктовался насущными потребностями дня, история привлекалась для того, чтобы «поучить» князей — современников политической государственной мудрости, рациональному управлению государством.
    «Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим»;
    Данное и заставило монахов Киево-Печерской обители быть историками. Подобным способом, древнерусская литература выполняла задачу по нравственному обучению общества, развитию национального самосознания, выступала носителем гражданских идеалов.
    Героями летописей являлись в первую очередь князья. В «Повести временных лет» повествуется о князе Игоре, о княгине Ольге, о князе Владимире Мономахе и иных людях, живших в средневековой Руси.

    ОтветитьУдалить
  3. ГАТАУЛЛИНА ДИЛЯРА
    96/96 стр.
    «Повесть временных лет» -один из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян.
    В повести поднимается тема могущества Руси, ее великих героев.
    Основной идеей «Повести...» у автора Нестора было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям.
    «Повесть временных лет» является сводом, и поэтому мы не найдем здесь идей, охватывающих все без исключения годовые статьи. И все же можно выделить несколько моментов, к которым составители «Повести» обращаются вновь и вновь. Целый ряд сведений, включенных в летопись, имеет ярко выраженную антивизантийскую направленность. Мысль о независимости от Византии, после обращения Руси в христианство, вероятно, высказывавшей некоторые претензии не только на церковное руководство, но и на светский вассалитет, по мнению исследователей, была одной из центральных в своде Никона Великого. Именно в пику Византии в русскую летопись могли попасть рассказы о походах на Царьград Игоря, Святослава и особенно Олега, демонстративно повесившего на воротах византийской столицы свой щит.
    Проблемы произведения обозначены в его заглавии:"...откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть".
    Ценность «Повести» заключается в том, что в ней показана связь истории Руси с историей восточноевропейских и славянских народов, связь со всемирной историей. В летописи много преданий, связанных с отечественной исторической действительностью.
    Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям». А Олег провозглашает: «Киев будет матерью русским городам». Олег, действительно, строит новые города и, кроме того, покоряет много племен, в том числе деревлян, и берет с них дань ("С невиданно большим войском — одних кораблей две тысячи — Олег идет на Византию и приходит к Царьграду.../ Но хитроумный Олег велит своим воинам сделать колеса и на них поставить корабли". После его смерти к власти приходит его брат Игорь, менее удачливый. Деревляне ненавидели его, потому что он требовал слишком много дани и было ему всегда мало, оттого народ и убивает его ("Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой").

    ОтветитьУдалить
  4. «Повесть временных лет» прочитано полностью.
    Произведение начинается с того, что от Библейского Всемирного потопа и постепенно переходит на описание древнего русского государства. В ней описывается жизнь и быт русских князей. Откуда пошло название «Русская земля». Славяне призвали к себе варяжского князя Рюрика, племя которого звалось «русь». Это название со временем закрепилось за всей страной, которой он управлял: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Дальше описывается как управляли русской землей потомки князя Рюрика. Описываются так же походы русского войска, завоевание и присоединение новых земель, о принятии русским народом христианской веры, иудаизм, ислам и другие веры кроме христианства были отвергнуты князем Владимиром.

    Характеристика героев произведения:
    Первым правителем Руси считается Рюрик, который княжил в Новгороде, а после смерти своих братьев Синеуса и Трувора забирает всю всласть в свои руки и даёт название новому государству- «Русская земля»
    После смерти Рюрика правителем становится его родственник Олег, так как сын его Игорь был малолетний. Олег завоевывает Царьград, вешает свой щит на его воротах и везен в Киев богатую добычу. Умирает Олег, укушенный змеей, которая выползает из черепа его умершего коня.
    Ещё одной яркой личностью является жена князя Игоря- Ольга. После смерти своего мужа Ольга сумела отомстить за его гибель. Ольга так же первая из русских, кто принимает крещение. Крестится же она в Царьграде.
    Крещение всей Руси происходит во время правления князя Владимира ( это сын Святослава и внук Ольги ). Он посылает своих представителей в разные страны, что бы узнать где какая вера. Они вернулись и рассказали ему: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.». Так же Владимир начал строить первые христианские храмы. Он был очень просвещённом человеком того времени.
    Первыми христианскими мучениками и святыми являются Борис и Глеб, которых зверски убили по велению Святополка. И с тех пор они являются заступниками земли русской: «Заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся Владыке о своих людях.»
    Идея: единство земли Руской
    Идея о независимости от греческой церкви и о независимости княжеской власти от Византии.
    становление и образование русского государства. Разнообразные племена, жившие на огромной территории объединяются под предводительствами князей в государство. И это государства становится в ряды других стран, как равное среди равных.
    Тема:
    произведения заключается в том, что оно описывает русский народ, жизнь и быт его, военные походы, присоединение новых земель: «Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях
    Конфликт -между желанием каждого быть сильнее, и непониманием того, что сила только вместе.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Повесть временных лет. Произведение прочитано полностью. Летопись монаха Киево-Печерской лавры, Нестора. Творение монаха даёт четкие ответы на эти вопросы:
      «ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»

