Правила ведения читательского дневника
Здравствуйте, уважаемые студенты! Перед тем, как приступить к ведению читательского дневника, необходимо ознакомиться со следующими требованиями: 1. В меню блога Вы находите список, выбираете одно из произведений и переходите к его описанию. Заполнять читательский дневник нужно в виде комментариев под описанием данного произведения. 2. Каждый комментарий должен иметь следующую форму: Сколько страниц прочитано из общего количества (например, 25 страниц из 325) Анализ прочитанных эпизодов и сцен (характеристика главного героя, композиция, тема, конфликт, идея) Не менее 3 цитат из текста. 3. Объём комментария должен быть не менее 2700, но не более 4090 печатных знаков вместе с пробелами . 4. Комментарии не должны пересказывать сюжет произведения и повторяться слово в слово как у других авторов (нужно перефразировать). 5. Нельзя вступать в полемику и дискуссию, то есть запрещается комментарировать чужие комментарии. Критерии оценивания читательского дневника: 1...
Примечание автора: В разборе идёт речь сразу о двух летописях.
ОтветитьУдалитьХарактеристика главного героя:
Достоинства и недостатки:
Князья, в особенности Юрий и богатыри, в особенности Александр, и те и те полны решимости, однако князья слишком самоуверенны и недоверчивы.
Цель: Победить татар, заполучив славу. В последствии, отбить супостата, спасти Русь, спасяст самому.
Тайна: Небожность, вера в свои традиции, сила.
Тип героя: Князья относятся к бунтующему типу, ищущих славу людей.
Композиция
Фабула:
Экспозиция: 1223 год.
Завязка: Юрий победил Константина и в страхе Александр объединил богатырей под Мстислава.
1. Развитие действия: "И прибежали окаянные половцы к месту, которое называется Половецкий вал", призвали по родственной связи Мстислава, а он по авторитету остальных русских князей.
Точка невозврата: Поражение русских войск в битве на Калке"
2. Развитие действия: Захват Рязани и глупость Юрия.
Кульминация: Гибель Владимира и князя Юрия (это кульминация, так как Юрий подан единственным возможным защитником Руси)
Развязка: Захват Киева. "И оставался здесь Батый три года, и разорял земли до Володавы, а затем возвратился в степь, пленив все земли."
Вид: Последовательный
Тип: Простой
Тема:
Достоинства и недостатки: Русь гордая, разделённая в огне междоусобиц
Цель: дарует князьям славу в победах и количестве владений,
Завязка: пока на горизонте не появились чужеземцы, склоняювшие до сели пред собою все народы;
Тайна: Но там где русский глуп и вероломен, всегда есть дух его, который смерти не боится.
Точка невозврата: И вот война уж началась. И по пусту мрёт смерд и воин, купец, холоп, ремесленник несчастный по глупости князей.
Выбор перед кульминацией: И даже в тот момент когда Рязань уж можно было защитить, князь Юрий, не желавший власть и почести делить, отказывает в помощи народу.
Тематика
Тема жадности
Конфликт:
Внешний: Война между русскими и татарами
Внутренний: Идея объединения против страсти к власти.
Вид понимания конфликта:
Узкий: Момент русакой истории и поступков тех или иных людей.
Широкий: Междоусобица как причина поражения в войне против завоевателя, как этап в будущем становлении единого унитарного, централизованного государства.
Идея: Война проучит грешников.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьХIII-ХIVвв – трагическое время нашествия монголо-татар на Русь. Главная тема литературы данного этапа – борьба против монголо-татарского нашествия.
На тему татаро-монгольского нашествия кроме того были созданы такие произведения как: «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Киева», «Повесть о приходе Батыя на Рязань».
Центральная идея данных повестей – призыв к борьбе русского народа с чужеземными угнетателями, к охране родной территории. В них звучит идея о национальном единстве, характерная для литературы ХI – ХII вв.
«Повесть о битве на реке Калке» - летописная повесть, рассказывающая о первом конфликте русских с монголо-татарами в ХII в.
Первое столкновение русских полков с кочевниками случилось в 1223 году на реке Калке. «Повесть о битве на реке Калке» детально объясняет ход событий. Весть о возникновении «языка незнаемого» принесли в Киев половцы, с которыми первыми встретились отряды степных кочевников, шедших с Кавказа под руководством нойонов Чингиза Джебе и Сабутэ. В сражении приняли участие только лишь южно-русские князья, однако между ними не было согласия и единства, что и явилось фактором разгрома на Калке, указывает повесть.