      В раскрытии их, мы получает ответы и на другие. Например, как появились славяне? Виной появления стала Вавилонская башня, после которой Бог разгневался и разделил людей на 72 народа и разбросил по всей планете, среди которых и появились славяне (потомки Иафета), обосновавшиеся на Днепре (в основном), так-же был основан Нижний Новгород. Были полочане - жили в поле и деревляне - жили в лесу.
      «И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: "Вот род един и народ един". И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле.»
      Что-ж, и если верить в христианство, то ответы довольно удовлетворительны. Также считается, что Нестор первый летописец, а повесть – первая русская летопись.
      Композиция летописи имеет две части. Первая лишена каких-либо дат, сплошной исторический текст. Даёт ощущение размытости и неточности в событиях, но как ещё пишут о старых временах? Вторая часть уже более конкретная и превращается в сводку событий по годам.

      «В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
      В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
      В год 6378 (870).

      В год 6386 (878).
      В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу
      своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.»

      Произведение написано как в историческом характере так и в художественном слове, но здесь не существует четкого раскрытия характеров, персонажей, портретов. Первым правителем Руси считается призванный варяг князь Рюрик, начавший своё княжение в Новгороде. Его племя называлось «русь», от чего и пошло название земли. После смерти Рюрика правителем становится его родственник Олег и так далее, по учебнику истории.

      В повести взят период исторического времени, начиная с библейских времен и до тысяча сто семнадцатого года. Библейское время начинается с Ноя.

      Конфликт трудно выделить конкретно, так как это больше похоже на учебник по истории. Но из всего содержания видна позиция автора. Критика правителей за раздробленности, не сплочённость:

      «Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим»;
      Также идея – это становление русского государства, народности, его достоинство, связь с другими народами и равный статус с другими.

      Эта летопись ценна своей исторической информацией. Она помогла связать нашу историю с мировой.


      Удалить
  6. "Повесть временных лет" прочитана полностью.
    Композиция: начинается "Повесть временных лет" со
    вступление, в котором рассказывается как рассеялись по земле люди после всемирного потопа. Далее идут записи о славянских племенах, об их происхождении, о том на каких землях они жили, об их обычаях и нравах. Далее идёт повествование о путешествии Апостола Андрея и об основании Киева.
    Я хотела бы выделить 9 важных этапов и рассказать о них подробнее:
    Происхождение славян. Нестор разрешает в библейской традиции, определяя славян наравне с другими народами запада и севера как потомков сыновей Иафета. Племя Иафета - норики. Среди известных народов под нориками можно понимать жителей царства, а затем римской провинции Норик, расположенной на левобережье Дуная на территории современных Австрии, Венгрии, Словении. А прародиной славян, по Нестору, являются Дунайские низменности.
    Основание Киева. Были три брата: Кий, Щек и Хорив, а сестра их – Лыбедь. И вот сидел Кий на горе, где сейчас подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.
    Борьба с хазарами. Посетив вятичей в 964 году и узнав, что они всё ещё являются данниками хазар, Святослав на следующий год предпринимает поход против Каганата: "В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов".
    Походы Олега. Повествование о походе Олега на Константинополь, раскрытом плане греков и победе Олега.
    Правление Игоря. Повествование о правление Игоря, после Олега. О походах, договорах, а также убийство Игоря и его дружинников.
    Месть Ольги.
    Месть Ольги древлянам за убийство ее мужа Игоря с голубями и воробьями, благодаря чему загорелся весь город. При этом Ольга говорила древлянам :"Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь"
    Походы Святослава, сына Ольги.
    Крещение Руси. Искоренение язычества и переход к христианству, т.к. Владимиру требовалась объединяющая разные племена религия, а старая вера, по его мнению, не могла выполнить эту задачу.
    Борьба Владимира I с печенегами.
    Летописцу было весьма важно показать Божественное происхождение Русской Земли.
    Летопись - удивительный жанр, которого нет ни в одной литературе, помимо русской, поскольку древние книги излагали всемирную историю в ней нужно было определить место русского народа.
    Русский историк ХХ века, Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: "Чтение древнерусских произведений- это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще. Благодаря нравственному началу, которое заключено в древнерусской литературе, ее значение особо велико именно сейчас". Я согласна с этим выражением, поскольку летопись помогает нам, современникам, изучать историй от первоисточников.

    ОтветитьУдалить
  7. «Повесть временных лет» - прочитано полностью
    «Повесть временных лет» -наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. В нем говорится про историю создания русского государства, про различные военные конфликты тех времен, и рассказываются легенды, обычаи и предания славян.
    Тема повести это сила и могущество Древней Руси и ее великих исторических личностей.
    Идея автора «Повести временных лет» заключалась в том, что он хотел объединить славян и прекратить государственные конфликты.
    Произведение носит исторический характер, но при этом имеет художественное слово. В нем нет четкого и подробного раскрытия персонажей и их характеров. Первым правителем Руси считается князь Рюрик из варягов, который начал свое правление в Новгороде. Его племя называлось «русь», отсюда и название государства. После смерти Рюрика правителем становится его родственник Олег, потому что его сын Игорь, был еще слишком мал.
    Главные герои «Повести временны лет» – это первые русские князья. В летописи рассказывается не только про их героические подвиги, но и про их повседневную жизнь. Вот несколько примеров:
    Князь Олег произносит: «Киев будет матерью русским городам». И Олег верен своему слову, он на самом деле строит новые города, и помимо этого он завоевывает много разных племен, в том числе древлян, и обязует платить ему дань «С невиданно большим войском — одних кораблей две тысячи — Олег идет на Византию и приходит к Царьграду.../ Но хитроумный Олег велит своим воинам сделать колеса и на них поставить корабли». После его смерти Олега, на престол восходит его брат Игорь. Древляне ненавидели Игоря и были злы на него, из-за того, что он брал с них слишком много дани и ему всегда было мало этой дани, и именно из-за этого народ и убивает его. «Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой». Так же в летописи говорится о Владимире Мономахе, как о имеющем выдающиеся способности писателе. Известно о его редком и особом произведении «Поучение детям».
    Также в летописи говорится о крещении Руси Владимиром, о нападении печенегов и княжеских междоусобицах его детей.

    ОтветитьУдалить
  8. Произведение прочитано полностью.
    Сюжетная линия строится в период правления Олега — князя Новгородского (с 879 года) и великого князя Киевского (с 882 года). Сказание причисляет Олега к родичам Рюрика, который передал княжение Олегу в 879 году на период, пока не повзрослеет наследник Рюрика - Игорь.
    Князь Олег, согласно «Повести временных лет», на первом этапе своего правления проводил множество завоевательных, успешных походов с участием собранного им войска, состоящего из: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей. Результатом таких походов явилось завоевание и включение в земли Руси городов Смоленск и Любеч, где Олег посадил «мужей своих», т.е. организовал правление захваченными городами и землями.
    Как доносит нам историю Олега «Повесть временных лет» - он «начал ставить города и установил дани» с большого количества племен, а также покорил Царьград, что было большим историческим событием. После своей блестящей победы он получил прозвище – Вещий. «Повесть временных лет» позволяет узнать об этой победе Олега. Так, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом воинам Олега возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу.» Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.
    Олег со своим войском по реке Днепр спустился к Киеву, месторасположение которого показалось ему весьма подходящим для столицы. Княжащих там варягов Аскольда и Дира Олег выманил из города обманом (притворившись «гостем подугорским» - купцом и направив посла). Им был предъявлен наследник Рюрика - Игорь, после чего Аскольд и Дир были свергнуты с правления в последствии убиты.
    Олег остается княжить в Киеве и провозглашает: «Киев будет матерью русским городам».
    По сути, деятельность Олега можно отнести к государствообразующей. При Олеге сформированы границы государства Руси, установлено территориальное деление, положены основы формирования общегосударственного бюджета.
    Вернемся к истории, описанной А.С.Пушкиным – смерть Вещего Олега, предзнаменованием явилось небесное знамение — звезда в виде копья.
    За пять лет до похода на Царьград Олег расспрашивал волхвов и кудесников: «От чего мне предстоит умереть?» И один из кудесников сказал ему: «Умереть тебе от коня, которого ты любишь и на котором ездишь». Олег принял решение никогда не садиться на своего коня и даже видеть его, велел коня кормить, но к нему не водить. Узнав, что любимы конь умер Олег усомнился в предсказании волхва, начал насмехаться и оскорблять кудесников: «А ведь неверно предсказывают волхвы, все-то у них ложь, — конь умер, а я жив». И приезжает на место, где лежат кости и пустой череп любимого коня, спешивается и насмешливо произносит: «И от этого черепа мне грозила смерть?» И
    попирает ногою череп. И вдруг высовывается змея из черепа и уязвляет его в ногу. От этого Олег заболевает и умирает. Волхвованье сбывается.
    «Повесть временных лет» считается одним из самых ранних древнерусских историческо-летописных сводов, дошедшим до нашего времени. Авторство приписывают Киево-Печорскому монаху Нестору, жившему в XII веке, но анализ структуры документа, особенностей стилистики отдельных сюжетов, позволил ученым сделать вывод о множественности авторов, работавших над ним.
    Свод являет собой литературно-документированное, оформленное в хронологической логике собрание сказаний, легенд, преданий о различных событиях и исторических лицах Руси.