Особый интерес представляет вставка, сообщающая о гибели на Калке 70 смельчаков во главе с Александром Поповичем. «Повесть о битве на реке Калке» отразило то ошеломляющее впечатление, которое произвело появление татаро-монгольских полчищ. «Явились народы, которых никто не знает, кто они, откуда пришли, каков язык их, какого они племени, какой веры».
В 1237г. по следам горячих событий была написана великолепная и грустная «Повесть о приходе Батыя на Рязань» состоящая из четырех частей.
Возникновение Батыя на границах Рязанской территории, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии.
Героическая охрана Рязани Юрием Ингоревичем, смерть заступников и разорение Батыем Рязани.
Героями первой части повести выступает сын Юрия Ингоревича рязанского, князь Федор и его молодая супруга Евпраксия. Федор направляется к повелителю Батыю во главе посольства. Он безбоязненно вступается за часть не только своей супруги, но и всех рязанских жен.
Очень наглядно изображается в повести картина сражения рязанцев с татарами.
"Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти. Се бо я, брат ваш, напред вас изопью чашу смертную за святыа божиа церкви, и за веру христьянскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингоря Святославича"
Рязанская территория подверглась ужасающему разорению. Рязань была взята на шестой день с помощью огня, стенобитных машин и лестниц.
Живым олицетворением подвига русского народа, который отомстит противнику, предстает в повести Евпатий Коловрат. Подобно богатырям из русских былин Евпатий Коловрат одарен гиперболической мощью, мужеством и доблестью, вызывающей восторг даже врагов.
Третья часть приурочена к прославлению подвига Евпатия Коловрата. Это эпический герой подстать богатырям русских былин. Он живое воплощение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремиться отомстить за поруганную врагом землю. Главное внимание уделено изображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переносится подвиг всей дружины. Когда Батыю дали тело Евпатия Коловрата, он заявил: «О, Коловрат Евпатий, крепко ты потрепал меня с малою своей дружиной, многих храбрых богатырей моих побил, многие пали от тебя. Если бы ты у меня служил, держал бы я тебя против сердца своего».
«Повесть о приходе Батыя на Рязань» предполагает собою стандартную воинскую повесть. Среди других произведений своего времени она выделяется значительной художественностью. В языке повести и в ее выразительных средствах – сравнениях, образах, метафорах, эпитетах – отразилось весьма значительное влияние устной народной поэзии. Некоторые места повести схожи к народному творчеству своим ритмическим , почти стихотворным складом, равно как, к примеру, ответ воинов Евпатия Коловрата Батыю.
Произведения прочитано полностью. В тяжелые для нашей Руси времена, а именно тринадцатые и четырнадцатые века, главное темой общества становится борьба с монголо-татарским нашествием. На тему этой эпохи множество произведений, летописей, слов. К примеру «Повесть о битве на реке Калке», «Поветь о приходе Батыя на Рязань», "Слова" Серапиона Владимирского
ОтветитьУдалитьВезде отслеживается четкая идея – это призыв народа русского, встать и дать отбор угнетателем, спасти родину. Отслеживается идея национального единства, критика раздробленности.
Самое первое сражение наших воинов с монголо-татарами произошло в тысяча двести двадцать третьем год, на реке Калке. Существует летопись, в которой детально объясняется ход событий. В сражении принимают участие юно-русские князья, но они терпят разгром:
«И были побеждены все князья русские, как никогда не бывало от начала Русской земли.»
Проблема в том, что каждый князь считает себя великим и могучим, гордым и прекрасным. Им чуждо слушать друг друга и принимать разумные решения. Каждый думает о своей славе, а не о безопасности для всех.
В тысяча двести тридцать седьмом году была написана «Повесть о приходе Батыя на Рязань». Она более литературная, она выделяется своей художественностью содержит в себе четыре части. В первой части расписано появление Батыя на границе Рязанской земли, князь Федор, пришедший к нему, его погибель.