    ОтветитьУдалить
  9. прочитано полностью
    Повесть временных лет
    Композиция произведения: экспозиция: изложение библейской легенды о разделении земли между сыновьями. Завязка: повествование о славянах, появление Киева. Кульминация: крещение Руси, междоусобная борьба. Развязка: правление Ярослава и его завещание. Финал: поражение русских от половцев. Композиция разделена на две части: одна это вводная и без дат и годов, а вторая это уже с уточнением дат, в виде годовых статей. Необычностью является поэтический слог для того времени.
    Главными героями являются князи династий Рюриков. Князь Олег первый князь, завладел хитростью Киевом и сделал его своей столицей «Это будет мать городов русских» и создал мощное государство, где объединил народ. Он был выражением силы судьбы, мудрым, великолепным военачальником, бесстрашный и находчивый. Ольга жена Игоря, она овдовела и все думали, что княгиня не справится одна с землями, но она была хитрец и сильней. Она обманула убийц своего мужа, но и погубила кучу древлян. Князи воинственная, мужественная, сильная и храбрая. Она приняла христианство и призывала к этому молодого князя. Игорь сын Рюрика, не все вопросы он решал войной и кровью, некоторые решались через мирные договоры, но при этом к нему приходили, а это значит, что его уважали и боялись. Князь добивался своих целей и был отличным стратегом. Он понял, что не сможет победить без помощи, поэтому «варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял». Князь придумывал справедливые наказания для тех, кто нарушал правила «Если же кто-нибудь возьмет из него что-либо, или обратит кого-нибудь из него в рабство, или убьет, то будет подлежать суду по закону русскому и греческому». Считается , что его погубила жадность. Святослав сын Ольги, храбрый, ходил легко как парус и много воевал. Он вдохновлял своё войско речами, был несокрушим. Он вырос воинственным и проводил много времени в походах, был простым «не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса».
    Темой летописи является история Руси. То есть изложить всю историю, последовательно начиная от библейских времён и потом постепенно описывалось все остальное происходящее, все племена, возникновения государства, деяния князей.
    Идей являемся осуждение автором расправ между князьями и призыва к объединению их. Русский народ представлен как равные другим христианским народам. Автор хотел призвать современный мир, чтобы они правили правильно и разумно, чтобы научились по опыту предков. Получается, что произведение имеет задачу нравственного воспитания и формирования национального самосознания. Целью летописца было не только изложить исторические факты и описать события, а также дать им интерпретацию в соответствии с «политикой князя», при этом стараясь сохранить объективность изложения.

    ОтветитьУдалить

  10. Произведение прочитано в кратком содержании. Анализировать буду «Предание о Вещем Олеге».
    1. Главный герой: Князь Олег-протагонист. Достоинства: сильный, храбрый, предусмотрительный, мудрый правитель. В том же время хитрый. Он смог объединить северные и южные племена славян, захватить Киев и создать крепкое государство – Киевскую Русь. Удачливый князь-воин прозван «вещим», т.е. волшебником, но и ему не удается уйти от своей судьбы. Недостатки: самоуверен, не верит в судьбу.
    2. Композиция: линейная.
    Фабульные точки:
    Завязка: князь Олег призвал к себе волхвов-прорицателей , чтобы они предсказали причину его будущей смерти.
    Точка невозврата: Олег, узнав, что его конь как три года назад умер, решил посмотреть на его останки.
    Кульминация: ядовитый змей, вылезший из черепа коня, жалит князя.
    Развязка: князь умирает, его оплакивает весь русский народ.
    3. Тема: Волхвы предсказывает князю Олегу смерть от его любимого коня. Олег- мудрый и дальновидный воин, скептически отнесся к пророчеству, но все же отсылает своего коня дабы обезопасить себя. Проходит время и князь узнает, что животное давно умерло. Тогда князь Олег совершает ошибку, он усмехается над предостережением волхвов и отправляется к трупу коня. Князь действительно убеждается в том, что конь теперь совершенно не опасен для него. Так сбудется ли пророчество прорицателей или предсказание ложно?
    4. В произведение ярко выражен внутренний конфликт. С одной стороны, князь Олег считает себя могущественным человеком, который сам решает свою судьбу. Но ,с другой, он обращается за пророчеством к волхвам, значит, внутри у него есть сомнения насчет своей судьбы. Он действует против своей воли: отправляет коня от себя подальше. Все же, умирая, он осознает несвободу человека в выборе. Человек бессилен перед волей рока. Могущественность и слава не помогут в борьбе с неминуемым.
    5. Внешний конфликт заключается в противостоянии человека и судьбы. Человеку не уйти от судьбы, что бы человек ни сделал, как бы не стремился защитить себя.
    6. Идея: человек- раб судьбы.