Во второй части героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем:
"Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти. Се бо я, брат ваш, напред вас изопью чашу смертную за святыа божиа церкви, и за веру христьянскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингоря Святославича"
Дальше разорение города. В третьей части подвиг Евпатия Коловрата. Герой является эпическим, практически богатырём из былин. Он является олицетворением русского народа, который борется с захватчиком и не может спокойно с ним смериться. Основное содержание части уделяется как ведёт себя Евпатий во время боя, а его подвиг является подвигом всей дружины. Даже Батый оценивает это:
«И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего».»
Но не только князь Евпатий был таким. Такими храбрыми выступают и князь Юрий, и любые рядовые воины.
А в четвертой части оплакивание павших людей и восстановление Рязани Ингварем Ингоревичем. Повесть заканчивается словами:
«И бысть радость христианом: их же избави Богъ рукою своею крепкою от безбожнаго царя Батыя.»
Русский народ не теряет веры, а наоборот, с помощью её крепчает и набирается духу. Во всех летописях преследуется идея единства, патриотизма, победы и веры.
Произведение прочитано полностью. Анализировать буду "Повесть о приходе Батыя на Рязань".
ОтветитьУдалить1. Герои первой части
Сын Юрия Ингоровича Федор и его жена Евпраксия также являются протагонистами. Федор отправляется к царю Батыю во главе посольства. Он бесстрашно вступается за честь не только своей супруги, но и всех рязанских жен. Дерзко и со смехом бросает Федор вызов "нечестивому царю": "Не полезно бо есть нам, христианам, тобе, нечестивому царю, водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши". Поэтому его достоинствами являются мужество, героизм, бесстрашие, любовь к родной земле. Но за такой гордый ответ хан Батый убивает Федора. Горестная весть поражает молодую жену Федора княгиню Евпраксию. Она, стоя в превысоком своем тереме с малолетним сыном Иваном на руках, "... услыша таковыя смертоносный глаголы, и горести исполнены, и абие ринуся из превысокаго храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися (разбилась. - В.К.) до смерти". Достоинства Евпраксии- верность мужу, сильная супружеская любовь, мужество.
Герои второй части.
Князь Юрий Ингорович воодушеляет дружину перед боем: "Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти. Се бо я, брат ваш, напред вас изопью чашу смертную за святыа божиа церкви, и за веру христьянскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингоря Святославича". Достоинствами князя являются героизм, справедливость, религиозность и бесстрашие. Он велик, потому что хочет умереть за христианскую веру. Он – протагонист.
Третья часть посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата. Это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Евпатий также является протагонистом.
Общей целью этих героев является защита русской земли, спасение ее от порабощения и разорения ханам Батыя.
2. Композиция линейна. Фабульные точки:
Завязка- Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором.
Точка невозврата- гибель Федора и его жены Евпраксии.
Кульминация- Героическая зашита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани. И еще можно выделить двойную кульминацию в эпизоде подвига Евпатия.
Развязка- Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем.
3. Тема: На рязанскую землю приходит кровожадный хан Батый. Сын князя Юрия Ингоревича Федор героически погибает в сражении. Бесстрашный князь Юрий Ингоревич также падает от рук татаро-монгольского ига. Все надежды остаются на славного богатыря Евпатия. Сможет ли он спасти русскую землю или зло победит?
4. Внешний конфликт: противостояние между рязанскими князьями и чужеземцем ханам Батыем.
5. Идея: вера – источник жизни. Несмотря на то, что земля рязанская пала, люди продолжают оптимистично верить в спасение.
Морозов Ю.А.
ОтветитьУдалитьПримечание автора: В разборе идёт речь сразу о двух летописях.
Характеристика главного героя:
Достоинства и недостатки:
Князья, в особенности Юрий и богатыри, в особенности Александр, и те и те полны решимости, однако князья слишком самоуверенны и недоверчивы.
Цель: Победить татар, заполучив славу. В последствии, отбить супостата, спасти Русь, спасяст самому.
Тайна: Небожность, вера в свои традиции, сила.
Тип героя: Князья относятся к бунтующему типу, ищущих славу людей.
Композиция
Фабула:
Экспозиция: 1223 год.
Завязка: Юрий победил Константина и в страхе Александр объединил богатырей под Мстислава.
1. Развитие действия: "И прибежали окаянные половцы к месту, которое называется Половецкий вал", призвали по родственной связи Мстислава, а он по авторитету остальных русских князей.
Точка невозврата: Поражение русских войск в битве на Калке"
2. Развитие действия: Захват Рязани и глупость Юрия.
Кульминация: Гибель Владимира и князя Юрия (это кульминация, так как Юрий подан единственным возможным защитником Руси)
Развязка: Захват Киева. "И оставался здесь Батый три года, и разорял земли до Володавы, а затем возвратился в степь, пленив все земли."
Вид: Последовательный
Тип: Простой
Тема:
Достоинства и недостатки: Русь гордая, разделённая в огне междоусобиц
Цель: дарует князьям славу в победах и количестве владений,
Завязка: пока на горизонте не появились чужеземцы, склоняювшие до сели пред собою все народы;
Тайна: Но там где русский глуп и вероломен, всегда есть дух его, который смерти не боится.
Точка невозврата: И вот война уж началась. И по пусту мрёт смерд и воин, купец, холоп, ремесленник несчастный по глупости князей.
Выбор перед кульминацией: И даже в тот момент когда Рязань уж можно было защитить, князь Юрий, не желавший власть и почести делить, отказывает в помощи народу.
Тематика
Тема жадности
Конфликт:
Внешний: Война между русскими и татарами
Внутренний: Идея объединения против страсти к власти.
Вид понимания конфликта:
Узкий: Момент русакой истории и поступков тех или иных людей.
Широкий: Междоусобица как причина поражения в войне против завоевателя, как этап в будущем становлении единого унитарного, централизованного государства.
Идея: Война проучит грешников
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьСамо название произведения "Повести о татаро-монгольском нашествии" говорит о том, о чем будет идти речь. (нашествие монгол-татарского ига на Русь в 13 веке). Это литературный сборник, состоящий из нескольких небольших повестей, посвященных какой-либо определённой битве или событию:" Повесть о битве на реке Калке"," Повесть о приходе Батыя на Рязань", "Слова Сирапиона Владимирского", "Повесть о разорении Киева" и так далее).
Главной и общей темой этих произведений является нашествие татаро-монгольского ига на Русь и его изгнание с земель русских.
Фактически, цельной композиции нет, так как произведение раздроблено на небольшие части, имеющие свою собственную композицию. Но их связывает общая тема.
Каждая часть представляет собой некую летопись - хронограф событий.
"Повесть о битве на реке Калке" (1123 год) это летопись о битве на реке Калке между южнорусскими князьями и отрядами Чингиза Джебе и Сабутэ. Дурная весть пришла от половцев в Киев ("Явились народы, которых как следует никто не знает, кто они, откуда пришли, каков язык их, какого они племени, какой веры, и зовут их – татары, а иные говорят – таумены, а другие называют их печенегами...") Русские войска были разбиты из-за разобщенности и недоговорённости русских князей. Не имея общей цели и слаженности невозможно победить врага. На это и указывает автор. Он также отсылается на то, что иго было послано за грехи людские.
" Повесть о приходе Батыя на Рязань" (1237 год) также представляет из себя летопись - хронограф и прославляет русских князей за их мужество и героизм в битве за Рязань. (князь Юрий Ингоревич, его братья Давыд и Глеб и Рязанская дружина – "удальцов-резвецов – достояния рязанского", славного богатыря Евпатия Коловрата). В этой повести главной проблемой также является разобщенность и несобранность русских князей, что чуть не приводит к гибели войск и народа (князь Юрий Всеволодович отказывает князю Юрию Ингоревичу в помощи в битве за Рязань и решает выступать самостоятельно). Здесь также прослеживается мысль автора, что разгром Рязани это кара за грехи людские и предупреждение, чтобы исправиться.
Композиция повести:
Повесть состоит из четырёх частей: 1.Батый со своими войсками появляется на границах Рязани. Первая битва и гибель князя Фёдора и его жены Евпраксии. ("Не полезно бо есть нам, християном, тобе, нечестивому царю, водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши")
2. Юрий Ингоревич просит Юрия Всеволодовича о помощи, но получает отказ. Битва Юрия Ингоревича с войсками Батыя. Но не имея достаточно сил, Юрий Ингоревич поражён.
3. Батый входит в Рязань и разрушает её
4. Ингарий Ингоревич заново отстраивает Рязань.