    ОтветитьУдалить
  11. Морозов Юрий
    Прочитана часть "Месть Ольги и её Крещение"
    Месть Ольги и её крещение
    Княгиня Ольга – ярчайший исторический деятель Древней Руси, запомнившийся своими методами расправы над неприятелями и врагами. Мастер запутанных интриг и козней, она умудрялась обводить Древлян вокруг носа не один раз. С другой стороны встаёт вопрос: стоило ли разворачивать такой многоэтапный и постепенный план мести Древлянам, если можно было обойтись банальным кровопролитием кровопролитием через междоусобные войны? Может быть, но тогда бы мы знали Ольгу как неуравновешенную истеричку. Сейчас же она закрепилась в истории как очень изобретательная неуравновешенная истеричка.
    Вообще,двойственность образа Ольги давно привлекла внимание исследователей, которую они объясняют смешением языческих и христианских черт в ее характере, эпической и агиографической традиций в ее описании. Например, следует обратить внимание на то, что летописный рассказ о «местях» Ольги древлянам весьма символичен. Его символизм заключается в том, что каждая месть представляет собой скрытую загадку о смерти, которую Ольга загадывает древлянам. Древляне не то что не смогли их отгадать, но даже не замечали предлагаемых им загадок и были обречены на смерть. Всего княгиня Ольга в Повести временных лет задавала им четыре загадки подряд. В рассказе о ее первой мести древлянам за убийство ее мужа Ольга предложила древлянским послам заставить киевлян нести их в ладье. Ольга недаром убедила древлян именно лечь в ладье. Она по существу задала загадку древлянам об их похоронах (ладья с лежащими мертвецами - это погребальный обряд, достаточно вспомнить сожжение мертвого руса в описании Ибн Фадлана). Но древляне не поняли, решили, что им хотят оказать великую честь, вернулись на ночь в ладью, легли там и сами подтвердили приговор, будто они мертвы. Оставалось их действительно похоронить, что наутро и было сделано, хотя ничего не заподозрившие послы гордо сидели в ладье, пока их не бросили в яму и не похоронили заживо. Во второй и третьей местях также содержатся неразгаданные загадки - «баня» и «пир» могут также трактоваться как символы страдания и смерти. В третьей мести это видно особенно четко. Древляне спрашивают Ольгу о судьбе послов, которые ездили сватать ее за Мала. Ответ княгини: «Идут за мною с дружиной мужа моего». Все правильно: убитые ею древлянские послы действительно «идут» вслед за перебитым древлянами ближайшим окружением ее мужа. Ольга вовсе не пошла на примитивный обман, а ответила скрытой и довольно изощренной «загадкой». Особенно циничным выглядит языковое коварство Ольги в рассказе о четвертой мести древлянам. Она заявляет древлянам, повторяя с необычной настойчивостью: «Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас мало, заключив с вами мир, уйду прочь… Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас мало: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас мало». К чему этот повтор: прошу мало, мало, мало… Если вспомнить, что древлянского князя звали Мал, то можно сообразить, что Ольга использовала каламбур и самую простую фразу превратила в загадку. Она снова не обманывала, добиваясь уже не мести, а гораздо большего. Ольга потребовала от древлян князя - предводителя восстания, в данном контексте - всей их независимости, которую и искоренила полностью.

    Ольга явно относится к фольклорному типу коварных невест. Для древлян сватовство заканчивается плачевно. Еще Н. И. Костомаров отмечал, что эпизод с древлянскими послами, сожженными в бане, несколько напоминает русскую сказку о царевне Змеевне, которая заманивает к себе молодцев и сжигает их в печи. Униженным остается и византийский император.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Только Игорю сопутствует удача. Но источники свидетельствуют, что Ольга досталась ему тоже непросто. В целом предание, вошедшее в состав «Степенной книги», очень символично (Игорь преследовал зверя, который находился на другом берегу реки, а, подъехав к воде, встретил Ольгу). Эта ситуация - «брак» - «охота» - встречается в фольклоре. Она воплощается в мотиве встречи героя с чудесным животным (лебедь или лань), которая превращается в девушку-невесту. Чудесная невеста, Ольга, далась Игорю, как и положено, не сразу. Не случайно князь сначала принял Ольгу за удалого, сильного мужчину, в чем, вероятно, проявился еще один былинный сюжет - о поединке с суженой. (На Псковщине рассказывали предание об Ольге, как о «сильной богатырке», переносившей с места на место огромные камни.) В конечном итоге Игорю не удается самому добыть Ольгу. Согласно летописям, ему ее приводит Олег, который, в данном случае, выполняет роль «волшебного помощника» героя. Однако женитьба на «коварной невесте-губительнице», «богатырке» Ольге не может принести Игорю счастья. Встреча Игоря и Ольги происходит на переправе, а переправа в фольклоре часто является символом смерти. Девушка перевозит Игоря на другой берег, что делает его гибель неотвратимой, а Ольга оказывается причастной к смерти князя
      А теперь по подробнее о местях. Первый этап её сладкой мести начался с операции «Лальи».Древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами:
      «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала»».«Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите:«Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье». Понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