В первых двух частях рассказывается о ужасах творимых войсками Батыя и о смертях русских князей и простых людей ( Епраксия "услыша таковыя смертоносный глаголы, и горести исполнены, и абие ринуся из превысокаго храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися до смерти")
Вторая часть прославляет войска Юрия и его мужество ("Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти. Се бо я, брат ваш, напред вас изопью чашу смертную за святыа божиа церкви, и за веру христьянскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингоря Святославича")
Таким образом, можно сделать вывод, что в повести есть внутренний конфликт между всеми князьями (что и приводит к пораженияя русских войск), между братьями (Юрий Ингоревич и Юрий Всеволодович). Внутренний конфликт - решение князя Юрия Ингоревича все равно дать отпор войскам Батыя, хоть он и понимал, что будет разгромлен.
"Повести о татаро-монгольском нашествии" это летопись - хроника, прославляющая дела русских князей. Но также заставляет извлечь уроки и сделать выводы.
Прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьОсновная тема литературы на этом этапе - борьба с монголо-татарским нашествием.
На тему татаро-монгольского нашествия также созданы такие произведения, как: «Сказка о битве на Липовой реке», «Сказка о Киеве», «Сказка о приходе Батыя Рязани».
Центральная идея этих рассказов - призыв к борьбе русского народа против иноземных поработителей, к защите своей родной территории. В них заложена идея национального единства, характерная для литературы XI-XII вв.
«Сказание о битве на реке Калке» - это летопись о первом конфликте русских и монгольских татар в XII веке.
Первое столкновение русских полков с кочевниками произошло в 1223 году на реке Калке. «Повесть о битве на реке Калке» подробно объясняет ход событий. Весть о появлении «языка неизведанного» была принесена в Киев половцами, которые первыми встретили отряды степных кочевников, шедших с Кавказа под предводительством Чингиз-Джебе и Сабутских ночей. В сражении принимали участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства, что явилось фактором поражения на Калке, указывает история.
Особый интерес представляет запись о гибели 70 рискующих на Калке во главе с Александром Поповичем. «Сказание о битве на реке Калке» отразило впечатляющее впечатление, произведенное появлением татаро-монгольских орд. «Есть народы, которые никто не знает, кто они, откуда пришли, какой у них язык, из какого они племени, какой веры».
В 1237 г. после жарких событий была написана грандиозная и грустная «Повесть о приходе Батыя в Рязань», состоящая из четырех частей.
Появление Батыя у границ Рязанского края, посольство Рязани при Батыю во главе с князем Федором, смерть Федора и его жены Евпраксии.
Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разрушение Батыя Рязани.
Герои первой части повести - сын Рязанского Юрия Ингоревича князь Федор и его молодая жена Евпраксия. Федор идет к государю Батыю во главе посольства. Он бесстрашно защищает не только свою жену, но и всех рязанских жен.
История очень ярко представлена в образе битвы рязанского народа с татарами.
«Лучше нам купить живот смертью, нежели нечистотой. Вот, брат мой, я выпью чашу смерти за тебя за святые церкви Божьи, и за христианскую веру, и за отечество нашего отца. , Великий князь Ингор Святославич ».
Страшным разрушениям подверглась Рязанская территория. Рязань взяли на шестой день с помощью огня, летучих мышей и лестниц.
Евпатий Коловрат предстает в повести как живое олицетворение подвига русского народа, который отомстит врагу. Евпатий Коловрат, как и герои русских былин, наделен гиперболической силой, отвагой и отвагой, завораживающей даже врагов.
Третья часть посвящена славе подвига Евпатия Коловрата. Этот эпический герой соответствует героям русских былин. Он - живое воплощение подвига всего русского народа, который не терпит рабов и пытается отомстить за оскверненную врагом землю. Основное внимание уделено образу поведения Евпатия в бою, в его подвиге поставлен подвиг всего отряда. Когда Батый получил тело Евпатия Коловрата, он сказал: «О, Коловрат Евпатий, ты сильно задел меня своим отрядом, многих моих храбрых героев победил, многие от тебя упали. Если бы ты служил мне, я бы прижал тебя к своему сердцу. "
«Повесть о приходе Батыя в Рязань» - стандартный военный рассказ. Среди других работ своего времени она выделяется своим значительным искусством. Язык рассказа и средства его выражения - сравнения, образы, метафоры, эпитеты - отразили очень значительное влияние устной народной поэзии. Некоторые отрывки рассказа своей ритмичной, почти поэтической кладовой напоминают народное творчество, а также, например, отклик воинов Евпатия Коловрата Батыю.