      Удалить
    2. Но и на этом она не остановилась. Второй этап мести, подогрел блюдо, которое, как известно, подают холодным. В ход пошла «мовь». Княгиня в буквальном смысле сварила своих врагов заживо, во время того, как они парились в бане. Как и в прошлый раз, Ольга сыграла на традициях и поверьях русского народа, а именно на обряде мовь – поход в баню.
      История третьей мести не менее интересна. Киевское войско было готово к походу на Древлянскую землю. Перед выступлением Ольга обратилась к древлянам со словами: «Се уже иду я к вам, и устройте мне меды многие, иде же убиста мужа моего, и створю я над ним тризну». После этого она отправилась в путь с небольшой дружиной. Вблизи города Искоростеня, на могиле мужа, она повелела насыпать огромный курган и совершать тризну. Древляне пили, а Ольгины отроки прислуживали им. Древляне спросили Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной. В языческие времена на поминальном пиру не только пили, но и устраивали соревнования и военные игрища; Ольга решила использовать этот способ для очередной мести. Когда древляне напились, княгиня сначала велела своим отрокам пить за них, а затем приказала убить их. Здесь чревоугодие и жажда развлечения погубила древлян, и в итоге они страшно поплатились за эти, важно заметить, библейские грехи
      Последним этапом сладкой мести Ольги стала операция с голубями и воробьями
      «Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном.
      Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.»
      После того, как мстя настигла Древлян, Ольга принимает крещение
      Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней оставались язычниками. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

      Удалить
    3. Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой. Рассказ о визите Ольги в Константинополь к Константину Багрянородному (названному в ПВЛ Иоаном Цимисхием изложенный в ПВЛ, является переложением библейской истории о визите царицы Савской к Соломону и наполнен богатым библейским символизмом, в результате чего подобное описание сложно считать аутентичным.
      «Крестил ее царь с патриархом. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены».Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь».
      Её сын Святослав в будущем станет не менее известной исторической личностью, но будет известен по другим заслугам
      В год 955. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и уговаривала принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался по своей воле креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. Ибо «для неверующих вера христианская юродство есть».
      Стоит вставить немного выдержек из истории её правления. В 945 году Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

      Удалить
  12. 10/10 страниц. Часть «Крещение и месть Ольги».
    1. Главная героиня – княгиня Ольга. Интересная историческая личность. Она не просто правительница, она именно тот образ сильной женщины, за которой готовы идти люди, и которая может изменить ход истории. Мудрая, хитрая, смелая: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Это можно понять по ее первым указам. Красива лицом. Расчетливая, жестокая. Действует быстро и решительно. Стала ревностной христианкой и активно пропагандировала православную веру среди населения. Цель первая, незначительная: месть древлянам, которая не прошла мимолетно, а растянулась на целых четыре этапа. Цель вторая, еще незначительней: принятие христианства. Она хотела, чтобы и её подчиненные приняли новую веру. Цель главная, толкающая на действия: благополучие своего сына Святослава: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться», «И говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, руководя сыном до его возмужалости и до его совершеннолетия». Тайна: невероятная обида и жажда мести, которые являются основной всех деяний Ольги, это ее мотив, порыв и внутренняя несвобода.
    2. Простая линейная композиция. Как и вся летопись. Экспозиция – жизнь Ольги в Киеве с сыном Святославом, завязка – убийство Игоря, первое развитие действия – визит древлян с претензией и условиями всевластия, точка невозврата – решение Ольги отомстить, второе развитие действия – ладья, убийство и новые хитрости, кульминация – поход в столицу древлян, поджог «... и не было двора, где бы ни горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы», убийство и назначение дани, развязка – крещение Ольги, после которого она успокоила свой пыл, «возлюбила свет и оставила тьму».
    3. Тема: княгиня Ольга взошла на престол после трагической гибели своего мужа – киевского князя Игоря. Имя этой правительницы сочетает в себе много первого: первая приняла христианство на Руси, первая узаконила налоги, ну и что не мало важно – она первая правящая женщина. Характер и незаурядный ум княгини помогли ей в государственных начинаниях. Жестокая расплата с древлянами стала основной задачей в первые годы правления. Ольга не просто наказала убийц мужа, но и высмеяла их напыщенность и уверенность в собственной правоте и важности. Вся спесь древлян была погребена под землю. Далее – новые ходы Ольги. И опять обман и хитрость. Более жестокая.
    4. Внешний конфликт является основным: Ольга и древляне, Ольга и язычники в образе сына Святослава. В первом случае – банальная жажда мести. С одной стороны, древляне, которых обманул Игорь, с другой стороны – Русь в лице мужа. Во втором – недопонимание и расхождение в вере.
    Внутренний конфликт: выбор между мужем и народом. Ольга одержима местью за убийство Игоря, но понимает, что его поступок нечестен и правда на стороне древлян, поэтому позже княгиня и приказывает упорядочить сбор дани во избежание новых конфликтов.
    5. Идея: искупление местью.