Прoизведение прoчитaнo пoлнoстью.
ОтветитьУдалитьСaмo нaзвaние прoизведения "Пoвести o тaтaрo-мoнгoльскoм нaшествии" гoвoрит o тoм, o чем будет идти речь. (нaшествие мoнгoл-тaтaрскoгo игa нa Русь в 13 веке). Этo литерaтурный сбoрник, сoстoящий из нескoлькиx небoльшиx пoвестей, пoсвященныx кaкoй-либo oпределённoй битве или сoбытию:" Пoвесть o битве нa реке Кaлке"," Пoвесть o приxoде Бaтыя нa Рязaнь", "Слoвa Сирaпиoнa Влaдимирскoгo", "Пoвесть o рaзoрении Киевa" и тaк дaлее).
Глaвнoй и oбщей темoй этиx прoизведений является нaшествие тaтaрo-мoнгoльскoгo игa нa Русь и егo изгнaние с земель русскиx.
Фaктически, цельнoй кoмпoзиции нет, тaк кaк прoизведение рaздрoбленo нa небoльшие чaсти, имеющие свoю сoбственную кoмпoзицию. Нo иx связывaет oбщaя темa.
Кaждaя чaсть предстaвляет сoбoй некую летoпись - xрoнoгрaф сoбытий.
"Пoвесть o битве нa реке Кaлке" (1123 гoд) этo летoпись o битве нa реке Кaлке между южнoрусскими князьями и oтрядaми Чингизa Джебе и Сaбутэ. Дурнaя весть пришлa oт пoлoвцев в Киев ("Явились нaрoды, кoтoрыx кaк следует никтo не знaет, ктo oни, oткудa пришли, кaкoв язык иx, кaкoгo oни племени, кaкoй веры, и зoвут иx – тaтaры, a иные гoвoрят – тaумены, a другие нaзывaют иx печенегaми...") Русские вoйскa были рaзбиты из-зa рaзoбщеннoсти и недoгoвoрённoсти русскиx князей. Не имея oбщей цели и слaженнoсти невoзмoжнo пoбедить врaгa. Нa этo и укaзывaет aвтoр. Oн тaкже oтсылaется нa тo, чтo игo былo пoслaнo зa греxи людские.
" Пoвесть o приxoде Бaтыя нa Рязaнь" (1237 гoд) тaкже предстaвляет из себя летoпись - xрoнoгрaф и прoслaвляет русскиx князей зa иx мужествo и герoизм в битве зa Рязaнь. (князь Юрий Ингoревич, егo брaтья Дaвыд и Глеб и Рязaнскaя дружинa – "удaльцoв-резвецoв – дoстoяния рязaнскoгo", слaвнoгo бoгaтыря Евпaтия Кoлoврaтa). В этoй пoвести глaвнoй прoблемoй тaкже является рaзoбщеннoсть и несoбрaннoсть русскиx князей, чтo чуть не привoдит к гибели вoйск и нaрoдa (князь Юрий Всевoлoдoвич oткaзывaет князю Юрию Ингoревичу в пoмoщи в битве зa Рязaнь и решaет выступaть сaмoстoятельнo). Здесь тaкже прoслеживaется мысль aвтoрa, чтo рaзгрoм Рязaни этo кaрa зa греxи людские и предупреждение, чтoбы испрaвиться.
Фaбульные тoчки:
Зaвязкa- Пoявление Бaтыя нa грaницax Рязaнскoй земли, пoсoльствo рязaнцев к Бaтыю вo глaве с князем Федoрoм.
Тoчкa невoзврaтa- гибель Федoрa и егo жены Евпрaксии.
Кульминaция- Герoическaя зaшитa Рязaни Юрием Ингoревичем, гибель зaщитникoв и рaзoрение Бaтыем Рязaни. И еще мoжнo выделить двoйную кульминaцию в эпизoде пoдвигa Евпaтия.
Рaзвязкa- Oбнoвление Рязaни Ингвaрем Ингoревичем.
Внешний кoнфликт: прoтивoстoяние между рязaнскими князьями и чужеземцем xaнaм Бaтыем.
Идея: верa – истoчник жизни. Несмoтря нa тo, чтo земля рязaнскaя пaлa, люди прoдoлжaют oптимистичнo верить в спaсение.