    ОтветитьУдалить
  13. Произведение прочитано полностью.
    "Повесть временных лет" написана примерно в 12 веке и повествует о важных исторических событиях того времени, о русских князьях и происшествиях. Её можно разделить на две части: 1. Это записи о погодных условиях и русской земле; 2. Летописные события.
    В качестве рассказчика-летописца выступает Нестор, который и вводит нас в предлагаемые обстоятельства (военные походы, значимые события на Руси, известные бояре и люд, монастыри и тд). Целью создания "Повести временных лет" было стремление доказать другим странам, что Русь имеет свою богатую и интересную историю.
    Композиция произведения:
    Композиция сложна и охватывает большой период времени (от Рождения Христова) делится на 2 части. Начинается повесть с введения и делении земли сыновьями Ноя. То есть первая часть посвящена Старому Завету и вавилонскому столпотворению, сыновьям Ноя (Сим, Хам, Иафет). Далее следуют библейские сюжеты, создание Киева (852 год), о первых новгородских и киевских князьях. Эта часть композиции имеет свою идею: Русь хоть и разделена на княжества и общины, но все равно едина и сильна,имеет многовековую историю и традиции. ("Откуда есть пошла Руськая земля, хто в Киеве нача перьвее княжити")
    Вторая часть включает в себя хронологические события происходивших на Руси. Имеет анфиладную композицию (те, строгая хронология) и повествует о князьях, правивших на Руси.
    Так такового главного героя в повести нет. Проводником сюжета здесь выступает сам рассказчик.
    В "Повести временных лет" совмещаются такие формы как погодная запись,библейские сказания ("произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне."), летопись(описываются земли на которых живут славяне, их быте и прошлом) , документы (поход на Византию) , исторические события(создание Киева, рассказ о четвёртой мести Ольги) , житие ("Житие Бориса и Глеба", "Житие Феодосия Печерского" походы князей (" В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли."), чествование (прославление князей русских (князь Игорь, князь Рюрик, князь Олег), сказания (легенды (" Белгородский кисель", "Юноша-кожемяка") и придания, выступающие в виде поучения).
    Главная тема произведения - место Руси в мировой истории, её культура и историческое прошлое.
    Повесть выступает как послание потомкам. Некий сборник, хронология, чтобы будущие люди знали, что было до них и чтили это ("Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов.";"Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим". )

    ОтветитьУдалить
  14. прочитано полностью.

    В начале двенадцатого века было создано одно из древнейших летописных произведений. Написано оно было Нестором – летописцем, который был монахом Киево – Печерской лавры. « Повесть временных лет» не сохранилась как отдельная книга. До наших дней дошли вторая и третья редакции в тексте Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Как считает русский историк и лингвист А.А. Шахматов вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в 1116 году, а третья в 1118, по просьбе князя новгородского Мстислава Владимировича. На сегодняшний день существует несколько редакций летописи с незначительными несоответствиями с оригинальным текстом.
    Произведение названо по первой её фразе: « Се повести временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». В этом труде охвачен огромный период истории. Повествование начинается с библейских времён Ноя и длится до 1117 года.
    « Повесть временных лет показывает нам зарождение русской земли, какое место среди других народов мира занимал русский народ. Произведение является и эпическим и поэтическим описанием исторических событий, которые тесно переплетаются на протяжении всего повествования. Описание в произведении создавалось на основе устных рассказов, поэтому в « Повести временных лет используется сжатый, но достаточно выразительный и яркий язык. Для летописания характерна прямая речь и живой диалог. Как образец для позднейших речей княжеских служила речь Святослава к дружине перед битвой с византийцами, которые превосходили русских в силе: « Уже нам некамося дети, волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имам…».
    Особенностью произведения, в частности литературно – стилистической , является его стилистика разно стилевая и многожанровая . Структура повести включает в себе исторические рассказы, древние легенды, эпические предания, сказочные народные повествования, повести о войнах и феодальных преступлениях, библейские события и изречения, церковные поучения, записи политических и государственных договоров и т.д. В летописи много церковной и разговорной лексики и она воспроизводит тот язык и ту речь, которые были в обиходе в то время. Историзм в те времена носил идеализирующий характер. Нередко, в описании князей киевских на первом плане были – доблесть, честь, способность укрепить могущество страны. Читатель не увидит в произведении характер или психологический портрет героев, но поймёт оценку автора о происходящих в летописи событиях.
    Летопись является не только образцом древнерусской литературы, но и представляет собой памятник культурной жизни народа. Многие поэты и писатели часто использовали сюжеты повести в своём творчестве. Например, знаменитая « Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

    ОтветитьУдалить
  15. «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования — погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание. Русь распалась на множество княжеств и у каждого появились свои летописные своды. В каждом из них отражались особенности истории своего края и писалось только о своих князьях. «Повесть временных лет» являлась частью местных летописных сводов, которые продолжали традицию русского летописания. «Повесть временных лег» определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русичам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей. «Повесть временных лет», написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.

    ОтветитьУдалить
  16. Кондратьева Юлия.
    Повесть временных лет прочитана полностью. Летопись монаха Киево-Печерской лавры, Нестора. Произведение отвечает на вопросы:
    «ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»
    "Повесть временных лет"- древнейшая летопись, в которой говорится о важнейших исторических событиях Древней Руси, здесь записаны легенды о происхождении славян, о создании Киева и др.
    В повести поднимается тема могущества Руси, ее великих героев.
    Основной идеей «Повести...» у автора Нестора было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям.
    «Повесть временных лет» является сводом, и поэтому мы не найдем здесь идей, охватывающих все без исключения годовые статьи. И все же можно выделить несколько моментов, к которым составители «Повести» обращаются вновь и вновь. Целый ряд сведений, включенных в летопись, имеет ярко выраженную антивизантийскую направленность. Мысль о независимости от Византии, после обращения Руси в христианство, вероятно, высказывавшей некоторые претензии не только на церковное руководство, но и на светский вассалитет, по мнению исследователей, была одной из центральных в своде Никона Великого. 
    Композиция произведения:
    Композиция сложна и охватывает большой период времени (от Рождения Христова) делится на 2 части. Начинается повесть с введения и делении земли сыновьями Ноя. То есть первая часть посвящена Старому Завету и вавилонскому столпотворению, сыновьям Ноя (Сим, Хам, Иафет). Далее следуют библейские сюжеты, создание Киева (852 год), о первых новгородских и киевских князьях. Эта часть композиции имеет свою идею: Русь хоть и разделена на княжества и общины, но все равно едина и сильна,имеет многовековую историю и традиции. ("Откуда есть пошла Руськая земля, хто в Киеве нача перьвее княжити")
    Вторая часть включает в себя хронологические события происходивших на Руси. Имеет анфиладную композицию (те, строгая хронология) и повествует о князьях, правивших на Руси.
    Конфликт определить, так как это в произведении слишком много исторического контекста.

    ОтветитьУдалить
  17. 96/96 стр.
    «Повесть временных лет» -один из главных и первых летописных сводов. В ней описывается история образования русского государства, военные столкновения, рассказываются легенды и предания славян.
    В повести поднимается тема могущества Руси, ее великих героев.
    Основной идеей «Повести...» у автора Нестора было призвать славян к объединению и положить конец княжеским распрям.
    «Повесть временных лет» является сводом, и поэтому мы не найдем здесь идей, охватывающих все без исключения годовые статьи. И все же можно выделить несколько моментов, к которым составители «Повести» обращаются вновь и вновь. Целый ряд сведений, включенных в летопись, имеет ярко выраженную антивизантийскую направленность. Мысль о независимости от Византии, после обращения Руси в христианство, вероятно, высказывавшей некоторые претензии не только на церковное руководство, но и на светский вассалитет, по мнению исследователей, была одной из центральных в своде Никона Великого. Именно в пику Византии в русскую летопись могли попасть рассказы о походах на Царьград Игоря, Святослава и особенно Олега, демонстративно повесившего на воротах византийской столицы свой щит.
    Проблемы произведения обозначены в его заглавии:"...откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть".
    Ценность «Повести» заключается в том, что в ней показана связь истории Руси с историей восточноевропейских и славянских народов, связь со всемирной историей. В летописи много преданий, связанных с отечественной исторической действительностью.
    Главные герои «Повести временны лет» – первые русские князья. В летописи описываются как героические подвиги князей, так и светская жизнь. Так, например, о Владимире Мономахе говорится, как о талантливом писателе. Известно его уникальное произведение «Поучение детям». А Олег провозглашает: «Киев будет матерью русским городам». Олег, действительно, строит новые города и, кроме того, покоряет много племен, в том числе деревлян, и берет с них дань ("С невиданно большим войском — одних кораблей две тысячи — Олег идет на Византию и приходит к Царьграду.../ Но хитроумный Олег велит своим воинам сделать колеса и на них поставить корабли". После его смерти к власти приходит его брат Игорь, менее удачливый. Деревляне ненавидели его, потому что он требовал слишком много дани и было ему всегда мало, оттого народ и убивает его ("Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой").

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Правила ведения читательского дневника